Развитие социальной работы в современных условиях (втор. пол. – нач. XXIв.)

Новейший период исторического развития России является одним из самых драматичных: распад Советского Союза и крушение коммунистического режима, становление идеологическо - политического плюрализма, зарождение гражданского общества, новых классов и т.д. Однако экономическая и социальная цена реформ оказалась необычайно высокой. Острейшими социальными проблемами стали безработица, вынужденная миграция населения, рост преступности, сокращение рождаемости детей, превышение смертности над рож­даемостью, увеличение числа алкоголиков, наркоманов, токси­команов и т.д. Резко усилился процесс имущественной диффе­ренциации общества, стал ощутим распад хозяйственно-эконо­мических связей, участились национальные конфликты. Все это вызвало рост социальной напряженности в обществе. Одновре­менно рушилась и старая система социальной защиты населения. Потребность же в помощи специалистов-профессионалов стре­мительно росла. Люди, сталкивающиеся со сложными социальны­ми проблемами, сами решить их порой не могли.

В результате в России остро встала проблема социальной ра­боты, как феномена социального общества. Постепенно склады­вается система этой деятельности. Точкой отсчета считают 1991 год, когда в нашей стране была официально введена профессия «специалист социальной работы».

Социальную работу осуществляют государственные общественные и религиозные организации. В настоящее время выделяют несколько подходов к видам социальной работы. Один из них рассматривает социальную работу как профессиональную деятельность, возникшую в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи. Сейчас действуют более полутора тысяч общественных объединений, которые можно отнести к благотворительным: один из них занимаются помощью, и социальной реабилитацией безнадежно больных; осуществляют социальную защиту военнослужащих; третьи - социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, четвертые - социальную защиту и помощь детям, жертвам экономических катастроф, беженцам, бездомным, безработным и т.д. Следует отметить, что общественные объединения рассматриваемого направления привлекают к благотворительной деятельности немало спонсоров из коммерческих структур.

Второй подход к видам социальной работы, который можно выделить, рассматривает социальную работу как профессиональную деятельность. Цели этой деятельности сформулированы федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). В нем законодательно закреплена система учреждений социального обслужи­вания населения различных типов. Госучреждения в рассматри­ваемый период представлены в целом по России Министерством социальной защиты населения (Министерство труда и со­циального развития, Министерство здравоохранения и социального развития). На министерство возложена не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но и организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческо­го начала с целью укрепления отрасли в финансировании соци­альных программ, осуществление внешнеэкономической деятель­ности.

Следует заметить, что с принятием Концепции развития со­циального обслуживания населения Российской Федерации (ав­густ 1993 г.) наметился отход от принципов социального обеспе­чения и переход к системе социальной защиты, в основе которой лежит забота государства, включающая как устранение причин, препятствующих достижению нуждающимися оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной по­мощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Этому должны содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. Основными формами работы этих служб стали материальная помощь, помощь на дому, обслу­живание в условиях стационара, предоставление временного при­юта, организация дневного пребывания в учреждениях социаль­ного обслуживания, консультативная помощь, социальный пат­ронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, со­циальная помощь и поддержка.

В рассматриваемый период заметные изменения произошли в пенсионном обеспечении граждан. В ноябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О государственных пенсиях в РСФСР», который определил основным критериям условий и норм пенсионного обеспечения труд и его результаты. Вскоре (декабрь 1990 г.) был создан Пенсионный фонд РФ, который является финансовым гарантом государственного пенсионного обеспечения более 30 млн. человек.

Большим социальным достижением этого закона явилось установление пенсий по старости для пожилых людей, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа. Данный закон действовал около восьми лет. Однако ход экономических преобразований в стране показал полную не эффективность проводимой пенсионной реформы. Поэтому 1 февраля 1998 г. в России начал действовать новый закон о пенсиях. Теперь в основу начисления пенсий входил не сам заработок пожилого человека в рублях, а его отношение к средней зарплате по России в момент выхода на пенсию. Сама пенсия теперь начала исчисляться в процентах от средней зарплаты в России и с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, который не должен был превышать 0,7 от средней зарплаты по старости. Новый закон исключил из стажа работы годы учебы в высших учебных заведениях и аспирантуре, этим ухудшив положение пожилых людей, имеющих высшее образование. Кроме того, новый закон исключил из сферы своего действия всех работающих пенсионеров.

Положение начало меняться в лучшую сторону в 2001 году, когда была разработана новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

1 января 2002 г. вступил в силу пакет новых Федеральных законов о пенсиях, которые развивали страховые механизмы пенсионного обеспечения.

Размеры трудовых пенсий по старости теперь высчитываются из базовой и страховой, а с 2013 г. и накопительной части. Осуществляется индексирование пенсий с учетом темпов роста инфляции. Кроме того, новое пенсионное законодательство включает теперь в страховой стаж службу в армии и уход за ребенком до 1,5 лет. Вновь пенсии начали выплачиваться независимо от того работает или нет пожилой человек.

Дальнейшее развитие получила в наше время благотворительность. После принятия в 1995 г. закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» появились тысячи благотворительных организаций (подробней о деятельности благотворительных организаций в современной России см.: Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. – М., 2006. – С. 246 - 330).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: