Тема: «Особенности организации психолого-педагогической работы по профилактике эмоционального выгорания учителя начальных классов».
Объект - эмоциональное выгорание учителя начальных классов.
Предмет - методы, формы и средства профилактики эмоционального выгорания учителя начальных классов.
Цель - исследовать особенности организации психолого-педагогической работы по профилактике эмоционального выгорания учителя начальных классов.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогический аспект эмоционального выгорания учителя начальных классов;
2) составить и апробировать программу диагностики эмоционального выгорания учителя начальных классов;
3) составить и апробировать программу психолого-педагогической работы по профилактике эмоционального выгорания учителя начальных классов.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогическая работа по профилактике эмоционального выгорания учителя начальных классов будет эффективной, если целенаправленно использовать тренинги коммуникативного общения, психологические игры, релаксационные упражнения, элементы музыкотерапии и аутогенных тренировок.
|
|
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы психолого-педагогической работы, направленной на профилактику эмоционального выгорания учителя начальных классов.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
II. Эмпирические:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы, источников периодической печати и психолого-педагогического опыта работы педагогов-психологов по теме исследования;
2) методика «Удовлетворенность избранной профессией» (А.А. Реан (модификация методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой));
3) опросник индекса жизненной удовлетворенности Неугартана;
4) тест оценки степени истощенности своих жизненных сил Аппелса;
5) опросник на выгорание (МВI) К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н.Е. Водопьяновой).
База исследования: МОУ СОШ № 22 п. Беркакит РС (Я). В эксперименте принимали участие 8 учителей начальных классов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на X-ой межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (г. Нерюнгри).
Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы (35 источников), приложения.
Тема: «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Объект исследования – процесс формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
|
|
Предмет исследования – методы и приемы формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы – исследовать возможности формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством психологических занятий по программе «Мой добрый мир».
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогический аспект формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
2) провести исследование особенностей психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
3) составить и апробировать программу «Мой добрый мир», направленную на формирование психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
4) провести анализ опытно экспериментальной работы по программе исследования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: формирование психологического здоровья дошкольников будет успешным, если:
1) учитывать в практической деятельности возрастные особенности формирования психологического здоровья дошкольников;
2) планомерно целенаправленно осуществлять процесс формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с применением методов психогимнастики, игротерапии, релаксации, арттерапии, изотерапии, библиотерапии, сказкотерапии, телесной терапии.
Новизна исследования заключается в составлении психологической программы «Мой добрый мир», направленной на формирование психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы – составленная программа «Мой добрый мир» может быть использована в качестве средства по формированию психологического здоровья у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья педагогами-психологами в дошкольных и коррекционных учреждениях и студентами при прохождении психолого-педагогической практики.
Методы исследования:
I. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение;
II. Эмпирические методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) обобщение и систематизация психолого-педагогического опыта РФ и РС (Я) по формированию психологического здоровья дошкольников c ограниченными возможностями здоровья;
3) тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн);
4) методика диагностики тревожности (Р. Сирс);
5) методика «Лесенка» (В.Г. Щур);
6) методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад).
III. Вспомогательные методы:
1) Т-критерий Вилкоксона;
2) х2-критерий.
Экспериментальной базой исследования явилась дошкольная группа Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 2 г. Нерюнгри.
Апробация результатов:
1) на II студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: гуманитарные науки», г. Москва, 3 апреля 2013 г.;
2) на XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов г. Нерюнгри с международным участием, 11 - 13 апреля 2013 г.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 55 источников, 13 приложений.