Frame в переводе означает рамка.
Frame в области искусственного интеллекта трактуется как структура знаний для восприятия пространственных сцен.
Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация.
Пример абстрактного образа: слово «комната» – ассоциируется с образом жилого помещения с окнами, дверьми, полом и потолком и с площадью равной примерно 6-20 кв. метров. Есть пустые места – количество окон, цвет стен, высота потолка и т.д.
Типичная структура фрейма имеет вид, рассмотренный на рис. 2.
Рисунок 2 – Структура фрейма
Слотом может являться другой фрейм.
Различают фреймы – образцы или прототипы, которые хранятся в базе данных, и фреймы – экземпляры, которые создаются для отражения реальной ситуации на основе поступающих данных.
Пример:
Магазин – образец;
Булочный магазин – экземпляр.
Модель фреймов является действительно универсальной, т.к. позволяет отображать все множество знаний о мире через следующие фреймы:
1. Фрейм-структура – предмет или понятие;
2. Фрейм-роль;
3. Фрейм-сценарий;
4. Фрейм-ситуация.
Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории семантических сетей полезных свойств. Реальные фреймовые модели являются сетевыми.
На рис. 3 изображается сеть фреймов, где AKO – это связи (a kind of – это).
Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда наследуется свойство.
Человек Ребенок Учится
Рисунок 3 – Сеть фреймов
Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является способность отражать концептуальную основу организации памяти человека, а также гибкость и наглядность.
Существует специальный язык представления знаний в сетях фреймов – FRL, на нем построены промышленные экспертные системы ANALIST, НОДИС.