Этапы консультирования

В рамках процесса консультирования выделяют следующие стадии.

Предварительная стадия. На предварительной стадии процесса консультирования происходит осознание руководителем наличия проблемы и необходимости ее разрешения и признание им, что для разрешения проблемы необходимо привлечь внешнего консультанта. На этой же стадии осуществляется поиск источников информации о консультантах, сбор и анализ информации об самих консультантах, их услугах, базовых условиях сотрудничества.

Предпроектная стадия. Предпроектная стадия (фаза подготовки) характеризуется началом работы консультанта и клиента, их первым контактом. Обе стороны проводят предварительные переговоры о возможности сотрудничества, происходит первое обсуждение проблемы и возможных путей ее разрешения.

Для проведения предпроектных переговоров особенно эффективны учебно-консультационные мероприятия — семинары, выставки, конференции — с участием консультантов и будущих клиентов. Эти мероприятия позволяют сократить стадию выработки общего языка и взаимопонимания, а также способствуют осознанию потребности в консультировании, и предвосхищают подписание будущего договора на оказание консультационных услуг между компанией-клиентом и консультантом.

Также на этой стадии назначается ответственный за дальнейшее взаимодействие рабочей группы и консультанта.

Проектная стадия. На этой стадии консультанты занимаются диагностикойорганизации илипредприятия-клиента - сбором данных, позволяющих в итоге сформировать комплексную картину состояния и жизнедеятельности компании, а также, рисков и перспектив е развития.

В рамках оргдиагностики решаются задачи сбора и анализа данных по:

- организации производства;

- состоянию конкурентов взаимоотношений с ними;

- информационным потокам и связям на предприятии;

- элементам среды макроокружения предприятия (по существующей и прогнозируемой экономической политике, макроэкономическим показателям, государственному регулированию и др.);

- организации управления предприятием в целом.

Методами диагностики могут являться:

- Наблюдение в форме участия консультанта в оперативных заседаниях, проводимых ежедневно руководство предприятия. Здесь консультант может почерпнуть информацию, характеризующую текущее положение организации

клиента в целом.

- Беседы, как с представителями руководства всех уровней, так и с рядовыми работниками. Есть возможность получить фактические данные.

- Сбор и обработка письменных материалов, характеризующих стратегическую и оперативную деятельность предприятия.

- Тестирование, анкетирование и интервьюирование.

- Проведение SWOT-анализа, который позволяет проанализировать сильные и слабые стороны элементов внутренней среды предприятия, а также возможностей и опасностей элементов внешней среды.

Результаты диагностики представляются в виде документов:

1. Обзор организации управления предприятием:

– стратегия фирмы;

– результаты реализации этой стратегии;

– характеристика продуктов предприятия;

– характеристики сильных и слабых сторон внутренней среды предприятия, а также возможностей и угроз внешней среды предприятия;

– характеристика работы с кадрами;

– обзор процессов документооборота;

– обзор социально-психологического климата на предприятии.

2. Обзор процессов организации производства:

– логистика производства;

– технологические карты;

– технико-экономические показатели производства;

– производительность труда и эффективность использования ресурсов;

– производственные возможности.

3. Отчет о результатах маркетингового исследования:

– характеристика портфеля продуктов предприятия;

– результаты исследования внутреннего и внешнего рынков;

– оценка позиций данного предприятия и его конкурентов на этих рынках;

– анализ конкурентной среды.

4. Обзор финансовой деятельности предприятия:

– анализ кредитной и инвестиционной политики;

– комплексный анализ балансов предприятия;

– анализ движения наличных средств, ликвидности.

5. Обзор кадрового потенциала предприятия:

– анализ деловых, профессиональных, личных качеств работников предприятия;

– анализ систем продвижения и поощрения;

– анализ программ обучения и повышения квалификации кадров.

6. Обзор процессов информационного обеспечения на предприятии:

– обзор процессов документооборота;

– обзор процессов обслуживания клиентов;

– автоматизация отдельных систем управления.

7. Обзор коммуникационных процессов:

– характеристика коммуникационных стилей;

– характеристика элементов корпоративной культуры — системы ценностей, правил, ритуалов на предприятии.

Для обобщения результатов диагностики консультанты должны осуществить следующие действия:

1. Сформулировать важнейшие проблемы.

2. Совместно с клиентом оценить их и установить приоритет проблем, провести анализ и синтез альтернатив.

3. Выделить стратегические центры прибыли и центры затрат.

4. Выработать предварительные рекомендации и предложения по тактике решения проблем стратегического управления, по совершенствованию организации управления предприятием и реструктуризации предприятия в целом и/или отдельных его функциональных областей. Разрабатываются нормы, процедуры, правила, касающиеся необходимых изменений и инноваций; определяются роли сторон по реализации проекта (фаза планирования действий).

На этапе внедрения проекта с целью эффективной реализации утвержденных руководством организации-клиента рекомендаций консультантов можно сформировать управляющую команду из числа руководителей и специалистов компанииклиента и консультантов, которая, прежде всего, должна разработать оперативные мероприятия, процедуры для создания благоприятного климата (путем привлечения, обучения, мотивации персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений) с целью проведения в последующем стратегических изменений (организационных, технологических, кадровых) и приступить к их реализации.

Послепроектная стадия. Задачами стадии завершения является оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми. На этой стадии осуществляется анализ масштабов отклонений и причин из возникновения; разрабатываются дополнительные корректировочные мероприятий; формируется отчет о проделанной работе, использовании ресурсов; обсуждается отчет о работе и подписывается акт приема-сдачи работ.

На данной стадии происходит выход консультанта из консультационного проекта, а также возможно проведение переговоров руководства компании-клиента с консультантами относительно дальнейшего сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: