Отличие условных рефлексов от безусловных. Условия, необходимые для образования условных рефлексов. Механизм образования временной нервной связи (И.П. Павлов, Э.А. Асратян, П.К. Анохин). Роль подкорковых структур в формировании условных рефлексов.
И.П. Павлов высшей нервной деятельностью назвал деятельность больших полу-
шарий головного мозга и ядер ближайшей подкорки, обеспечивающую нормальные
взаимоотношения организма с окружающей средой. Высшая нервная деятельность осу-
ществляется совокупностью безусловных и условных рефлексов, высших психических
функций и обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменяющимся
условиям, то есть обеспечивает поведение во внешнем мире.
2. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова:
1) принцип структурности;
2) принцип детерминизма;
3) принцип анализа и синтеза.
3. Классификация рефлекторной деятельности организма
И.П. Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две
большие группы: безусловные и условные.
|
|
4. Основные отличия условных рефлексов от безусловных
Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции.
Они постоянны и являются видовыми, то есть свойственны всем представителям данного
вида. Безусловные рефлексы осуществляются всегда в ответ на адекватное раздражение
рецептивных полей. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов проходят через низшие
отделы центральной нервной системы без участия коры больших полушарий.
Условные рефлексы – это индивидуальные приобретенные рефлекторные реакции,
которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Условные рефлексы могут
быть выработаны на любые раздражения любого рецептивного поля и осуществляются
они преимущественно за счет деятельности коры больших полушарий головного мозга.
5. Условия необходимые для выработки условных рефлексов:
1) комбинация двух раздражителей: условного сигнала и безусловного раздражи-
теля;
2) определенная последовательность действия этих раздражителей;
3) необходимо погасить ориентировочный рефлекс, чтобы условный сигнал стал
индефферентным;
4) сочетание действия индифферентного и безусловного раздражителя по силе и
времени;
5) комбинация сочетанного действия двух раздражителей не более 10-15 раз в
день;
6) целостность дуги безусловного рефлекса;
7) полноценность клеток коры больших полушарий;
8) выработка условного рефлекса проводится в специальных изолированных по-
мещениях (отсутствие посторонних раздражителей).
6. Механизмы образования временной нервной связи
И.П. Павлов высказал предположение, что при выработке условного рефлекса
|
|
происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры
больших полушарий – между корковым представительством безусловного рефлекса и
мозговым концом анализатора. Образование временной связи осуществляется по прин-
ципу доминанты.
По мнению А.А. Асратяна временная нервная связь образуется между корковыми
ветвями двух безусловных рефлексов, например, зрительного ориентировочного и пище-
вого безусловного.
Существенную роль в формировании условных рефлексов играют особые поли-
сенсорные нейроны, расположенные в области ретикулярной формации ствола мозга и
коры больших полушарий мозга (П.К. Анохин). На каждом из этих нейронов взаимодействуют (конвергируют) нервные импульсы, возникающие в результате воздействия на
организм условного сигнала и безусловного раздражителя.
7. Классификация условных рефлексов:
I. Натуральные и искусственные.
II. По рецепторному признаку: а) экстероцептивные; б) интероцептивные; в) проприоцептивные.
III. По эффекторному признаку: а) вегетативные; б) соматодвигательные.
IV. По характеру временных взаимоотношений между индифферентным и безусловным
раздражителем: а) наличные; б) следовые. Наличные условные рефлексы, в свою очередь, делятся на: а) совпадающие; б) отставленные; в) запаздывающие.
V. По биологическому признаку: а) пищевые; б) оборонительные; в) половые; г) родительские; д) ориентировочные.
VI. Условные рефлексы высшего порядка.
8. Значение условных рефлексов:
а) обеспечивает совершенное уравновешивание организма с окружающей средой;
б) лежат в основе воспитания, обучения, дисциплины.