Квалификационная работа выполняется на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. Она представляет собой законченное исследование, связанное с изучением, анализом, разработкой теоретических и практических задач в областях педагогики и психологии.
Тема квалификационной работы определяется в соответствии с перечнем дисциплин психолого-педагогического блока государственного образовательного стандарта и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальностям 050607 – «Педагогика и психология», 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» и профессиональным циклом Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование».
Темы квалификационных работ составляются и утверждаются на заседании кафедры в сентябре месяце. Студент имеет право выбрать или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы курсовой или дипломной работы студент должен учитывать:
|
|
1) тема не должна быть необъятной. Чем точнее сформулирована тема, тем легче будет подыскивать материал для ее раскрытия. Кроме того, следует всегда помнить о том, что для написания текста имеется строго ограниченное количество листов бумаги (курсовая работа – 25-30 листов печатного текста, дипломная (бакалаврская работа) – 50-60);
2)тема не должна представлять нечто абсолютно неизведанное. Владение материалом существенно облегчает написание работы, и, наоборот, вторжение в новую сферу знаний, есть риск затраты значительной части времени, отведенного для создания работы, на «погружение» в теорию вопроса;
3) тема должна быть перспективной. Это означает, что результаты работы в идеале должны найти свое применение и в дальнейшей практической деятельности;
4) тема должна быть интересна и науке и студенту. Личная заинтересованность в достижении нужного результата стимулирует процесс создания работы;
5) сложность и размах темы должны соответствовать личным творческим и интеллектуальным способностям.
Различают:
1) собственно квалификационную (курсовую) работу;
2) итоговую квалификационную (дипломную или бакалаврскую) работу.
Курсовая работа является составной частью итоговой квалификационной работы, поэтому целесообразно начинать ведение исследования уже с начала периода обучения.
Курсовая — это сравнительно небольшая по объему (не более 25-30 страниц печатного текста) научно-исследовательская или научно-практическая работа, посвященная изучению строго определенного вопроса (темы) в рамках изучаемой дисциплины. При соблюдении определенных условий законченная курсовая работа в дальнейшем может послужить основой дипломного или бакалаврского проекта.
|
|
Подчеркнем, что курсовое задание является одним из основных методов обучения студентов и имеет своей целью:
1) закрепление, углубление, обобщение знаний, полученных в теоретических курсах, и применение этих знаний к комплексному решению конкретной педагогической/психологической задачи;
2) привитие навыков работы с литературой, в том числе со справочной литературой, ГОСТами, нормативно-правовыми документами т.д.;
3) закрепление навыков по выполнению практических задач и оформлению необходимой документации.
В общем случае тематика курсовой работы должна отвечать учебным задачам конкретного предмета и увязываться с практическими требованиями современности.
Подготовка курсовой работы требует от исполнителя уверенных навыков в использовании источников информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, самостоятельности мышления и умеренных аналитических способностей. Помимо сугубо учебной цели, выполнение курсовой работы преследует также и важную методическую цель — подготовить студента к итоговой квалификационной работе. В ходе курсового проектирования руководитель регулярно проводит консультации, на которых проверяет все решения и помогает студенту найти правильный путь к решению поставленной задачи. Все материалы к курсовой работе помещаются в папку (скоросшиватель). Примерный срок подготовки курсовой работы составляет от полутора - двух месяцев до четырех-пяти.
Законченная курсовая работа, подписанная студентом, передается руководителю вместе с выступлением и электронным вариантом не менее чем за две недели до защиты. На основании этих материалов руководитель решает вопрос о допуске студента к защите курсовой работы.
Защита курсовой работы осуществляется в присутствии всех преподавателей кафедры и одногруппников. Продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 20 минут, причем, на доклад выпускника отводится не более 7 минут.
Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:
1) вывить знание новейших педагогических и психологических источников, умение использовать методическую литературу и при разработке темы;
2) содержать анализ практического опыта специалистов с выводами и конкретными предложениями по улучшению работы;
3) иметь научно-исследовательский характер: обобщение собранного студентом фактического материала как результата личных наблюдений, педагогического/психологического опыта, данных экспериментальной работы;
4) обладать достаточным теоретическим уровнем на основе изучения документов и литературных источников;
5) представлять завершенное исследование с полным раскрытием сущности рассматриваемого вопроса.
Таким образом, курсовая работа развивает у студентов умения и навыки самостоятельной творческой работы. Овладения методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).
Курсовые работы исследовательского характера формируют у студентов умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливают к выполнению итоговой квалификационной работы, способствуют развитию творческих способностей.
Приведем выписку из государственного образовательного стандарта специальностей 050706 – «Педагогика и психология», 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» относительно требований, предъявляемым к выпускной квалификационной работе специалиста: выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО специальности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического и психологического образования, разработанных УМО по специальностям гуманитарного направления.
|
|
Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.
Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование» относительно требований, предъявляемым к выпускной квалификационной работе бакалавра: итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования определяются высшим учебным заведением.