Конспект лекций
Ст. пр. Гудзенко Лариса Геннадьевна
Кафедра психологии и педагогики, 420 ауд.
Литература:
1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. – М.: Академ. Проект, 2003. – 304 с.
2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества. – СПб.,1991.
3. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.
4. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества. – Спб., 1995.
5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.
Задание для самостоятельной работы: подобрать иллюстрации к предложенному материалу.
Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА
1. Предмет и задачи психологии художественного творчества
2. История психологии творчества
3. Понятие творчества
Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.
Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.
В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,
Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.
Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».
Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:
Ø Природа искусства и художественной одаренности
Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности
Ø Эмоциональная сфера личности художника
Ø Динамика формирования и развития творческих способностей
Методы исследования: