В рамках процесса консультирования выделяют следующие стадии.
Предварительная стадия. На предварительной стадии процесса консультирования происходит осознание руководителем наличия проблемы и необходимости ее разрешения и признание им, что для разрешения проблемы необходимо привлечь внешнего консультанта. На этой же стадии осуществляется поиск источников информации о консультантах, сбор и анализ информации об самих консультантах, их услугах, базовых условиях сотрудничества.
Предпроектная стадия. Предпроектная стадия (фаза подготовки) характеризуется началом работы консультанта и клиента, их первым контактом. Обе стороны проводят предварительные переговоры о возможности сотрудничества, происходит первое обсуждение проблемы и возможных путей ее разрешения.
Для проведения предпроектных переговоров особенно эффективны учебно-консультационные мероприятия — семинары, выставки, конференции — с участием консультантов и будущих клиентов. Эти мероприятия позволяют сократить стадию выработки общего языка и взаимопонимания, а также способствуют осознанию потребности в консультировании, и предвосхищают подписание будущего договора на оказание консультационных услуг между компанией-клиентом и консультантом.
|
|
Также на этой стадии назначается ответственный за дальнейшее взаимодействие рабочей группы и консультанта.
Проектная стадия. На этой стадии консультанты занимаются диагностикойорганизации илипредприятия-клиента - сбором данных, позволяющих в итоге сформировать комплексную картину состояния и жизнедеятельности компании, а также, рисков и перспектив е развития.
В рамках оргдиагностики решаются задачи сбора и анализа данных по:
- организации производства;
- состоянию конкурентов взаимоотношений с ними;
- информационным потокам и связям на предприятии;
- элементам среды макроокружения предприятия (по существующей и прогнозируемой экономической политике, макроэкономическим показателям, государственному регулированию и др.);
- организации управления предприятием в целом.
Методами диагностики могут являться:
- Наблюдение в форме участия консультанта в оперативных заседаниях, проводимых ежедневно руководство предприятия. Здесь консультант может почерпнуть информацию, характеризующую текущее положение организации
клиента в целом.
- Беседы, как с представителями руководства всех уровней, так и с рядовыми работниками. Есть возможность получить фактические данные.
- Сбор и обработка письменных материалов, характеризующих стратегическую и оперативную деятельность предприятия.
|
|
- Тестирование, анкетирование и интервьюирование.
- Проведение SWOT-анализа, который позволяет проанализировать сильные и слабые стороны элементов внутренней среды предприятия, а также возможностей и опасностей элементов внешней среды.
Результаты диагностики представляются в виде документов:
1. Обзор организации управления предприятием:
– стратегия фирмы;
– результаты реализации этой стратегии;
– характеристика продуктов предприятия;
– характеристики сильных и слабых сторон внутренней среды предприятия, а также возможностей и угроз внешней среды предприятия;
– характеристика работы с кадрами;
– обзор процессов документооборота;
– обзор социально-психологического климата на предприятии.
2. Обзор процессов организации производства:
– логистика производства;
– технологические карты;
– технико-экономические показатели производства;
– производительность труда и эффективность использования ресурсов;
– производственные возможности.
3. Отчет о результатах маркетингового исследования:
– характеристика портфеля продуктов предприятия;
– результаты исследования внутреннего и внешнего рынков;
– оценка позиций данного предприятия и его конкурентов на этих рынках;
– анализ конкурентной среды.
4. Обзор финансовой деятельности предприятия:
– анализ кредитной и инвестиционной политики;
– комплексный анализ балансов предприятия;
– анализ движения наличных средств, ликвидности.
5. Обзор кадрового потенциала предприятия:
– анализ деловых, профессиональных, личных качеств работников предприятия;
– анализ систем продвижения и поощрения;
– анализ программ обучения и повышения квалификации кадров.
6. Обзор процессов информационного обеспечения на предприятии:
– обзор процессов документооборота;
– обзор процессов обслуживания клиентов;
– автоматизация отдельных систем управления.
7. Обзор коммуникационных процессов:
– характеристика коммуникационных стилей;
– характеристика элементов корпоративной культуры — системы ценностей, правил, ритуалов на предприятии.
Для обобщения результатов диагностики консультанты должны осуществить следующие действия:
1. Сформулировать важнейшие проблемы.
2. Совместно с клиентом оценить их и установить приоритет проблем, провести анализ и синтез альтернатив.
3. Выделить стратегические центры прибыли и центры затрат.
4. Выработать предварительные рекомендации и предложения по тактике решения проблем стратегического управления, по совершенствованию организации управления предприятием и реструктуризации предприятия в целом и/или отдельных его функциональных областей. Разрабатываются нормы, процедуры, правила, касающиеся необходимых изменений и инноваций; определяются роли сторон по реализации проекта (фаза планирования действий).
На этапе внедрения проекта с целью эффективной реализации утвержденных руководством организации-клиента рекомендаций консультантов можно сформировать управляющую команду из числа руководителей и специалистов компанииклиента и консультантов, которая, прежде всего, должна разработать оперативные мероприятия, процедуры для создания благоприятного климата (путем привлечения, обучения, мотивации персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений) с целью проведения в последующем стратегических изменений (организационных, технологических, кадровых) и приступить к их реализации.
Послепроектная стадия. Задачами стадии завершения является оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми. На этой стадии осуществляется анализ масштабов отклонений и причин из возникновения; разрабатываются дополнительные корректировочные мероприятий; формируется отчет о проделанной работе, использовании ресурсов; обсуждается отчет о работе и подписывается акт приема-сдачи работ.
|
|
На данной стадии происходит выход консультанта из консультационного проекта, а также возможно проведение переговоров руководства компании-клиента с консультантами относительно дальнейшего сотрудничества.