Разработка инновационных стратегий

На основе анализа проведенных исследований внешней и внутренней среды организации осуществляется как поиск инновационных замыслов – инвенций, так и принятие той или иной инновационной стратегии.

Инновационная стратегия – генеральная линия поведения фирмы повопросу использования инноваций в ее хозяйственной деятельности.

Различают следующие виды инновационных стратегий.

Активная наступательная означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном сегменте рынка и (или) в определенном регионе. Присуща фирмам – пионерам. Цель стратегии – получение максимально высокой прибыли. Характерная черта – высокий риск. Сильные стороны, которыми должна обладать фирма:

• достаточность ресурсов;

• хорошая научно-техническая база;

• высокая квалификация научно-технических кадров;

• гибкие производственные технологии;

• развитая служба маркетинга.

Для мелких фирм наступательная стратегия является основной при условии достаточности ресурсов и концентрации усилий на приоритетном проекте, но это в основном все же малоэнергоемкие и материалоемкие проекты. Но даже крупные предприятия применяют данную стратегию,

как правило, лишь на узкой доле рынка или на немногих дифференцированных участках рынка, то есть они являются не диверсифицированными, а однопродуктовыми компаниями.

Умеренно наступательная стратегия обеспечивает позиции "второго, самого лучшего производителя". Она присуща предприятиям- имитаторам, относящимся к "раннему большинству". Цель – избежать высоких рисков и добиться стабильной прибыли. Сильные стороны, которыми должна обладать фирма:

• мощный производственный потенциал;

• высококвалифицированные инженерно-технические

специалисты;

• гибкие производственные технологии;

• развитая служба маркетинга.

Оборонительная стратегия – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции на уже имеющихся рынках. Для данной стратегии характерен невысокий риск.

Оборонительная стратегия может реализоваться в различных вариантах. Два из них следующие:

«лидерство в снижении издержек». Главная функция такой стратегии – поддерживать норму прибыли посредством низких издержек производства, сосредоточить усилия на производстве максимального объема продукта для получения экономии на масштабе.

Фирма, использующая такую стратегию, в значительной степени экономит на НИОКР, маркетинге, но должна владеть высокопроизводительными технологиями. Данная стратегия может быть присуща монопольному положению фирмы. Однако она не оправдывает себя в условиях монополистической конкуренции, так как создает мало возможностей закрепиться на рынке, на котором производители с активной наступательной стратегией могут успешно реализовать свою продукцию.

«патентное блокирование». Основана на приобретении фирмой патентов на сам продукт, технологии его изготовления и т.д. – “куст патентов” Таким образом, включаются правовые механизмы, обеспечивающие конкурентное преимущество фирмы за счет прав собственности на интеллектуальный продукт. Сильной стороной фирмы являются маркетинговые исследования научно-технических тенденций и конкурентная разведка.

Остаточная стратегия. Цель стратегии заключается в стремлении “прижиться” на уже освоенном рынке с морально устаревшими изделиями.

Обычно она применяется мелкими фирмами-имитаторами, когда фирма, придерживающаяся активной наступательной стратегии, покидает данный сектор рынка и появляется возможность выгодно использовать остаточный спрос. Сильные стороны фирмы-имитатора с данной стратегией – развитая маркетинговая служба в области конкурентной разведки, гибкие технологии.

Дополняющая стратегия. Присуща мелким фирмам-пионерам. Цель получить высокую прибыль за счет выпуска дополняющих товаров к сложному и трудоемкому новому товару, выпускаемому крупной фирмой-пионером. Сильные стороны фирмы такие же как у фирм, придерживающихся активной наступательной стратегии.

Комбинированные стратегии. Крупные диверсифицированные фирмы могут параллельно применять различные инновационные стратегии для отдельных продуктов, видов производства, ассортиментных групп продукции.

Переходные стратегии. Означают переход фирмы на различных этапах хозяйственной деятельности от одной стратегии к другой.

Вышеперечисленные стратегии являются стандартными, типовыми.

Искусство в деятельности менеджеров фирмы заключается в модификации описанных стратегий на основе ситуационного подхода в управлении.

Здесь трудно дать какие-либо рекомендации, но, например, наступательная стратегия может иметь особенности и быть дифференцированной: одни фирмы ориентируются на техническое совершенство продукта, другие – на экологические параметры, простоту обслуживания и т.д. Таким образом строится промежуточная стратегия, суть которой – избежать прямой конфронтации между конкурентами, найти свой сектор рынка.

Альтернатива ориентации на то или иное стратегическое направление или совокупность направлений инновационной деятельности отражается в продуктово - рыночном портфеле, который содержит комбинацию планируемого инновационного продукта и определенного сегмента рынка.

В табл. 5 показан пример продуктово-рыночой матрицы инновационного портфеля предприятия. Эта матрица определяет четыре возможных стратегических направления инновационной деятельности предприятия.

Таблица 5 Продуктово-рыночная матрица инновационного портфеля предприятия

Рынки Продукты Освоенные рынки Новые рынки
Освоенные продукты Интенсификация возможностей и образов Вариация продукта
Новые продукты · Модификция продукта · Выпуск радиально нового продукта Диверсификация на снове: · имитации продукта · выпуска радикально нового продукта

Первое направление использует оборонительную стратегию, направлено на интенсификацию использования возможностей уже освоенных рынков и на недопущение на них конкурентов.

Второе, третье и четвертое направления основаны на наступательной стратегии.

При реализации второго направления необходимо провести маркетинговые исследования и выявить потребительские требования новых рынков. После чего необходимо произвести вариацию продукта – на основе господствующего продукта создать перспективный продукт с новыми потребительскими свойствами.

Третье направление предусматривает освоение в производстве и реализацию на освоенном рынке нового продукта. Фирма при этом может быть как пионером, так и имитатором. Традиционный продукт может быть модифицирован в связи с его моральным устареванием. Или может быть выпущен радикально новый продукт, который содержит принципиально новые решения, по новому удовлетворяет существующие потребности клиентов.

Четвертое направление основано на диверсификации деятельности предприятия и освоении им новых продуктов на новых рынках. Обычно при переходе на новые рынки фирма придерживается стратегии « второго самого лучшего производителя » или остаточной стратегии. Для использования активной наступательной стратегии она должна обладать очень сильным научно-техническим потенциалом.

Такая матрица является основанием для последующего продуктово-тематического планирования инновационной деятельности предприятия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перед тем как инициировать инновационный процесс, какие вопросы необходимо продумать менеджеру и почему?

2. Назовите основные источники инновационных идей? Какого вида инновации можно получить, используя идеи из этих источников?

3. Как вы считаете, какие источники наиболее «богаты» на инновационные идеи? Приведите примеры.

4. Для чего производится оценка инновационного потенциала организации? Перечислите оценочные мероприятия. Раскройте их содержание.

5. Опишите, как производится оценка целесообразности проведения инноваций? По каким характеристикам производится отбор инновационных идей?

6. Раскройте содержание теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Кто ее автор? Как можно использовать эту теорию в инновационной деятельности?

7. Какие методы выявления тенденций технического прогресса применяют менеджеры? Какие источники информации они используют?

8. В чем сущность метода анализа жизненных циклов объектов? Каким образом можно стабилизировать величину дохода предприятия, используя этот метод?

9. Почему решение тех или иных проблем рассматривается как инновационная возможность? Как производится решение проблем с использованием диаграммы Исикавы?

10. Раскройте назначение и сущность метода ФСА. Что может быть объектом ФСА?

11. Что общего и в чем отличие двух методов – ФСА и анализа бизнес-процессов организации?

12. Какие графические нотации использует метод анализа бизнес-процессов? Какие преимущества, по вашему мнению, это дает?

13. Приведите алгоритм работы менеджера-аналитика с использованием метода анализа бизнес-процессов.

14. Перечислите типовые инновационные стратегии, раскройте их назначение и сущность? Какими, по вашему мнению, особенностями должны обладать данные типовые стратегии применительно к российским условиям?

15. Как используется продуктово-рыночная матрица портфеля продуктов предприятия для разработки стратегических направлений его развития?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: