Конкурентоспособность продукции – это совокупность качественных и стоимостных свойств продукции, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя. Исходя из этого, главным признаком качественности и конкурентоспособности продукции является рост объема продаж. Покупательный спрос на продукцию предполагает наличие определенных запросов к изделию в момент его приобретения и эксплуатации. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции приведена на рис 1.
Рис 2. Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим, эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам), экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
|
|
При определении конкурентоспособности используют следующую группу параметров в таблице 2
Таблица 2 - Параметры оценки конкурентоспособных изделий на рынке
параметры | показатели |
назначение продукции | состав параметров зависит от конкретного вида продукции: расход на единицу; срок службы; и др. |
технологические | характеризуют эффективность конструкторско-технических решений изделий |
экономические | цена, наличие гарантии, предпродажного и послепродажного сервисного обслуживания, необходимость приобретения сопутствующих товаров и расходных материалов |
экологические | возможность утилизации продукции, уровень воздействия на окружающую среду и человека |
эстетические | цветовое решение, дизайн, наличие и качество упаковки |
эргономические | уровень соответствия продукции физическим, психологическим и другим свойствам человеческого организма |
нормативные | соответствие ГОСТ, ОСТ, ТУ, наличие сертификатов и аттестатов |
Нормативные параметры, характеризующие свойства изделия.
Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100) принимаемого за 100%:
g = ·100
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:
|
|
G = ∑ ai · gi
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
I = Gт/Gэ
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке необходимо определить долю рынка, контролируемую данной фирмой: чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот.
С этой целью рассчитывают показатель отношения доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше — низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.