Анализ финансовых результатов деятельности оптовых организаций начинают с изучения валовой прибыли.
Основным источником формирования валовой прибыли оптовой организации являются оптовые надбавки к отпускным ценам на товары, которые устанавливаются по согласованию с покупателем.
Если оптовая организация осуществляет и розничную продажу товаров, то валовая прибыль изучается по видам деятельности.
Цель анализа финансовых результатов в оптовой торговле, как и в розничной, выявление резервов роста валовой прибыли.
В оптовой торговле основным направлением увеличения валовой прибыли является сокращение звенности товародвижения, поскольку в этом случае оптовая организация получит максимальную надбавку.
Значительный удельный вес в прибыли до налогообложения занимает сумма штрафов, пени, неустоек, полученных (уплаченных) за нарушение договорных поставок. В отдельных случаях оптовая организация получает прибыль за счет сумм штрафов, пени, неустоек, что не свидетельствует об эффективности работы оптовой базы.
|
|
Методика анализа прибыли оптовых организаций всех видов деятельности аналогична методике, применяемой при анализе финансовых результатов в организациях розничной торговли.
Заканчивается анализ обобщением и реализацией выявленных возможностей и резервов роста прибыли и рентабельности.
Особенности анализа финансовых результатов организаций общественного питания
Валовая прибыль организаций общепита зависит от изменения в составе товарооборота, то есть изменения доли в товарообороте продукции собственного производства и покупных товаров. По покупным товарам источником формирования валовой прибыли являются торговые надбавки (скидки), а по продукции собственного производства – наценки общепита.
Влияние изменения состава товарооборота и уровней валовой прибыли от продажи собственной продукции и покупных товаров на выполнение задания (динамику) среднего уровня валовой прибыли в целом по организации определяется при помощи процентных чисел с применением приема цепных подстановок (этот способ применяется, если в организации общепита ведется раздельный учет валовой прибыли (уровня валовой прибыли по продукции собственного производства и покупных товаров)).
Таблица 8.3 – Расчет влияния состава товарооборота и уровней валовой прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров на средний уровень валовой прибыли
Состав товарооборота | Общий объем товарооборота в действующих ценах | Валовая прибыль | Процентные числа (5*7) | Средний уровень валовой прибыли при фактическом составе товарооборота и базисных уровнях валовой прибыли по отдельным видам реализации (итог гр.11÷100) | ||||||
прошлый год | отчетный год | прошлый год | отчетный год | |||||||
сумма, млн.р. | уд. вес, % | сумма, млн.р. | уд. вес, % | сумма, млн.р. | уровень, в % | сумма, млн.р. | уровень, в % | |||
Продукция собственного производства | 78,6 | 79,6 | 64,658 | 63,409 | 5146,8 | - | ||||
Покупные товары | 21,4 | 20,4 | 47,296 | 48,973 | 964,8 | - | ||||
Итого | 60,947 | 60,459 | 6111,6 | 61,116 |
Таким образом общий уровень валовой прибыли изменился в отчетном периоде по сравнению с базисным на – 0,488 %, в том числе за счет:
|
|
- изменения состава товарооборота, в результате чего средний уровень валовой прибыли увеличится на 0,169 % (61,116-60,947);
- уровня валовой прибыли каждого вида продукции, в результате чего средний уровень валовой прибыли снизился на 0,657% (60,459-61,116).
Общее изменение среднего уровня валовой прибыли составило -0,488 % (0,169-0,657).
Если в организации отсутствует информация об уровне валовой прибыли по каждому виду реализации, то общий уровень валовой прибыли по реализации собственной продукции определяется по следующей формуле (8.19):
, (8.19)
где – средний (общий) уровень валовой прибыли в базисном периоде;
АВП - соотношение уровня валовой прибыли по продукции собственного производства к уровню валовой прибыли по покупным товарам (определяют исходя из данных о фактическом соотношении уровней валовой прибыли по реализации собственной продукции и продаже покупных товаров за прошлый или отчетный периоды);
- удельный вес собственной продукции в товарообороте в базисном периоде.
Уровень валовой прибыли по покупным товарам определяется (8.20):
, (8.20)
Расчет влияния других факторов и сама методика анализа финансовых результатов организаций общепита аналогична методике, применяемой в организациях розничной торговли.