Конкурентоспособность – комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность товара определяется, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность.
Показатели конкурентоспособности: 1) показатели внешнего формирования: долговременные (тенденции развития экономики, рынка, НТП) и краткосрочные (колебания конъюнктуры, изменение моды, появление конкурентов); 2) показатели качества: стандартизируемые (назначения, эргономичности) и регламентируемые (патентно-правовые, безопасности, экологичности); 3) экономические показатели: единовременные (затраты на приобретение продукции) и текущие (затраты на эксплуатацию, обслуживание, ремонт, утилизацию).
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
|
|
Конкурентоспособность предприятия характеризует уровень его потенциала, обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую им долю рынка. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов: емкость рынка, легкость доступа на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, возможность технических новшеств в отрасли и др.
Методы оценки конкурентоспособности продукции:
Qi = Pi/Pi100*100% – единичный показатель по i-ому техническому параметру.
Pi – величина i-го параметра для анализируемого изделия. Pi100 – величина i-го параметра, при которой потребность удовлетворяется полностью.
Iт.п. = Σ Qi аi – групповой показатель по техническим параметрам. Qi – единичный показатель по i-тому техническому параметру. аi – удельный вес i-го параметра в общем наборе, определяется методом экспертных оценок. n – число параметров, участвующих в оценке.
К = Iт.п.1 / Iт.п.2 – показатель конкурентоспособности 1-го товара по отношению к товару-конкуренту по техническим параметрам.
Iт.п.1,2. – групповые показатели по техническим параметрам для 1,2 изделия.
Целесообразнее оценивать конкурентоспособность по техническим параметрам косвенным методом с помощью товара образца.
Qi = Pi/Рi0*100% – лучше выше. Qi = Pi0/Рi*100% – лучше ниже. Pi0 – величина i-го параметра для образца.
Для определения конкурентоспособности товара по экономическим параметрам необходимо провести сравнение цен потребления.
|
|
Iэ.п. = С/С0*100% - интегральный показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам. С – цена потребления анализируемого изделия, С0 – цена потребления товара образца.
На основе групповых показателей по техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель.
Ки = Iт.п./Iэ.п. – соотношение показателей по технич. и экон. параметрам.
Если Ки < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если Ки > 1, превосходит образец.