Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция.
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
t
глава6. диагностика эмоционально-нравственного развития |
6. Укладывание спать в одиночестве. «Какты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
|
|
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Едав одиночестве. «Какты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее; см. табл. 6.2).
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Таблица 6.2. Образец протокола Имя: Николай Возраст: блет Дата: 10.11.96 г.
Рисунок | Высказывание | Выбор | |
Веселое | лицо Печальное лицо | ||
1. Игра с младшими детьми | Ему надоело играть | Ч- | |
2 Ребенок и мать с | Гуляет с мамой, люблю гулять с | + | |
младенцем | мамой | ||
3. Объект агрессии | Хочется ударить его стулом. У него | + | |
грустное лицо | |||
4. Одевание | Он пойдет гулять. Надо одеваться | + | |
5. Игра со старшими детьми | Потому что у него дети | + | |
6. Укладывание спать в | Я всегда беру спать игрушку | + | |
одиночестве | |||
7. Умывание | Потому что он умывается | + | |
8. Выговор | Мама хочет уйти от него | + | |
9. Игнорирование | Потому что тут малыш | + | |
10. Агрессивность | Потому что кто-то отбирает игрушку | + | |
11. Собирание игрушек | Мама заставляет его, а он не хочет | + | |
12. Изоляция | Они не хотят играть с ним | + | |
13. Ребенок с родителями | Мама и папа гуляют с ним | + | |
14. Еда в одиночестве | Пьет молоко, и я люблю пить молоко | + |
|
|