Отмеченные противоречия частично устраняются в методе «синектики», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом. Факторы реализации метода синектики приведены на рис. 12.4.
Автор «синектики» У. Гордон в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного - в явный, из стихийного - в сознательно управляемый. Цель аналогий - поменять привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть по-новому на «Наследство из замороженных слов» и способов понимания. Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий:
§ прямая аналогия предлагает рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики, - как там решаются аналогичные задачи;
§ личная аналогия, или эмпатия, предлагает «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить оптимальный вариант решения;
|
|
§ символическая аналогия - нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса
§ характеризуют сущность объекта (например, головка молотка, дерево решений, подавить сопротивление и т.п.);
§ фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд.
Аналогии для озарения - прямые (например, аналогии с биологическими системами) - личные (отождествление себя с объектом исследования |
Аналогии для озарения - символические (поэтические метафоры и сравнения) - фантастические (формирование образа не существующего, ножелаемого |
Метод «мозговой атаки» |
Этапы ссесии синекторов 1. Целеполагание 2.Дискуссия 3.Анализ и отбор идей 4.Подведение итогов |
Трудности - целесообразно выполнять вслед за «мозговым штурмом» - в состав группы должны входить представители творческих профессий - требование максимальной психологической комфортности - необходимость специального психологического образования для ведущего |
Рис. 12.4. Факторы реализации метода «синектики»
Метод синектики предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче и заключается в следующем.
1. Формируется группа из пяти-семи человек, имеющих гибкое мышление, опыт, психологическую совместимость, общительность и подвижность.
2. Вырабатываются навыки совместной групповой работы.
|
|
3. Перебираются не только известные подобные решения, но и все возможные и невозможные (фантастические) решения.
4. Запрещается обсуждать достоинства и недостатки членов группы.
5. Разрешается каждому прекратить работу в любой момент без объяснений причин.
6. Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.
В отличие от «мозгового штурма» здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).
Последовательность решения проблемы:
1) проблема, как она задана, - формулировка проблемы;
2) очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем сочетание существующих решений (этот этап напоминает «мозговой штурм»);
3) превращение необычного - в привычное, поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);
4) проблема, как она понята, - определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы;
5) наводящие вопросы - председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Каждый член группы в свободной манере проигрывает наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.