Исследования 6 страница

Гипотеза — предположение о взаимосвязи между независимой и за­висимой переменной, выдвигаемое для объяснения каких—либо явлений и требующее верификации (проверки).

Гипотеза в социологическом исследовании — форма предположе­ния или допущения об изучаемом социальном объекте, его структуре, особенностях, изменениях и т.п., выдвигаемого для


объяснения какого-либо процесса или явления и требующего верификации, т.е. проверки опытным путем.

Глобализация — процесс преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в ко­торой беспрепятственно перемещаются информационные пото­ки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, научно-технические инновации, стандарты поведения и моды, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизм их взаимодействия.

Господство политическое — определенное структурирование в об­ществе отношений власти (управления) и подчинения, органи­зационное и законодательное оформление разделения в обще­стве управленческой деятельности, обычно связанных с ней привилегий.

Государство — политическая форма организации жизни общества, которая складывается и функционирует в результате возникно­вения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся на силу принуждения, в том числе с применени­ем в случае необходимости организованного насилия.

Государство социальное — такая социально-политическая система, в которой никто (ни отдельный индивид, ни социальная группа) не вправе сосредоточить в своих руках инструменты власти (экономические, политические, идеологические), позволяющие ему ущемлять гражданские права любого гражданина, и кото­рая выступает гарантом реального осуществления таких прав и заботится, чтобы границы цивилизованного существования ка­ждого гражданина расширялись.

Группа вторичная — социальная общность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, а социальные взаимодействия носят безличностный характер и направлены на достижение общих целей.

Группа конфликтная — совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая про­тивоположность их интересам, целям и задачам соперничающей группы и ведущая с последней активную конфликтную борьбу.

Группа малая — группа, состоящая из небольшого количества лю­дей, связанных друг с другом непосредственными личными контактами.


Группа первичная — исходная социальная ячейка общества (семья, община и др.), в которой происходит формирование личности, ее социализация, а взаимодействия индивидов характеризуются ин­тимными, личными, неформальными связями и отношениями.

Группа референтная — реально существующая или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, об­разцом для подражания и на нормы, ценности, мнения, оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценках.

Группа социальная — совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности и выполняющая общественно необходимую функцию в общей структуре разде­ления труда и деятельности, в структуре дифференциации со­циальных статусов ролей.

Данные исследования — структурированная и формализованная информация, собранная в результате исследования.

Движение социальное — массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп (социальных слоев), связан­ные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением материальных и духовных потребностей, и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими группами.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — тип социального пове­дения индивида или группы, не соответствующий принятым в обществе правовым и нравственным нормам, что может вы­звать конфликтные ситуации. Проявляется у различных катего­рий населения, наиболее ярко у лиц подросткового возраста, которые не в полной мере усвоили эти нормы и обладают соци­ально-психологическими особенностями, отличными от других людей.

Дезорганизация социальная — процесс разрушения социальной сис­темы или отдельных ее частей, проявляющийся в нарастании дисфункций социальных норм, правил и институтов, в ослабле­нии или разрушении социального контроля, в возрастании соци­альной напряженности и увеличении социальных конфликтов.

Действие аффективное — действие, вызываемое аффектами и чув­ствами индивида, не являющееся рационально осмысленным, часто оказывающееся на границе или за пределами того, что можно назвать осознанно ориентированным.


Действие конфликтное — самый активный и напряженный этап раз­вертывания конфликтного процесса, проявляющийся в актив­ном действии одной или всех сторон, участвующих в конфлик­те, и направленное на блокирование, ослабление, нанесение ущерба, устранение или уничтожение соперника.

Действие социальное — совершаемое индивидом и/или группой ос­мысленное, мотивированное действие, соотносящееся с дейст­виями других людей или ориентированное на них и направлен­ное на достижение ясно осознаваемых целей.

Действие традиционное — социальное действие, совершаемое инди­видами и группами без осмысления и основанное на длитель­ной привычке, традиции и т.п.

Действие целерациональное — совершаемое индивидом и/или группой действие, сознательно мотивированное и направленное на достижение рационально выбранной цели, в котором ис­пользуемые средства адекватны целям, а критерием ра­циональности выступает успешность действия.

Действие ценностно-рациональное — такое сознательно совершае­мое индивидом и/или группой действие, направленность кото­рого основана на убеждениях о совести, долге, достоинстве, красоте, ответственности или каких-либо других ценностях, и осуществляемое независимо от расчета на успех.

Демография — наука о законах воспроизводства населения в опре­деленной общественно-исторической обусловленности. Изуча­ет закономерности явлений и процессов, из которых в совокуп­ности складывается процесс воспроизводства населения, поло­возрастная и брачно-семейная структура населения, их зависи­мость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др.

Демократический стиль лидерства — такая манера поведения ли­дера по отношению к подчиненным, при которой учитываются интересы, потребности, стремления и мнения членов группы (организации), а последние привлекаются к разработке и реали­зации решений.

Деноминация1) религиозная организация, находящаяся в стадии становления, организационного оформления и отличающаяся веротерпимостью, отсутствием деления верующих на священ­ство и мирян, конкурирующая с другими религиозными орга­низациями в борьбе за новых членов; 2) переименование стои­мости денежных знаков.


Дескриптивное исследование (обследование) — исследовательский дизайн, позволяющий оценить неизвестные характеристики ге­неральной совокупности.

Детерминизм социально-исторический — выражает специфику конкретно исторического бытия общества. Имеет две формы:

1) строгая детерминация одного социального явления другим;

2) относится к характеристике некоторых свойств или качеств,
присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом.
Главная особенность детерминизма социально-исторического
состоит в том, что его объектом является деятельность людей,
которые в то же время выступают субъектами деятельности.

Деятельность политическая — борьба за власть между индивидами и группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере общества.

Деятельность социальная — динамичная система активного взаи­модействия личности, социальной группы или общности с ок­ружающим миром, в процессе которого происходит производ­ство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира. Она носит общественно обу­словленный характер, отличается осознанностью (целеполага-нием) и продуктивностью (целедостижением).

Диагностика личности1) совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; 2) процесс определения указанных особенностей.

Диаграмма рассеяния — график совместного распределения двух количественных переменных.

Дизайн исследования — стратегия и процедуры формирования выборки.

Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или группу, их права обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональных и иных конфликтов.




ально-психологического состояния и иммунной системы века.


чело-


Знак — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуни­кативном или трансляционном процессе аналогом другого объ­екта (предмета, явления, свойства, действия, понятия), заме­щающий его и выступающий носителем определенного смысла.

Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внутренний структурой, явными (формализованными) или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов, используемая для осуществления индивидуальных и групповых коммуникативных, трансляционных, культурно-функциона­льных процессов.

Значение — один из основных элементов культуры, выступающий наряду с обычаем, нормой, ценностью и смыслом в качестве социокультурного средства соединения личности или группы (общности) с окружающим миром через посредство знаков.

Ид (оно) — в психоаналитической теории 3. Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником пси­хической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими подсистемами личности — эго и суперэго — приводит к воз­никновению внутриличностных конфликтов.

Идеальный тип — термин, введенный в социологию М. Вебером и представляющий собой теоретическую конструкцию (понятие или систему понятий), выражающий определенный аспект со­циальной реальности (процесс, отношение и т.п.) в индиви­дуальном своеобразии, в логически непротиворечивой, рацио­нальной форме и позволяющий вычленить сущность изучаемо­го объекта в "чистом", свободном от второстепенностей и случайностей виде.

Идентичность социальная — социальное качество личности, яв­ляющееся результатом сознательного и эмоционального само­отождествления индивида с другими людьми, социальной общ­ностью или идеалом путем избирательного и внутренне со­гласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального.

Идентификация — процесс эмоционального и сознательного само­отождествления личности с другим человеком, социальной группой, идеалом; усвоения ею норм, ценностей, стандартов


поведения тех социальных общностей, к которым принадлежит или стремится принадлежать данный индивид.

Иерархия социальная — иерархическая структура, характеризую­щаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основ­ных источников социальных конфликтов.

Изменения социальные — многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества.

Измерение — процедура присвоения наблюдаемым объектам неко­торых символов и чисел, отражающих наличие или степень вы­раженности у них определенного качества.

Измерение надежности — устойчивость и воспроизводимость измерения.

Измерительная шкала — алгоритм присвоения объекту символа или числа, отражающего наличие или степень выраженности у объ­екта определенного качества.

Изоляция социальная — социальный процесс, в ходе и результате которого происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результа­те резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий.

Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа образ личности. Как правило, это связано с форми­рованием лидерства в различных областях деятельности, осо­бенно в сфере политики. Имиджелогия — молодая область на­учного знания о сущности и технологии формирования в обще­ственном сознании определенного образа личности.

Ингруппа — такая социальная группа, по отношению к которой ин­дивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, ощущает себя в ней в качестве частицы общего и объединяю­щего его вместе с другими индивидами "Мы".

Индекс — переменная, используемая в результате вторичного изме­рения и представляющая собой числовую характеристику оп­ределенного явления или признака.


Индикатор1) показатель; 2) доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого соци­ального объекта. В исследовательской ситуации индикаторы обнаруживают характеристики объекта, обычно недоступные наблюдению и измерению (латентные переменные).

Индустриальное общество — тип сложного развитого общества, основу которого составляет крупное машинное производство, фабричная организация и дисциплина труда, общенациональ­ный рынок и система хозяйства, которое характеризуется пред­ставительным правительством, развитой системой образования и науки, все более активным применением достижений послед­ней к производственной и иным сферам общественной жизни.

Инженерия социальная — совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленные изменения организационных структур, определяющих человеческое пове­дение и обеспечивающих контроль за ним.

Инновация — возникновение новых способов и результатов дея­тельности людей, не существовавших на предшествующих ста­диях общественного развития.

Интеграция социальная — стабилизирующий параметр социальной системы, обеспечивающий связанность и скоординированность ее дифференцированных элементов и функций в рамках единой целостности.

Инсайт — «момент озарения», неожиданное (внезапное) нахождение решения по какой-либо актуальной проблеме, над которой че­ловек длительное время работал. Эти решения, как правило, связаны с накоплением знаний и проведением исследований по конкретной проблеме.

Институт социальный — сравнительно высокоорганизованная сис­тема социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированно-стью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установ­ленных и целесообразно ориентированных стандартов поведе­ния, предопределенных содержанием решаемой социальной за­дачи.

Институционализация — процесс формирования устойчивых цен­ностно-нормативных образцов деятельности, социальных ста­тусов и ролей, приведения их в систему, способную действо-


вать в направлении интеграции и координации поведения раз­личных индивидов, групп и общностей.

Инструкция для анкетера — письменный нормативный документ, содержащий правила проведения опроса методом анкетирова­ния, а также определяющий права и обязанности анкетера в данном исследовании.

Инструментарий социологический — определенный набор методи­чески—исследовательских документов, разработанных в соот­ветствии с программой, целями и задачами исследования, с по­мощью которых обеспечивается сбор эмпирических социоло­гических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюде­ния и др.).

Интеграция — совокупность взаимозависимостей согласованности, скоординированности в действиях между элементами социаль­ной системы, обеспечивающая ее внутреннее единство, целост­ность, гармоничное функционирование, устойчивость и дина­мическую стабильность.

Интерес — социальное качество личности, выступающее в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельно­сти, подталкивающего данного индивида к более глубокому оз­накомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, це­лями.

Интерес классовый — обобщенное выражение потребностей, стрем­лений, социальных ожиданий, ориентации и деятельного нача­ла в сознании социальных слоев и классов. Ни один из классов не поступается своими интересами добровольно, а, наоборот, стремится к их возможно полному удовлетворению, в том чис­ле и за счет интересов других социальных групп и классов, что порождает различные формы классового конфликта — эконо­мические, политические, социокультурные, идеологические.

Интерес политический — концентрированное воплощение полити­ческих, экономических, социальных и других потребностей ин­дивидов, социальных групп, слоев, классов, партий и движений в их стремлении к сохранению и упрочению существующей системы власти либо к ее ниспровержению и к завоеванию вла­сти. В политических интересах всегда присутствуют элементы сопоставления своего социально-политического статуса со ста­тусами других индивидов, групп, слоев, партий и т.п., поэтому


они являются основным источником политической конфронта­ции и других форм конфликтного взаимодействия в обществе.

Интерес социальный — обобщенное воплощение социальных по­требностей, надежд, стремлений и действий отдельных инди­видов, их групп и общностей, отражающее социальное положе­ние (статус) этих индивидов, групп, общностей в социальной структуре общества; их стремление сохранить, упрочить этот статус или улучшить, повысить его в социальной иерархии. По­скольку такое стремление нередко сталкивается с аналогичны­ми стремлениями других индивидов, групп, социальных слоев, постольку социальный интерес довольно часто подталкивает его носителя к конфликту с другими социальными субъектами.

Интервью — один из основных методов опроса, использующий в ка­честве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Интервью глубинное (клиническое) — разновидность интервью, ориентированное на получение глубинной информации, насы­щенной большим объемом содержания как о социальных про­цессах, событиях и действиях людей, включая и опрашивае­мых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.

Интервью групповое — такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы­слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого по­очередно, индивидуально.

Интервью индивидуальное — это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интер­вьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опра­шиваемым лицом.

Интервью панельное — процесс неоднократного, повторного интер­вьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени.

Интервью полуавтоматизированное — такой способ получения информации от опрашиваемых, в котором сочетаются особен­ности формализованного и неформализованного интервью.

Интервью свободное (несгандартизированное) — длительная, ино­гда до 2-3 часов, беседа интервьюера с ответственным работ­ником системы управления, известным деятелем науки, культу-


I


ры, образования, бизнеса, религии, политики, которая прово­дится по общей программе исследования без строгой детализа­ции и последовательности вопросов.

Интервью стандартизированное (формализованное) — разновид­ность опроса, при котором беседа интервьюера с опрашивае­мыми ведется по жестко фиксированному вопроснику, где во­просы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них, избираемыми интервьюируемым лицом.

Интервью фокусированное — сбор информации в беседе интервьюера с опрашиваемым лицом по сугубо конкретному вопросу

Интервьюер — лицо, вступающее в непосредственное взаимодейст­вие с опрашиваемым с целью получения от него желаемой ин­формации.

Интервьюирование — способ опроса, в котором получение интере­
сующей исследователя информации осуществляется путем не­
посредственного взаимодействия (беседы) социолога с респон-
t дентом в соответствии с целью и задачами исследовательской

программы.

Интроверсия — концентрация внимания и сознания человека на соб­ственных проблемах и переживаниях, сопровождающаяся ос­лаблением внимания к окружающему миру и другим людям.

Исследование сравнительное — социологическое исследование, ориентированное на получение вывода, исходя из данных неко­торого числа эмпирических исследований, на анализ законо­мерностей, причин, факторов, детерминирующих изменения социальных процессов во времени, на систематическое изуче­ние влияния различных социальных, культурных, политических и идеологических макроусловий на структуру поведения, уста­новок, ценностей и мнения классов, социальных слоев, групп.

Исследование — вид систематизированной познавательной деятель­ности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимо­стей посредством применения стандартизированных методов — наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкети­рование и т.п.

Исследование аналитическое — самый углубленный вид социоло­гического исследования, ориентированного на выявление при­чин, обусловливающих сущность, структуру и особенности


изучаемого социального объекта и носящее, как правило, ком­плексный характер. В процессе его осуществления применяют­ся различные социологические методы: включенное наблюде­ние, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюи­рование, эксперимент.

Исследование историческое — разновидность повторного социоло­гического исследования, ориентированного на изучение опре­деленной возрастной группы, обследуемой через определенные промежутки времени, причем возрастные границы изучаемой группы остаются неизменными, а состав когорт (возрастных групп) и время проведения исследования изменяются.

Исследование когортное — специфическая разновидность повтор­ного социологического исследования, применяемая для изуче­ния определенной возрастной группы (когорты), которая оста­ется постоянной на всем протяжении повторных исследований.

Исследование лонгитюдное — разновидность повторного социоло­гического исследования, ориентированного на длительное (15-20 лет) изучение одних и тех же лиц, как правило, молодежи, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития.

Исследование маркетинговое — прикладное социологическое ис­следование, ориентированное на постоянное обеспечение инте­ресов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявление основных тенден­ций в динамике спроса и предложения на определенные виды' товаров.

Исследование монографическое — разновидность социологическо­го исследования, в котором объектом изучения выступает толь­ко одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений, выступающая представителем всего этого класса.

Исследование оперативное — вид прикладного социологического исследования, осуществляемое с целью получения в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о существующих в данное время мнениях различных групп населения по различным во­просам экономического, социально-политического, культурно­го развития; о рейтингах тех или иных политических лидеров, кандидатах в депутаты и т.п.


Исследование описательное — вид прикладного социологического ис­следования, ориентированного на обобщение характеристик изу­чаемого социального объекта и получение относительно целост­ного, непротиворечивого описания данного явления и процесса, его структурных компонентов и качественных особенностей.

Исследование панельное — разновидность прикладного социологи­ческого исследования, ориентированного на обследование од­них и тех же индивидов по одной и той же программе и мето­дике через определенные временные интервалы и имеющего целью выявление тенденций развития и динамики социального явления или процесса во времени.

Исследование пилотажное — разновидность прикладного социоло­гического исследования, ориентированного на получение пер­вичной социологической информации и установление адекват­ности методики сбора данных особенностей изучаемого объек­та к познавательным задачам исследования.

Исследование прикладное — вид социологического исследования, направленного на получение системы фактов и решение кон­кретной социальной проблемы, имеющее прикладное практи­ческое значение. Чаще всего проводится по запросам заказчи­ков, в качестве каковых выступают государственные организа­ции и учреждения, предприятия, фирмы и т.п.

Исследование повторное — разновидность прикладного социологи­ческого исследования, ориентированного на изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в оди­наковых или видоизмененных условиях. Его разновидности: трендовые, панельные, лонгитюдные исследования.

Исследование полевое — исследовательский дизайн, применяемый для изучения структуры малых групп и взаимодействия их членов.

Исследование случаев — исследовательский дизайн, предназначен­ный для интенсивного изучения отдельных проявлений изучае­мого феномена.

Исследование сравнительное — специфический вид социологиче­ского исследования, в котором посредством познавательных операций, лежащих в основании суждений о сходстве или раз­личии объектов, выявляются количественные и качественные характеристики социальных явлений и процессов путем осуще­ствления сравнительного профильного анализа. По содержа-


нию, характеру, направленности И.с. подразделяются на: меж-страновые, межсоциетальные, межкультурные и др.

Исследование трендовое — разновидность повторного социологиче­ского исследования, осуществляемого в рамках единой гене­ральной совокупности или на аналогичных выборках с опреде­ленным интервалом во времени и имеющего целью анализ из­менений, происходящих в изучаемой социальной группе, сово­купности.

Каузальность — причинность, причинный характер связи между явлениями, процессами, событиями.

Катастрофа — превышение верхнего предела напряжения в рассмат­риваемой системе, угрожающее разрушением системы, ее важ­нейших компонентов или переходом ее в другое качественное состояние.

Квотный отбор — метод отбора, при котором респонденты, обла­дающие определенными характеристиками, выбираются по ус­мотрению интервьюера.

Квазигруппа — возникающая непреднамеренно и спонтанно соци­альная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы.

Класс социальный — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям статуса в социально-экономической структуре общества, владения или невладения собственностью и определяемого этим доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. Глубо­кая дифференциация по этим критериям приводит к возникно­вению в обществе социальных конфронтации.

Кластерный (гнездовой) случайный отбор - метод отбора, при ко­тором из генеральной совокупности предварительно отбирают структурные единицы (кластеры, гнезда), которые обследуют полностью или выборочно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: