МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РФ
Понятие муниципального права
Муниципальное право – относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права относится к началу 1990‑х гг. В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местного самоуправления.
В качестве кодифицированного акта применительно к муниципальному праву рассматривается Конституция РФ.
Слово «муниципальный» происходит от латинского «municipium», обозначающего буквально «самоуправляющаяся община».
Предмет и методы муниципального права
Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.
Такие общественные отношения возникают:
1) при реализации населением форм непосредственной демократии;
|
|
2) формировании органов местного самоуправления;
3) обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения;
4) взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти;
5) судебной защите прав органов местного;
6) несении ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
В муниципальном праве преобладают императивные методы.
Императивные методыправового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В муниципальном праве используют следующие императивные методы:
1) предписание, заключающееся в установлении в для субъекта правоотношения определенного порядка действий, который не может быть нарушен.
Так законодательством о местном самоуправлении предписано сопровождать наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ;
2) запрет, заключающийся в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. Так, законодательством о местном самоуправлении запрещено производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами, кроме законов.
Диапозитивные методыоснованы на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения. В муниципальном праве используют следующие диспозитивные методы:
|
|
1) дозволение, заключающееся в предоставлении участникам муниципальных правоотношений права совершать либо не совершать какие‑либо действия по своему выбору;
2) согласование, применяющееся при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого‑либо согласия между ними. Этот метод может применяться, например, при взаимодействии органов местного самоуправления двух муниципальных образований и более;
3) рекомендации, заключающиеся в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников муниципальных правоотношений.
Так, многие субъекты РФ с целью упрощения муниципального правотворчества принимают типовые уставы муниципальных образований, которые носят рекомендательный характер;
4) поощрение. Этот метод во многом схож с методом рекомендаций. Разница состоит лишь в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую‑либо модель поведения, но и предоставляет льготы или иные блага при ее выборе.