Для формализации задачи выбора необходимо, чтобы альтернативы сравнивались по количественным критериям. Поэтому важно, чтобы большая часть (особенно наиболее весомых) критериев состояла из количественных критериев.
Следовательно, критерий есть количественно выраженная цель - ее количественная модель. Например, можно определить такие общие для большинства предприятий критерии достижения целей:
§ для собственников - высокие и стабильные дивиденды не ниже банковского процента по вкладам (например, не менее 12%);
§ для управляющих - доля рынка (например, не менее 42%), Уровень применяемых технологий (например, соответствующий ISO 9000), репутация предприятия (например, репутация 100%-го плательщика по обязательствам), уровень корпоративной культуры (например, количество случаев появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии – 1 случай в год на 1000 работающих);
§ для работников - увеличение заработной платы (например, темпами, превышающими инфляцию на 2%), социальные гарантии (например, перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации);
|
|
§ для конкурентов - доля рынка: увеличение на п процентов (если цели согласованы) или уменьшение на п процентов (если цели не согласованы и цель конкурентов заменяется на противодействующую цель предприятия);
§ для клиентов - цена и качество товара: снижение цен на п процентов, увеличение товарной номенклатуры до т позиций, оказание р дополнительных услуг.
Перечисленные выше критерии образуют систему критериев достижения целей предприятия.
Для получения оценок по критериям используются определенные шкалы, которые задают совокупность возможных значений показателей и их допустимых преобразований. Существуют три основных типа шкал - номинальная, порядковая и метрическая. В свою очередь к метрическим шкалам относятся шкала интервалов, шкала отношений и абсолютная шкала. Показатели, значения которых измеряются в номинальной или порядковой шкалах, называются качественными. Количественными называют такие показатели, значения которых измеряются в любой метрической шкале.
Каждый тип шкалы имеет свою информативность и свой класс допустимых преобразований (т.е. операций с показателем). При измерении показателей наибольшее распространение имеют номинальные, порядковые и метрические шкалы. Среди метрических выделяются абсолютные шкалы, шкалы отношений и интервальные шкалы.
Номинальная шкала, или шкала наименований, применяется для описания принадлежности объектов к определенным классам. В этой шкале число используют лишь для обозначения и выделения объекта. Это наименее совершенный тип шкалы.
|
|
Порядковая шкала (ранговая) используется для упорядочения объектов по одному или нескольким признакам. Числа в этой шкале определяют только порядок следования объектов по их предпочтительности, но не позволяют утверждать, в какой степени один объект предпочтительнее, чем другой.
Шкала интервалов применяется для отображения различий между свойствами объектов. Значения показателей в шкале интервалов позволяют определить, насколько один объект превосходит другой. Эта шкала может иметь произвольные точки и масштаб. Основное свойство шкалы интервалов - сохранение отношения интервалов при любом допустимом преобразовании шкалы.
Шкала отношений - частный случай шкалы интервалов при выборе нулевой точки отсчета. В отличие от шкалы интервалов
0на позволяет судить, во сколько раз некоторое свойство одного объекта «сильнее» или «слабее», чем это же свойство у другого объекта.
Абсолютная шкала - самая совершенная, в ней не допускается никаких преобразований показателей. Это означает, что существует только одно отображение объектов в числовую шкалу.
Шкала считается тем совершенней, чем меньше множество ее допустимых преобразований. А это, в свою очередь, дает возможность более точно определить понятия «количественный» и «качественный показатели».