Для оценки целесообразности проведения инноваций необходимо, прежде всего, спрогнозировать их последствия с точки зрения рисков – производственных, коммерческих, конкурентных, финансовых. Необходимо оценить степень радикальности изменений, которые несет с собой инновация. Эти изменения могут в сильной степени нарушить отлаженный процесс производства и привести к необратимым последствиям.
Например, часть российских предприятий, которые при переходе на рыночные отношения резко изменили свою традиционную линейно - функциональную структуру на структуру по типу стратегических бизнес - единиц, обладающих большой хозяйственной самостоятельностью, потеряли устойчивость в управлении, что в конечном итоге привело к банкротству.
Следует соотнести – совпадают ли цели инновации с миссией организации, с ее стратегическими и тактическими целями.
Для оценки целесообразности проведения продуктовой инновации необходимо также изучить спрос на предполагаемую инновацию и определить предполагаемый объем потребительского рынка (максимальной возможности сбыта). Для этого проводится маркетинговый анализ рынка. Предполагаемый объем спроса определяется исходя из анализа и оценки данных по:
|
|
· величине (емкости) рынка сбыт нового товара;
· количеству потенциальных покупателей;
· альтернативным вариантам цены;
· возможности покупателей приобрести товар;
· предполагаемому времени нахождения товара в реализации (жизненный цикл товара на рынке);
· факторам, влияющим на спрос – соответствие нового товара моде, культуре, традициям; возможность сертификации для подтверждения качества и безопасности; наличие товаров-заменителей;
· наличие дополняющих товаров и т.д.
Для оценки могут быть использованы и другие параметры рынка – наличие рыночных барьеров, состояние конкуренции, гибкость цен, требуемые инвестиции и т.д.
Перечисленные параметры могут иметь количественную и качественную оценку. Для удобства и наглядности оценки можно составить для каждой инновационной идеи оценочную матрицу и рассчитать обобщенный показатель качества предложения.
На втором этапе предварительной оценки инновационных идей необходимо произвести прогнозный анализ их эффективности. Для этих целей организуется экспертиза инновации с привлечением специалистов по необходимым направлениям деятельности: юристы, патентоведы, инженеры, экономисты и т.д. При анализе инновации оценивается не только экономический, но и научно-технический, социальный, экологический и другие виды эффектов.
Кроме того, необходимо оценить длительность инновационного процесса (инновационный лаг) и возможности предприятия по сокращению этой длительности, с тем чтобы опередить конкурентов.
|
|
Таблица 2.2. Оценочная матрица рыночных показателей
Критерий оценки | Значение коэффициента (К) | Шкала оценки | Частная оценка (Б) | Взве- шенная оценка (К×Б) | ||||
Ёмкость рынка | 4,5 | |||||||
Доля рынка | 3,5 | |||||||
Рыночный риск | 1,5 | 7,5 | ||||||
Рыночные барьеры | 0,5 | 1,5 | ||||||
Суммарная значимость | Обобщённая оценка |
На выходе этого этапа останется несколько идей, которые будут приняты к дальнейшей проработке.
В заключение отметим, что менеджер должен так организовать представленные выше работы, чтобы они проводились постоянно или хотя бы ритмично, были обеспечены информацией, трудовыми и материальными ресурсами. Работы по поиску, анализу, оценке и отбору инвенций как обязательные для выполнения, назначаются службе маркетинга. Хотя каждое функциональное подразделение предприятия должно также выполнять эти функции по отношению к своему направлению деятельности – снабжению, обеспечению энергетическими ресурсами, организации продаж и т.д. Особенно это относится к проектным подразделениям и подразделениям, занимающимся внедрением новой техники и технологии.