Система технического обслуживания и ремонта в ФПС

Г л а в а 12

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ФПС

Пожарные и аварийно-спасательные машины (ПАСМ в дальнейшем пожарные машины – ПМ) являются, как уже указывалось, оперативными средствами тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Возникновение пожаров и аварий появляются в непредсказуемое время. Их локализация и ликвидация во многом зависит от времени начала работ. Оно же в основном определяется скоростью прибытия по вызову ПМ. Вот поэтому пожарные автомобили и аварийно-спасательные машины должны содержаться в постоянной оперативной и, следовательно, технической готовности.

Эффективное использование ПМ требует, чтобы в течение всего срока службы параметры их технического состояния не выходили за установленные для них пределы.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПМ и необходимого их технического состояния составляет содержание технического обеспечения. Оно включает техническое обслуживание, ремонт ПМ и пополнение эксплуатационными материалами.

Система технического обслуживания и ремонта в ФПС

По назначению пожарные автомобили (ПА) должны содержаться в постоянной технической готовности. Она определяется:

исправным техническим состоянием автомобиля и его систем;

заправкой эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами;

укомплектованностью ПТВ и инструментом согласно табельной положенности и охране труда;

соответствием внешнего вида пожарного автомобиля нормативно-технической документации.

Эксплуатация ПА сопровождается расходом эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ. Следовательно, снижается их техническая готовность, ее необходимо восстанавливать.

Эксплуатация ПА сопровождается также снижением эффективности функционирования систем их механизмов, износом рабочих поверхностей деталей механизмов. Поэтому в эксплуатации ПА всегда сопровождается контролем технического состояния всех его систем и механизмов. По результатам контроля производится их техническое обслуживание или ремонт.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПА и работоспособности их систем и механизмов называется техническим обслуживанием (ТО).

При эксплуатации ПА расходуется определенный ресурс. Отдельные механизмы по различным причинам могут выходить из строя, появляются неисправности.

Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности механизмов или систем и восстановлению их ресурса называется ремонтом (Р).

Для технического обслуживания и ремонта ПА необходимы определенное оборудование, документация на их проведение и исполнители, т.е. нужны определенные силы и средства. Совокупность взаимосвязанных средств: документации технического обслуживания, ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества механизмов и систем, составляет систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

В ФПС, как и во всей стране, принята планово-предупредительная система ТО и Р. Ее сущность состоит в том, что планируется периодичность ТО и Р и объем их работ. Однако ТО проводится в обязательном порядке, а ремонт – по необходимости.

Для реализации системы ТО и Р необходимо знать периодичность
Т кмпроведения работ по ТО и ремонту и трудоемкость t чел.-ч их выполнения.

Трудоемкость выполняемых работ по обслуживанию механизмов и ремонтов определяют методом хронометрирования и, обычно, задается в человеко-часах (t, чел.-ч). Для обслуживания и ремонта ПМ в целом определяется срок (в сутках), в течение которого оно должно быть произведено.

Периодичность проведения технического обслуживания обозначают буквой Т с индексом, указывающим на вид ТО и Р. Например: Т ТО-1 – периодичность проведения технического обслуживания ТО-1, Т КР – капитального ремонта и т.д.

Аналогично обозначается и трудоемкость t технических воздействий.

Периодичность Т проведения технического обслуживания регламентируется величинами пробега ПА в км или в часах работы агрегата. Она может определяться различными методами.

Трудности определения периодичности технического обслуживания обусловлены разнообразием выполняемых работ. Обычно ТО включает несколько видов работ: смазочные, крепежные, регулировочные. Кроме того, каждый механизм и система имеют свою оптимальную периодичность обслуживания.

Периодичность ТО может определяться по так называемым стержневым операциям. В соответствии с этим методом периодичность ТО приурочивается к оптимальной периодичности наиболее важных (стержневых) операций. Такими операциями могут быть операции, обусловливающие безопасность движения, операции, характеризующиеся большой трудоемкостью работ, требующих специального оборудования и др. Периодичность проведения таких операций принимается за основу, и к ним присоединяют операции ТО других механизмов.

Используется также технико-экономический метод (рис. 12.1). Удельная стоимость обслуживания С руб./км тем меньше, чем больше пробег Т км(кривая 1). Однако при этом возрастает удельная стоимость ремонта Ср (кривая 2). Трудоемкость ТО устанавливается нормативно-технической документацией. Периодичность обслуживания определяется по минимальному значению суммы С ТО и С Р (кривая 3).

Для новых ПА (ПМ) и другой пожарной техники укк

Техническое обслуживание и ремонт. Система ТО и Р обеспечивает и поддерживает техническую готовность ПА. Все работы по ТО можно разделить на регламентные и плановые (схема на рис. 12.2). К регламентным работам относятся: ежедневное ТО (ЕТО), обслуживание на пожаре ТОп, после пожара ТОпп, обслуживание после первого пробега 1000 км и через 10 дней (аккумуляторные батареи). К плановым относятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание ТОс. При этом обслуживание, обозначенное А, проводят в пожарных частях, а Б – в подразделениях технической службы.

Трудоемкость t чел.-ч и величина периодичности обслуживания Т кмопределяют режимы ТО.

 
 


Рис. 12.2. Классификация видов ТО

Для анализа системы ТО и Р кратко изложим назначение видов ТО, их периодичность и трудоемкость.

Ежедневное ТО проводится при смене караула. Работы выполняет личный состав дежурного караула под руководством командира отделения.

Цель обслуживания – определить техническую готовность. Трудоемкость работ не нормируется. По опыту работы она не превышает 2 чел.-ч.

Техническое обслуживание на пожаре Тп. Осуществляется оно на пожаре. Контроль осуществляет водитель пожарного автомобиля.

Цель контроля – осуществлять эксплуатацию ПМ в соответствии с рекомендованными технической документацией режимами. Трудоемкость не нормируется.

Техническое обслуживание после пожара Тпп. Проводится в пожарной части. Работу выполняет водитель и пожарные под руководством командира отделения.

Цель обслуживания – восстановление технической готовности. Продолжительность работ не нормируется, но по опыту оно, в среднем, не превышает 2 чел.-ч.

Обслуживание один раз в десять дней. Проводит водитель. Проверяется плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Регламентные виды технического обслуживания осуществляются силами водителей и пожарных. При этом, как правило, не требуется привлечение специального оборудования и вывод ПМ из состава дежурной смены.

Нормативные или плановые ТО-1 и ТО-2 предназначены для определения технического состояния эксплуатируемых машин, обслуживания систем базового шасси (систем смазки, охлаждения, питания топливом и др.), а также механизмов и систем пожарной надстройки.

Перечень работ ТО-1 и ТО-2, периодичность их проведения установлены в Наставлении по технической службе.

Проводимые ТО в плановом порядке должны обеспечить эффективное применения пожарных машин в периоды между обслуживаниями.

Техническое обслуживание ТО-1 проводят водители ПМ в пожарных частях, используя приборы и инструмент поста технического обслуживания.

ТО-2 проводится в пожарных частях технической службы с участием водителя ПМ.

В виде исключения допускается проведение ТО-2 в пожарной части водителями обслуживаемого автомобиля под руководством старшего водителя.

Периодичность технического обслуживания в соответствии с Наставлением по технической службе, которая представлена в табл.12.1

Таблица 12.1

Вид пожарного автомобиля ТО-1, км, но не реже 1 раза в месяц ТО-2, км, но не реже 1 раза в год
Основные (автоцистерны; насосно-рукавные, порошковые и др. автомобили)    
Специальные (автолестницы, автоподъемники, газодымозащитной службы, связи и освещения и другие автомобили)    
Вспомогательные (легковые, грузовые автомобили, автобусы и другие транспортные средства) согласно инструкциям заводов-изготовителей

Примечание.

1. Периодичность технического обслуживания указана в километрах общего пробега. Общий пробег складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега.

2. Указанная нормативная периодичность технического обслуживания распространяется на пожарные автомобили, эксплуатирующиеся в умеренном климатическом районе для 3 категории условий эксплуатации.

3. Корректировка нормативов периодичности технического обслуживания осуществляется отделом (отделением) пожарной техники УГПС, ОГПС в зависимости от условий эксплуатации согласно таблицам 1,2,3 приложения 15 к Наставлению.

Время пребывания ПМ на техническом обслуживании не должно превышать:

двух дней для ТО-1;

трех дней для ТО-2.

Для ПМ на большегрузных шасси, пожарных автолестниц и пожарных автоподъемников с высотой подъема более 50 м, пожарных машин, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, при ТО-2 допускается увеличение времени простоя до пяти дней.

Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания составляют от трудоемкости ТО-2:

для очень холодного климатического района 50%;

холодного климатического района 30%;

для прочих климатических районов 20%.

В соответствии с табл.12.1 все ПМ после указанных величин пробегов подвергаются техническому обслуживанию. Если же в течение месяца или года величины пробегов машин были меньше нормативных значений, то они должны подвергаться установленному виду технического обслуживания.

При ТО ПМ могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО. При его превышении ПМ подвергается текущему ремонту.

Ремонт ПА. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособностиДля ПА установлены основные агрегаты, базовые и основные детали в них. Например, основной агрегат – двигатель и сцепление. Базовыми деталями для него являются: блок цилиндров, головка блока цилиндров, коленчатый вал и т.д., основные детали перечислены в Наставлении по технической службе ГПС. Изложенная классификация важна для уяснения вида ремонтов.

В ГПС ремонт ПА подразделяется на следующие виды:

для автомобилей: текущий (ТР), средний (СР), капитальный (КР);

для агрегатов: текущий, капитальный.

Ремонты производят в пожарных частях и подразделениях технической службы (рис. 12.3).

Рис. 12.3. Места проведения ремонтов

Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности механизмов или замены отдельных агрегатов, в том числе, одного основного. Кроме того, выполняются крепежные, сварочные, слесарно-механические и другие работы.

Трудоемкость ТР нормируется в пределах от 15 чел.-ч/1000 км (ГАЗ-66 и др.) до 20,5 чел.-ч/1000 км общего пробега (КамАЗ). Это в 2,5 – 3 раза больше трудоемкости на ТР базового шасси.

Средний ремонт пожарного автомобиля предусматривается, если требуется капитальный ремонт двигателя. Возможна также замена нескольких агрегатов (в том числе, двух-четырех основных).

Пробег ПА до капитального ремонта двигателя находится в пределах от 70000 (ГАЗ-66) до 130000 км (КамАЗ 43102, Урал-43202).

Трудоемкость работ при СР находится в пределах от 315 чел.-ч (ГАЗ-66 и др.) до 450 чел.-ч (Урал-43202, КамАЗ). При этом до 50 % трудоемкости приходится на ремонт шасси.

Время простоя ПА в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, систем, приборов.

Агрегаты подвергаются КР в случае, если базовая и основные детали требуют ремонта, а также, если работоспособность агрегата не может быть восстановлена или восстановление экономически нецелесообразно при ТР.

Периодичность пробега ПА до капитального ремонта изменяется в пределах от 80000 км (ГАЗ-66) до 170000 км общего пробега (ЗИЛ, КамАЗ). Трудоемкость КР находится в пределах от 520 чел.-ч (ГАЗ-66 и др.) до 800 чел.-ч (Урал 43202, КамАЗ, ЗИЛ-130). Это почти в два раза больше трудоемкости КР базового шасси.

Время простоя ПА в КР не должно превышать 60 календарных дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: