Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фактор) и не вмешивается в ход событий.
Лабораторный эксперимент — это такая разновидность экспериментального исследования, при которой экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой.
По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные эксперименты.
Реальный эксперимент - это такая разновидность экспериментальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привычную для исследуемой общности ситуацию.
|
|
Мысленный эксперимент — специфическая разновидность эксперимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе информации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента явля-
ется манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров.
По специфике используемых в исследовании факторов (независимых переменных) эксперименты подразделяются на однофактор-ные и многофакторные.
По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экспериментальным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состояние изучаемого объекта.
|
|
Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в качестве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.
По специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на воплощение в реальность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий экспериментального фактора, действующего в качестве причины, проектирует наступление определенных следствий. Например, вводя в экспериментальной ситуации в прогнозируемые события новый управленческий фактор (скажем, более широкое делегирование управленческих полномочий по иерархической лестнице сверху; вниз), исследователь ожидает появления новых и желательных для лучшего функционирования данной организации следствий - улуч-
i пение качества решений, демократизацию процедуры их принятия и осуществления. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое: совершая его, исследователь анализирует информацию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже совершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный может | быть как проективным, так и ретроспективным.
6. В процессе осуществления социальных экспериментов ис
следователь, как правило, получает множество различных данных,
целый ряд переменных и факторов, вызывающих различные послед
ствия в исследуемых социальных явлениях и процессах. Поэтому
важное значение приобретает упорядочение полученного эмпирическо
го материала и классификация полученных результатов, которые
должны быть произведены до того, как начинается логический анализ и
теоретическое обобщение полученного материала. Результаты упоря
доченных и проклассифицированных экспериментальных данных, об
считанных чаще всего при помощи компьютеров, представляются в
виде таблиц или графиков.
7. Применение эксперимента в социологическом исследовании
связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых слу
чаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказы
ваются учтенными воздействия на экспериментальные факторы до
полнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, со
циальный эксперимент в той или иной мере затрагивает интересы
конкретных людей, в связи с чем возникают определенные этические
проблемы в его организации, а это сужает пределы применения экс
перимента и требует повышенной ответственности от социологов при
его подготовке и осуществлении.
8. Значимость эксперимента в социологических исследовани
ях определяются тем, что он, во-первых, позволяет получать новые
знания об изучаемых социальных объектах; во-вгорых, дает возмож
ность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями
гипотезы. В-третьих, позволяет получать практически значимые ре
зультаты, которые можно реализовать в целях повышения эффектив
ности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает ис
следователям возможность изучить не только ранее известные, явные
функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не
проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. Наконец,
в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое
социальное пространство для формулирования и обоснования новых
теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и
процессов социальной действительности.
|
|
3. Задача социального эксперимента состоит в том, чтобы изме
рить показатели реагирования изучаемой социальной группы на:
а) обычно действующие факторы ее повседневного поведения;
б) новые для обычной ситуации ее деятельности факторы в ис
кусственно созданных условиях;
Какое из приведенных суждений верно — первое или второе?
4. Экспериментальная ситуация это такая ситуация, в которую:
а) включается экспериментальный фактор;
б) не включается экспериментальный фактор.
Какой вариант ответа' а) или б) является верным?
5. Методический этап организации и проведения социологиче
ского эксперимента включает в себя:
а) определение объекта исследования;
б) формулирование экспериментальных задач;
в) построение методики проведения эксперимента;
г) определение процедуры социологического эксперимента;
д) изучение реакции экспериментируемой группы на вводимые
исследователем экспериментальные факторы.
Объясните, какие из перечисленных вариантов являются верными и приведите аргументы в пользу такого суждения.
6. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в
социологии подразделяются на следующие типы:
а) полевые;
б) лесные;
в) контролируемые;
г) лабораторные;
д) молодежные;
е) классические.
Расскажите, какие из названных видов экспериментов включены в рассматриваемый перечень ошибочно, а какие — верно.
7. Мысленный эксперимент — это такая разновидность экспе
римента, которая проводится:
а) на математических моделях изучаемых социальных процессов;
|
|
б) на основе информации о социальных процессах;
в) в самой социальной реальности.
Скажите, все ли названные варианты суждений о социальном эксперименте являются правильными?
8. Чем отличается последовательный эксперимент от парал
лельного?
а) выделением двух или более групп;
б) выделением одной группы.
Дайте обоснование, почему Ваше суждение является правильным.
38.4
Вопросы по теме главы
1. В чем заключена сущность социологического эксперимента?
2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и
зависимая переменная в эксперименте?
3. Какова структура социального эксперимента?
4. Какие этапы включает в себя проведение социального экспери-;
мента?
5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?
6. В каком виде представляются результаты социальных экспери
ментов?
7. Каковы трудности в проведении социальных экспериментов?
8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических
исследованиях?
till 'M4Vfll'lli^HTi I "W > 1У~П1У1|ПУ'— ""Q
38.5__ J Литература
1. Андреенков В.Г. Эксперимент // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. -
М.: Наука, 1996. Гл. 11. §4.
2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании // Лекции
по методике и технике социологических исследований. — М.: Изд-во Мо
сковского университета, 1988.
3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при
кладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980.
4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практи
ки. - М.: Наука, 1981.
5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании // Рабочая
книга социолога. - М.: Наука, 1983.
6. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора инфор
мации в социологических исследованиях. Кн. 2. — М.: Наука, 1990.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме
тоды. -М: Наука, 1987.
Глава 39.
Массовый опрос
и интервьюирование
39.1
Основные положения
1. Одним из наиболее распространенных и популярных мето
дов сбора первичной социологической информации является опрос.
Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпири
ческих социологических исследований, проведенных в Беларуси, Рос
сии, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные мето
дом опроса.
Опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.
2. В социологическом опросе респондентов вопрос — это вклю
ченное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя
(чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респон
денту и требующее от него более или менее содержательного ответа.
В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследовате
лем акт взаимной коммуникации с респондентами в письменной (ан
кетирование) или устной (интервью) форме.
3. Структура социологической анкеты обычно состоит из сле
дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация - во
просы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней собы
тиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех
или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респон
дентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респон
дента- пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).
4. По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подраз
деляются на следующие типы:
1) Вопросы о фактах, целью которых является получение ин
формации о социальных явлениях и процессах в экономической, со
циальной, политической сферах общества, о ситуации на производст
ве, в учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента.
2) Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения оп
рашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических,
политических событий; о ситуации существующей в стране, в регион не, на предприятии и т.п.
3) Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение
что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.
4) Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку рес-1
пондентами тех или иных явлений, процессов, событий.
5) Вопросы об отношении респондентов к каким-либо про
цессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д.
6) Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъ
ективных представлений респондентов о мотивах их поступков или
оценок.
5. По своей логической направленности вопросы в социологи
ческой анкете также делятся на несколько типов.
Основные вопросы — это такие высказывания, изучая ответы на которые, исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов.
Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.
Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.
6. По характеру ответов или технике заполнения анкеты вы
деляются следующие типы вопросов:
Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, «обед из трех блюд», т.е. три варианта. Например, на содержащийся в анкете вопрос «Какие источники доходов использует Ваша семья?», респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту работы, временные подработки,
i овместительство, собственное дело (предпринимательство), фермер-lpbq, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из названных позиций: I. Заработная плата по основному месту работы, 2. Совместительство, 1. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.
Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают отпеты опрашиваемых по принципу «да-нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.
Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.
Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще», т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса.
Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п., например, «Боитесь ли Вы оказаться безработным?»
Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: «Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?»
Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испытывает при этом определенные затруднения. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др.
7. Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетирование Чаще всего применяется групповая его разновидность.
Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот процесс проводится по месту работы, но групповой опрос может прово-
11 Зак 41 321
диться в местах отдыха и развлечения, в транспортных средствах (пс ездах, автобусах, пароходах), в местах ожидания (вокзал, аэропорт| среди прохожих на улицах.
8. При проведении индивидуального анкетирования с помощьн
раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анкет
респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встре-j
че, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного лис
та, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет
анкету.
9. В зависимости от характера и способа объединения опраши-j
ваемых в группы существует несколько вариантов опросов.
1) Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респон-|
дентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только i
что охарактеризован.
2) Довольно распространенным является почтовый опрос, при i
котором анкета по предварительному согласию высылается потенциаль- i
ным респондентам и получается исследователем посредством почты. \
3) Телефонные опросы, осуществляемые посредством теле
фонной связи с респондентами, получили достаточно широкое рас
пространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса
обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном
порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов.
4) Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который
осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновре
менной просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые
вопросы.
5) Социометрический опрос - специфический метод опроса,
применяемый при изучении непосредственных контактов и межлич
ностных отношений в малых социальных группах, позволяющий вы
явить степень и направленность симпатий, антипатий, предпочтений
и т.п. чувств в межличностных взаимодействиях.
10. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц
выделяют два вида опросов:
Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.
11. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при кото-,;
ром опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика!
его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не ано-i
нимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследова-j
теля и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной пробле-|
мм. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности. Существенно также предоставление возможности эксперту чк 1аточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их под-мн-рждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в 1НП0ВНОМ качественный, хотя количественные показатели естественно принимаются во внимание.
12. Одним из основных видов опроса, наряду с анкетировани
ем, является интервьюирование. Интервьюирование — это такой спо-
(об опроса, в котором получение интересующей исследователя ин
формации осуществляется путем непосредственного социально-
психологического взаимодействия (беседы) социолога с респонден
том в соответствии с поставленной целью
Процедура социологического интервьюирования включает в юбя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить ин-1срвью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию от-нетов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их ■ еоретическое обобщение.
13. Очень важно в зависимости от целей и задач исследования
фименять различные типы интервьюирования, каждый из которых
может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.
Свободное (нестандартизированное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на начальной стадии исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций.
Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч людей, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интер-
вьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированным| вариантами ответов на них.
Полустандартизированное интервью — такой способ получе ния информации от опрашиваемых, в котором сочетается особенно| сти как формализованного, так и неформализованного интервью интервьюировании специалистов — экспертов по изучаемой проблеме!
По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фоку-| сированные.
Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпириче-| ской социологической информации, который осуществляется интер-1 вьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашивае-| мым лицом.
Групповое интервью - такой способ получения информации,! когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы-! слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочеред- ] но, индивидуально.
Панельные интервью представляют собой процесс неоднократ-1 ного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых] по одним и тем же вопросам через определенные промежутки време- • ни - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.
Глубинное (клиническое) интервью - это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценках, высказываемых интервьюируемыми.
Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.
По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.
14. Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:
1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с примене
нием стенографии;
2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после про
ведения интервью (чаще всего применяются при проведении свобод
ных интервью);
3) механическая звукозапись с применением магнитофона.
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки
и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемый соглашается вести беседу при включенном магнитофоне. Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.
15. Динамика развертывания социологического исследования включает в себя ряд последовательных этапов.
Первый этап развертывания прикладного социологического исследования —разработка заказа. Цель данного этапа — определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема, необходимых для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и основных этапов исследования.
Второй этап —разработка программы исследования, главными компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), определение направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это — наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.
Третий этап —разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).
Четвертый этап — конструирование выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария.
Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.
Шестой этап — проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.
раллельной студенческой группе. Для решения этой прикладной задачи вам необходимо:
1) Разработать программу социометрического опроса.
2) Выделить критерии, которыми предстоит пользоваться при
проведении социометрического исследования.
3) Сформулировать задачи, которые необходимо решить в
процессе проведения данного исследования (например, выявить ли
дера группы в проведении досуга, определить, какие из студентов
группы входят в число «звезд», «предпочитаемых» и т.п., какие меж
личностные отношения - симпатии, антипатиии и др. — превалируют
в группе.