Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объекты исследования, целевую направленность, метод и методику, способы и приемы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей результатов экономического анализа.
Экономический анализ предполагает изучение количественных и качественных характеристик, показателей отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Это дает возможность получить достаточно полное представление о результатах работы предприятия, определить его перспективы, скорректировать тенденции развития и мобилизовать внутренние резервы.
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.
Методология экономического анализа состоит из:
- Метода как общего подхода к исследованиям;
- Конкретной методики как совокупности специальных приемов (методов), применяемых для обработки и анализа экономической информации.
|
|
Традиционные способы обработки информации:
Сравнение – научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт, либо различий между ними. С его помощью определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.
Абсолютные величины показываются количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели отражают соотношения величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятого за другое время, или по другому объекту. Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.
В практике наряду с абсолютными и относительными показателями применяются средние величины. Они используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений, по какому-либо признаку
Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.).
|
|
Способы факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения взаимодействия факторов на величину результативных показателей.
Типы факторного анализа: - детерминированный (функциональный); - стохастический (корреляционный); - прямой (дедуктивный); - обратный (индуктивный); - одноступенчатый; - многоступенчатый; - статический; - динамический; - ретроспективный; - перспективный (прогнозный).
Основные задачи факторного анализа:
- отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода;
- определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
- моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями;
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
- работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Различают четыре типа детерминированных моделей.
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид
.
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой
.
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации
,
где Ч - среднесписочная численность работников;
CB - средняя выработка на одного работника.