Система специального образования. Законодательно-нормативная база ее функционирования и развития

Права лиц с ограниченными возможностями здоровья зафиксированы рядом документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах умственно отсталых лиц (1971), Декларацией о правах инвалидов (1975), Конвенцией о правах ребенка (1989). Кроме того, в Республике Беларусь приняты законы «Об образовании» (2002), «О правах ребенка» (1990) и другие, определяющие права детей и лиц с особенностями психофизического развития в области образования, коррекционных услуг, медицинского обслуживания, социальной адаптации и интеграции в общество. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004 г.) определяет и регламентирует правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество, обеспечивает доступность образования лицам с особенностями психофизического развития.

Закон определяет цели специального образования:

 реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий;

 социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни (статья 3).

Структура системы специального образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; республиканские

органы государственного управления и местные исполнительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования (статья 3.1). Уровни специального образования: дошкольное, общее базовое и общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное, высшее и послевузовское образование (статья 7.2).

Законом определены дифференцированные возможности в выборе форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам (статья 10.2).

Назовем основные принципы построения системы специального образовани я.

1. Государственный характер.

2.Общедоступность образования.

3. Опора на наследие национальной культуры.

4. Приоритет общечеловеческих ценностей.

5. Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся.

6. Коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса.

7.Преемственность в работе всех звеньев образования.

Организация специального образования осуществляется: 1) в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования (специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), вспомогательные школы (школы-интернаты), центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицам с особенностями психофизического развития (спецклассы, классы интегрированного обучения и воспитания; пункты коррекционной помощи и т. д.); 2) на дому, в том числе в форме комбинированного обучения; 3) в условиях организаций здравоохранения, в условиях учреждений социального обслуживания.

К учреждениям, обеспечивающим специальное образование, относятся учреждения для лиц с интеллектуальной недостаточностью; для лиц с нарушениями речи; для лиц с нарушениями слуха; для лиц с нарушениями

зрения; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для лиц с тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями, а также учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения таких лиц. Содержание образования во всех типах специальных учебных заведений разрабатывается в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования, соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и психических нарушений.

В соответствии с возрастной периодизацией развития личности система специального образования включает пять уровней: период младенчества и раннего детства (от рождения до 3 лет); дошкольный период (от 3 до 6—7 лет); период обязательного обучения (от 6—7 лет до 16 лет); период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет вплоть до 21 года для незрячих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата); период обучения взрослых-инвалидов. Система специального образования представлена следующими учреждениями и формами получения образования (см. таблицу 53, с. 151).

Психолого-медико-педагогическая комиссия занимается комплектованием, зачислением ребенка в специализированное дошкольное (школьное) учреждение и выводом из него. Специальная школа является основным типом учебного заведения, в котором обучаются дети, имеющие

различные особенности психофизического развития. Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Школа состоит из двух ступеней: начальной (4 года) и базовой (5 лет); наполняемость классов от 8 до 12 человек, при комбинированных дефектах — 6 человек. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (медицинский осмотр, консультации у специалистов, выполнение лечебных рекомендаций и др.).

Дошкольные учреждения Специальные школы Другие формы получения образования
 Специализированные детские сады с круглосуточным пребыванием.  Специализированные детские дома.  Специальные группы при массовых детских садах.  Дошкольные группы при специальных школах-интернатах. Группы кратковременного пребывания  Вспомогательные школы (школы-интернаты).  Для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Для неслышащих или слабослышащих детей.  Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Для детей с задержкой психического развития Индивидуальное обучение на дому, в том числе форма комбинированного бучения. Интегрированное обучение в условиях стационарного лечебного учреждения.  Специальные техникумы.  Специальные группы в техникумах и колледжах.  Отделения в вузах. Реабилитационные центры. Учебно-производственные мастерские от общества глухих, слепых, инвалидов

В настоящее время система специального школьного образования включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ (по данным Т. В. Вареновой). Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением специальных учебных учреждений в нашей стране нет. Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных, дают цензовое образование, обеспечивающее форми

рование базового объема знаний и оказание коррекционной помощи. Нецензовое образование (для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости) обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь, профессионально-трудовое обучение. Нецензовое, абилитационное образование рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями. Оно обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию. Наиболее острой является проблема профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития. В соответствии с Положением о специальной общеобразовательной школе для детей с особенностями психофизического развития (2002 г.) в структуре специальной школы может открываться отделение социальной адаптации и реабилитации. Оно наряду с консультационными реабилитационными задачами оказывает помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации. Дальнейшее развитие сети специальных учреждений будет осуществляться по следующим направлениям (см. схему).


Выявлением детей с особенностями психофизического развития, проведением дифференциальной диагностики отклонений в развитии, определением условий, формы и программы специального образования занимаются специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). На начало 2003 года по данным Министерства образования в Беларуси действовало 146 таких центров. Кроме того, в структуре дошкольных и школьных учреждений могут открываться пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: