Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства. Пределы прав суда надзорной инстанции

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда первой инстанции, а также определения судов второй инстанции и постановления и определения нижестоящих надзорных инстанций. Ходатайство о таком пересмотре может быть принесено только после истечения сроков на кассационное (апелляционное) обжалование решений суда первой инстанции, либо после вынесения решений судом второй и нижестоящих надзорных инстанций.

Закон не предусматривает возможности пересмотреть дела в порядке надзора по инициативе судьи или вышестоящего суда.

Закон ограничивает круг лиц, имеющих право на возбуждение ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора. Не наделены таким правом гражданские истцы и ответчики, представители общественности, участвующие в деле. Право на подачу надзорной жалобы (представления) не ограничено во времени. Она может быть подана как в период отбытия наказания, так и после. По смыслу закона, в случае смерти осужденного надзорная жалоба может быть подана его законными представителями.

Жалоба не может быть принята к рассмотрению в порядке надзора в вышестоящей надзорной инстанции, если она не прошла предусмотренную законом процедуру ее рассмотрения в нижестоящей надзорной инстанции.

Надзорные жалоба или представление должны отвечать следующим требованиям.

1) наименование суда надзорной инстанции, в который подается жалоба (представление);

2) данные о заявителе с указанием его процессуального положения, места жительства или нахождения;

3) указание на судебное решение, которое обжалуется и на суд, его постановивший или вынесший;

4) доводы лица, по которым он просит отменить или изменить судебное решение;

5) перечень прилагаемых к жалобе материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Надзорное производство состоит как бы из двух этапов - рассмотрение надзорных жалоб (представлений) единолично судьей и их рассмотрение в судебном заседании судом надзорной инстанции, если судьей принято решение о возбуждении надзорного производства.

Под судом надзорной инстанции, в который судьей или председателем суда направляется надзорная жалоба (представление) на рассмотрение, следует понимать суд, непосредственно вышестоящий по отношению к той инстанции, чье решение оспаривается.

Срок рассмотрения надзорной жалобы (представления) судом надзорной инстанции начинает истекать со дня вынесения постановления о возбуждении надзорного производства.

Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным. Суд, назначив дело к слушанию, обязан представить лицам возможность ознакомиться с надзорной жалобой (представлением).

В качестве докладчика дела может выступать любой судья суда, в котором действует надзорная инстанция, включая судью, вынесшего постановление о возбуждении надзорного производства, кроме судей, ранее участвовавших в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций. Вопросы докладчику могут задавать только судьи суда надзорной инстанции.

Постановление (определение) суда надзорной инстанции должно быть мотивированным. В нем отражаются требования, которые содержатся в надзорной жалобе (представлении); доводы, по которым суд согласился с ними или отверг их; выводы суда надзорной инстанции.

Оставление надзорной жалобы (представления) без удовлетворения возможно в двух случаях: когда приговор суда первой инстанции, приговор суда апелляционной инстанции, определения и постановления надзорных инстанций, на которые поданы надзорные жалобы или принесено надзорное представление, являются законными и обоснованными; когда заявленные в жалобе (представлении) требования соответствуют закону

Пределы прав суда надзорной инстанции

Статья 410 УПК сохраняет так называемый ревизионный порядок рассмотрения дел судом надзорной инстанции. Он заключается в том, что суд надзорной инстанции не только обязан проверить доводы надзорной жалобы (представления), но и вправе проверить все производство по делу, в том числе по вопросам, не поставленным в жалобе (представлении).

При этом надзорная инстанция может при принятии решения, о котором ходатайствует лицо, подавшее жалобу (представление), использовать обстоятельства, на которые не ссылался автор жалобы (представления), либо принять решение о таких изменениях или отмене судебных решений, о которых лицо, подавшее жалобу (представление), не просило.

2. Принцип невозможности "поворота к худшему" в суде надзорной инстанции (ст.405 УПК) распространяется не только на решения суда первой и второй инстанций, но и на решения суда надзорной инстанции. Поэтому вышестоящая надзорная инстанция, установив, что нижестоящая надзорная инстанция снизила меру наказания осужденному, применив более мягкий уголовный закон, или прекратила производство по уголовному делу, не вправе отменять его по мотивам необоснованного улучшения положения осужденного.

Равным образом подлежит отмене надзорное определение (постановление), если им допущено ухудшение положения осужденного.

3. Право суда надзорной инстанции проверять уголовное дело в отношении лиц, о пересмотре дела которых жалоба (представление) не приносилась, касается как тех осужденных, которые признаны соучастниками лица, в отношении которого подана жалоба (представление), так и других осужденных по делу.

5. Предусматривает право, а не обязанность суда надзорной инстанции проверить дело в ревизионном порядке, в отношении как всех обстоятельств дела, так и всех осужденных по данному делу, поэтому принятие надзорной инстанцией решения по делу не ограничивает права осужденных по делу, в отношении которых надзорное решение не принималось, обратиться с надзорной жалобой в ту же инстанцию.

Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении дела. Однако эта инстанция не может давать указания, направленные на ухудшение положения осужденного либо влекущие нарушения принципа состязательности и равноправия сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: