Конфликт - особый вид взаимодействия субъектов организации, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.
Предмет конфликта - объективно существующая или воображаема проблема, служащая причиной разногласия сторон, из-за которой стороны вступают в противоборство.
Объект конфликта - любой предмет материального мира или социальной реальности.
Основными типами конфликтов являются:
- Внутриличностный;
- межличностный;
- между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт.
Причиной внутриличностного конфликта может быть несоответствие производственных требований и потребностей, ценностей работников.
Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей с различными чертами характера, ценностями, взглядами.
Конфликт между личностью и группой может происходить, когда ожидания группы и отдельной личности не совпадают.
Способы эффективного управления конфликтной ситуацией:
- структурные методы:
o разъяснение требований к работе;
o использование координационных и итерационных механизмов;
o установление общих целей;
o использование системы вознаграждений.
- межличностные методы:
o уклонение от конфликта;
o сглаживание;
o принуждение;
o компромисс;
o решение проблемы.