Конкурентоспособность продукции и предприятия, методы расчета

Конкурентоспособность – комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность товара определяется, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность.

Показатели конкурентоспособности: 1) показатели внешнего формирования: долговременные (тенденции развития экономики, рынка, НТП) и краткосрочные (колебания конъюнктуры, изменение моды, появление конкурентов); 2) показатели качества: стандартизируемые (назначения, эргономичности) и регламентируемые (патентно-правовые, безопасности, экологичности); 3) экономические показатели: единовременные (затраты на приобретение продукции) и текущие (затраты на эксплуатацию, обслуживание, ремонт, утилизацию).

Конкурентоспособность предприятия - это относительная ха­рактеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребно­стей людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует уровень его потенциала, обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую им долю рынка. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов: емкость рынка, легкость доступа на ры­нок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, возмож­ность технических новшеств в отрасли и др.

Методы оценки конкурентоспособности продукции:

Qi = Pi/Pi100*100% – единичный показатель по i-ому техническому параметру.

Pi – величина i-го параметра для анализируемого изделия. Pi100 – величина i-го параметра, при которой потребность удовлетворяется полностью.

Iт.п. = Σ Qi аi – групповой показатель по техническим параметрам. Qi – единичный показатель по i-тому техническому параметру. аi – удельный вес i-го параметра в общем наборе, определяется методом экспертных оценок. n – число параметров, участвующих в оценке.

К = Iт.п.1 / Iт.п.2 – показатель конкурентоспособности 1-го товара по отношению к товару-конкуренту по техническим параметрам.

Iт.п.1,2. – групповые показатели по техническим параметрам для 1,2 изделия.

Целесообразнее оценивать конкурентоспособность по техническим параметрам косвенным методом с помощью товара образца.

Qi = Pii0*100% – лучше выше. Qi = Pi0i*100% – лучше ниже. Pi0 – величина i-го параметра для образца.

Для определения конкурентоспособности товара по экономическим параметрам необходимо провести сравнение цен потребления.

Iэ.п. = С/С0*100% - интегральный показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам. С – цена потребления анализируемого изделия, С0 – цена потребления товара образца.

На основе групповых показателей по техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель.

Ки = Iт.п./Iэ.п. – соотношение показателей по технич. и экон. параметрам.

Если Ки < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если Ки > 1, превосходит образец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: