Роль методологии в изучении экономики труда

Методология (от гр. logos - понятие, учение) имеет два значения: 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Применительно к первому значению сущность методологии экономики труда заключается в изучении важнейших научных положений, обусловленных объективными законами развития производства, труда и общества в социально-ориентированной рыночной экономике; выборе для этих целей научного метода познания; учете этих положений при разработке проекта государственной социально-экономической политики в области труда при переходе к рынку.

В этой связи можно выделить три важнейших положения.

Во-первых, следует признать, что наиболее объективным общим научным методом познания развития общественного труда и его преобразований на пути к рынку являются диалектический метод и его важнейшие положения, обязывающие рассматривать все экономические и социальные аспекты труда во взаимосвязи и взаимообусловленности, в движении, изменении, обновлении и развитии; учитывать превращение простейших количественных изменений в коренные качественные; рассматривать борьбу между старым и новым устройством отношений в сфере труда с учетом свойственных ей внутренних противоречий.

Во-вторых, при изучении сущности и трансформации экономических и социальных процессов труда необходимо учитывать исторический аспект изменяющихся общественно-производственных условий в России, а также практику зарубежных стран в области преобразования и регулирования социально-трудовых отношений при переходе к рынку.

В-третьих, теоретической основой для выработки российской политики в сфере труда должна являться экономическая теория, которая изучает общественно-производственные (экономические) отношения людей, исследует и формулирует экономические законы общества в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда, в области управления производством, распределения материальных благ. Познание и использование этих законов, анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на механизм их действия, - условия реального перевода социально-трудовых отношений в новое русло с учетом развития рынка труда и возрождения отечественного производства на базе повышения производительности и эффективности труда.

Методология как совокупность методов, применяемых в исследовании процессов рынка труда и элементов его организации, выполняет как бы связующую роль между теорией и практикой (рис. 2) и является необходимым звеном, с помощью которого законы общественного и экономического развития реализуются в государственной и кадровой политике и в практической деятельности на определенном этапе развития рынка труда и социально-трудовых отношений.

Рис. 2. Роль методологии в исследовании и регулировании труда

Методология как совокупность методов, используемых в экономике труда, опирается на совокупность российских государственных законов «О труде», «О занятости», «О социальном партнерстве» и др.; на нормативные документы, определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда, его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых процессов и явлений (формы, бланки, технику расчета, инструкции, правила, положения и т.п.).

На основе изложенного можем сформулировать следующее определение методологии и ее роли в изучении экономики труда: методология - это совокупность общих приемов и методов исследования состояния организации общественного труда и выработки решений по повышению производительности труда, совершенствованию нормирования и оплаты труда, а также по перестройке процессов в области управления трудовым потенциалом, регулирования рынка труда.

Выработка стратегии управления трудовым и творческим потенциалом общества и кадровой стратегии управления персоналом предприятий, организаций должна опираться на современную методологию экономики труда и других наук.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте объект и предмет изучения дисциплины «Экономика труда».

2. В чем заключается объективная необходимость и актуальность изучения проблем экономики труда при углублении рыночных реформ?

3. Какие задачи решает экономика труда и как при этом она взаимодействует с другими научными дисциплинами?

4. Охарактеризуйте содержание учебной дисциплины «Экономика труда» и покажите ее роль в подготовке специалистов управленческого типа высшей квалификации.

5. Как развивались методологические и методические положения по проблемам экономики труда и трудовых отношений в работах отечественных и зарубежных ученых?

6. Дайте характеристику основных методов исследования социально-экономических проблем труда на микро-, мезо- и макроуровне.

7. Какие основные положения о труде закреплены в Конституции РФ и как они согласуются с рекомендациями, изложенными в Конвенции МОТ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: