Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции государство покрывало налогами свои расходы. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму. Т.о, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
Согласно части первой НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивные исполнители. Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов, во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).
|
|
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и т.д.).
Другая функция налогов как экономической категории состоит – контрольная. Благодаря этой функцииоцениваетсяэффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
|
|
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений),увязываемых со льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д. Действующие льготы по налогообложению направлены на стимулирование:
1. При финансировании затрат на развитие производства
2. На развитие малых форм предпринимательства
3. Занятости инвалидов и пенсионеров
4. Развития различных форм благотворительной деятельности.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В настоящее время действует 8 принципов налогообложения,на которых действует и развивается любая налоговая система любого государства:
1. всеобщность
2. определенность
3. справедливость
4. удобность
5. обеспечения достаточности
6. подвижность налога
7. выбор надлежащего источника и объекта налогообложения
8. однократность налогообложения.
Важнейшие из основных принципов налогообложения отражены в НК РФ следующим образом:
- определённость налога: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения;
- справедливость налогообложения: необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
- запрет на применение налогов, не основанных на законе - не допускается введение налогов, не предусмотренных НК РФ;
- запрет налоговой дискриминации - не допускается дискриминации при налогообложении исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).