Критериальную основу поведения человека составляют устойчивые характеристики его личности, предопределяющие выбор им поведения на основе его критериальной базы.
Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения, ц енностей, верований и принципов.
Расположение можно определить как априорное отношение к чему либо, определяющее положительную или негативную реакцию на него по принципу нравится -- не нравится.
Ценности это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Они составляют сердцевину личности человека.
Верования это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.
Принципы являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.
Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческой организации. Ее можно представить как применение этических принципов к деловым ситуациям.
|
|
Основные подходы к моральным проблемам бизнеса, опираются на четыре этических направления.
Первое из них основывается на религиозной этике и ориентации на абсолютные нравственные ценности: «не лги», «не укради»; «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.
Второе основывается на т.н. теории утилитаризма. В соответствии с ней – Правомерным является действие, которое приводит к максимальному полезному эффекту.
Третье опирается на деонтическую этику (этику долга) исходит с позиций моральных прав и опирается на рационалистический подход к этике Эммануила Канта и его основной императив: «Следуй только тому закону, который ты бы хотел превратить во всемирный», а также декларацию ценности человеческой автономии, т.н. права человека.
Четвертое направление основывается на этике справедливости. Ее основа – человеческое равенство и справедливость как его выражение. Моральным долгом является подчинение закону, одинаковому для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.
Современная концепция справедливости американского ученого Д. Ролза основывается на следующих принципах:
Концепция социальной ответственностибизнеса (КСО) основывается на этических нормах.
Она зародилась в начале ХХ века и получила активное развитие в начале 70-х годов ХХ века.
Представители этого направления установили прямую зависимость между богатством государства и его народа, успехом бизнеса и его социальной ответственностью перед обществом и сотрудниками.
Первым вопрос о социальной ответственности бизнеса поставил сталелитейный магнат Э. Карнеги. Он назвал два основных принципа, на которых базируется социальная ответственность: благотворительность и служение обществу.
|
|
В последующие годы это направление отметилось рядом подходов к социальной ответственности бизнеса. Первый подход в 1936 г. сформулировал Р. Вуд: предприятия имеют широкие социальные обязательства и должны учитывать интересы всех слоев общества (потребителей, местных общин, держателей акций и работников), на которое оказывает влияние их деятельность. Социальная ответственность бизнеса понималась как добровольное решение менеджеров о помощи работникам, регионам и обществу в целом в решении их социальных вопросов.
Второй подход связан с именем нобелевского лауреата М. Фридмена, который единственной социальной ответственностью бизнеса считает организацию деятельности и получение прибыли в рамках действующего законодательства.
Третий подход -- железный закон ответственности К. Дэвиса, согласно которому «в долгосрочной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет».
Все приведенные подходы сосуществуют.
В настоящее время существуют четыре основных подхода к реализации социальной ответственности бизнеса: 1) рыночный подход; 2) подход с позиций государственного регулирования; 3) подход с позиции «корпоративной совести»; 4) подход с позиции «заинтересованного лица».
Рыночный подход исходит из того, что потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где организации руководствуются только принципом умножения прибыли в условиях свободной конкуренции.
Подход с позиции государственного регулирования предполагает участие государственных структур как полномочных надзирателей над деловой жизнью, хотя государственное регулирование никогда не бывает совершенным.
Подход с позиции корпоративной совести опирается в большей степени на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководство и подчиненные. Движителем этого подхода является здоровая, этически выдержанная корпоративная культура, ценности которой могут быть сведены в этический кодекс организации или просто отразятся на ее репутации.
Подход с позиций «заинтересованного лица» исходит из того, что цели организации необходимо устанавливать путем сбалансированности противоречивых запросов разных заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо в широком смысле -- это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, которые могут повлиять на достижение поставленных организацией целей или на которых может повлиять достижение поставленных организацией целей: общественные группы, правительственные организации, профобъединения, конкуренты, союзы, рабочие и служащие, группы покупателей, владельцы акций и др.
Заинтересованное лицо в узком смысле -- это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации.
Деловые организации в практике КСО не остались в стороне. Наиболее широкое распространение получили следующие меры повышения этичности поведения:
· Этические кодексы, описывающие систему ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники;
· «Карты этики» -- набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс для каждого сотрудника организации;
· Комитеты по этике. Их роль – выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.
· Обучение этичному поведению
· Социальные отчеты. Самыми распространенными стандартами в области социальной отчетности являются международные стандарты АА1000 и рекомендации по отчетности устойчивого развития GRI (Global Reporting Initiative – Глобальная инициатива по отчетности).
|
|
· Социальные ревизии
· Этическая экспертиза
· Этическое консультирование.
В развитии концептуальных основ социальной ответственности, предприятий в США и Западной Европе выделяют три этапа.
I этап (1960-е -- середина 1970-х гг.) -- расцвет традиционной благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.
II этап (середина 1970-х -- начало 1980-х гг.) -- становление стратегической филантропии. Бизнеса изъявил готовность получать оптимальную прибыль вместо максимальной, избрав целью решение социальных проблем, а не борьбу с их результатами. Социальные проблемы увязываются со стратегическими целями самой организации.
III этап (конец 1980-х -- настоящее время) -- развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные, социально значимые проблемы местных сообществ.
Глобальный договор – инициатива Организации Объединенных Наций, в рамках которой создаются условия для сотрудничества бизнеса с различными агентствами ООН, государственными и общественными организациями для претворения в жизнь принципов социального равенства и сохранения окружающей среды.
Идея Глобального договора, предложенная бывшим Генеральным секретарем ООН в 2000 году, является наиболее многочисленной инициативой в области КСО, в которой участвуют около 4000 компаний из 110 стран мира, (по данным на 1 ноября 2007 г.).
Глобальный договор продвигает принципы корпоративной социальной ответственности (КСО), обеспечивая тем самым участие бизнеса в решении наиболее острых проблем общества, как на глобальном, так и локальном уровнях.
|
|
Принципы Глобального Договора:
Права человека
Компании (предприятия) должны
1. поддерживать и соблюдать права человека, провозглашенные международным сообществом, и
2. принять меры к тому, чтобы не быть замешанными в нарушении прав человека.
Условия труда
Предприятия должны
3. поддерживать свободу объединений и признание на деле права на заключение коллективных договоров;
4. выступать за устранение всех форм принудительного труда;
5. выступать за полное искоренение детского труда;
6. содействовать ликвидации дискриминации в сфере труда и занятости.
Охрана окружающей среды
Деловые круги должны
7. способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду;
8. предпринимать, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
9. поощрять создание и распространение экологически чистых технологий.
Противодействие коррупции
10. Предприятия должны бороться против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Для участия в Глобальном договоре компания направляет письмо на имя Генерального секретаря ООН о присоединении к нему.
Участники Глобального договора:
· вносят изменения в свою стратегию, с тем, чтобы принципы социальной ответственности и Глобального договора стали частью деловой практики и корпоративной культуры;
· публично поддерживают Глобальный договор и его принципы в своих пресс-релизах, выступлениях и т.д.;
· готовят ежегодные отчеты о своей деятельности в области КСО и внедрения принципов ГД;
· становятся членами национальной сети участников ГД.
В настоящее время в деловой практике принят стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000) который определяет социально-этические нормы оценки деятельности предприятий, требования по социальной ответственности для того, чтобы предоставить организациям возможность развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры в соответствии с требованиями социальной ответственности бизнеса. Требования этого стандарта универсальны, согласованы с документами МОТ и ООН и распространяются независимо от географического расположения предприятия.