Коррекция произношения звука Й.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.
Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................................................ 4
Характеристика звука Й............................................................................................................ 5
Занятие 1.................................................................................................................................... 7
Занятие 2.................................................................................................................................... 9
Занятие 3................................................................................................................................. 11
Занятие 4................................................................................................................................. 13
Занятие 5................................................................................................................................. 14
|
|
Занятие 6................................................................................................................................. 16
Занятие 7................................................................................................................................. 18
Занятие 8................................................................................................................................. 20
Занятие 9................................................................................................................................. 22
Занятие 10............................................................................................................................... 25
Занятие 11............................................................................................................................... 26
Занятие 12............................................................................................................................... 29
Занятие 13............................................................................................................................... 31
Занятие 14............................................................................................................................... 34
Занятие 15............................................................................................................................... 37
Занятие 16............................................................................................................................... 39
2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42
Занятие 17............................................................................................................................... 42
Занятие 18............................................................................................................................... 43
Занятие 19............................................................................................................................... 46
Занятие 20............................................................................................................................... 48
Занятие 21............................................................................................................................... 50
Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие
В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.
|
|
В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.
В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.
Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.
При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
Характеристика звука Й
Артикуляция звука Й
При произношении звука Й:
губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;
кончик языка упирается в нижние резцы;
спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;
мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Звук Й [ j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:
1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: ма й, ма й ка
2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
я ма | мо я | ма я к |
ё лка | мо ё | по ё т |
ю ла | по ю | по ю т |
е хать | фой е | по е зд |
Характеристика звука Й
согласный
щелевой
среднеязычный (средненебный)
сонорный (звонкий)
мягкий
Нарушение произношения звука Й
Йотацизм —
а) отсутствие звука;
б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).
Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'
при нисходящей йотации: при восходящей йотации:
мои — «мои» | яма — «иама» |
мой — «моль» | яма — «ляма» |
мой — «мозь» | яма — «зяма» |
мой — «мохь» | яма — «хяма» |
Подготовительные артикуляционные упражнения [1]
«Улыбка» с сомкнутыми губами.
«Улыбка» с разомкнутыми губами.
«Лопатка».
«Накажем непослушный язык».
«Киска сердится».