Возникновение классической (административной) школы управления связано главным образом с именем Анри Файоля (1825—1925). В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо», которая в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации».
Файоль сформулировал 14 принципов управления:
1. Разделение труда, т.е. специализация.
2. Полномочия и ответственность
3. Дисциплина
4. Единоначалие.
5. Единство действий.
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Скалярная цепь, т.е. «цепь начальников»
10. Порядок
11. Справедливость
12. Стабильность персонала
13. Инициатива
14. Корпоративный дух
Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные.
|
|
Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (функции управления).
Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Мотивация — активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Контроль — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Позже появлялись новые теории в организации производства.
Адамецки создал теорию построения производственного процесса во времени, разработал графики движения деталей по операциям и рассчитал длительность производственного цикла изготовления изделий.
|
|
О.И. Непорент - разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе движение партии деталей по операциям.
Уолкер, Келли, Малкольм создали систему сетевого планирования для управления как предприятием, так и отдельными технологическими и производственными процессами.
А. А. Богданов впервые сформулировал идею системного подхода к организации производства, в соответствии с которой деятельность каждого конкретного подразделения рассматривается в совокупности с деятельностью других производственных подразделений, т.е. предприятие работает как единая производственная система.
Разрабатывая тектологию, Богданов исходил из идеи тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных систем. На всех этих уровнях происходит борьба организационных форм, и побеждают в ней более организованные.
А.К. Гастев заложил основу комплексного подхода который в современном менеджменте рассматривается как системный подход.
Керженцев и Ерманский обосновали принципы научной организации труда на предприятиях.
В.И. Иоффе - создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда.