АСР можно условно «развести» на три основных направления:
· новый этап поиска путей установления нового мирового экономического порядка (НМЭП);
· концепция основных человеческих потребностей (ОЧП)
· модель альтернативного развития, использующая особенности социокультурный организации не западных обществ.
Речь идет о том, чтобы мобилизовать для целей модернизации потенциал традиций - т.е. особенности социокультурный организации не западных обществ, принципы общинной организации, а также цивилизационный ценности индуизма, буддизма, конфуцианства и ислама.
В новом свете стала рассматриваться роль традиционных ценностей в постановке целей развития. Многие исследователи признали, что в некоторых важных аспектах традиционные общества могут быть более «развитыми», чем так называемые «переходные» или «современные» общества.
Эти стратегии в их различных страновых вариантах не остались только теоретической конструкцией.
В последние десятилетия нашего столетия АСР, отталкивающаяся от общины, была применена в Танзании и получила название «уджамааизация» - т.е. процесс превращения деревень-общин в организованно развивающиеся при поддержке государства социохозяйственные и культурные комплексы. Идеологически эта линия была оформлена харизматическим лидером страны Д. Ньерере как особый танзанийский путь построения социалистического общества.
|
|
АСР, отталкивающиеся от традиций, активно развиваются на базе цивилизационно ценностей индуизма, буддизма, ислама и конфуцианства. Авторы этих концепций в противовес немецкому социологу М. Вебера доказывают, что не только протестантская этика, но и заповеди вышеуказанных философско-религиозных систем могут способствовать модернизации, служить механизмом синтезирования западно-технологических и восточное-духовных ценностей.
В Индии традиционные ценности индуизма стали идейной платформой политической партии «Бхаратия Джаната Пати» (БДП), которая является коммуналистской и провозглашает лозунг: «одно государство, одна нация, одна культура».
В буддийском мире, охватывающем такие страны Южной и Юго-Восточной Азии, как Шри-Ланка, Бирма, Лаос, Камбоджа, Таиланд и др. происходит ренессанс философско-религиозной системы буддизма, его ценности активно используются в экономических и политических АСР, причем их приемлемость распространяется и на другие развивающиеся страны.
Идеи буддийской АСР нашли практическое применение в Шри-Ланке. Там возникло движение «Сарводайя шрамадана» (ДСШ). Целью компании ДСШ является перестройка не только личных качеств, но и группового поведения. Каждый в соответствии со своими способностями делится со всеми своим трудом и навыками. При этом реализует первое из четырех положений буддийской этики - дана. «Вежливая речь» - второй буддийский принцип поведения. Третий принцип - «Созидательная деятельность» проявляется при совместной работе.
|
|
Концепция развития сарводайи распространяется на четыре уровня: индивид, община, нация, мир и имеет четыре аспекта: индивидуальный, социальный, экологический, духовный.
Большой размах АСР на религиозной основе получили в мусульманском мире. Ислам является одной из наиболее распространенных религий мира. Наблюдается бум религиозных теоретических построений роли ислама в стратегиях развития.
Осмысление ведется как бы на двух уровнях:
· во-первых, налицо попытки создать нечто вроде теоретического обоснования или философских принципов «исламской экономики»;
· во-вторых, наблюдается стремление с учетом таких принципов разработать конкретные рекомендации для модернизаторской политики мусульманского государства.
Анализ некоторых альтернативных стратегий развития показывает многомерность и противоречивость подходов (в теории и практике) к проблеме традиционных ценностей, оценке их модернизационного или антимодернизационного потенциала.