Групповые занятия могут происходить как в достаточно больших группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, чтобы каждый был вовлечен в действие и чувствовал себя участником. С увеличением численности членов группы возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий, возрастает вероятность появления подгрупп. Когда группа слишком мала, она перестает действовать как группа, ее участники оказываются вовлеченными в индивидуальное консультирование или психотерапию в групповых условиях. Считается, что четыре человека — минимум для жизнеспособной группы.
С возрастанием размеров группы эффективность психокоррекционной работы уменьшается.
Достаточно длительное время в групповой психокоррекции существовало «правило восьми». «Правило восьми» исходит из того, что для психотерапевтической группы оптимальным является состав из восьми человек29. Такая группа достаточна для того, чтобы способствовать близости участников и созданию в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, и для того, чтобы группа была динамичной и предлагала разнообразный опыт взаимодействия. На сегодняшний день это правило потеряло свою актуальность. Большинство руководителей считает, что оптимальным числом участников группы является 10—12 человек. На практике число членов психокоррекционной группы колеблется от 3 до 30 человек. Возможно создание малых групп (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Однако наиболее эффективной является группа, находящаяся на границе малой и средней и насчитывающая от 8 до 12 участников.
|
|
Как указывает Лойзер30, такая группа достаточно велика, чтобы:
• смягчить либидные чувства до безопасной и легко поддающейся контролю концентрации;
• обеспечить разнообразие возможностей группового процесса, удовлетворяющих потребности каждого участника в каждый конкретный момент;
• избежать сильных позитивных и негативных полюсов реакций в парах и тройках и противостоять разрушению одним человеком и даже двумя;
• обеспечить разнородность и многообразие психодинамических типов, тем самым способствуя процессам групповых взаимодействий;
• обеспечить возможности выражения в смягченной и удобной для работы манере;
• избавиться от напряжения разговора лицом к лицу; при этом пассивный человек может оставаться малозаметным, пока его уверенность в себе не возрастет.
С другой стороны, такая группа достаточно мала, чтобы:
• оставаться для психотерапевта управляемой при минимуме руководства и контроля с его стороны; психотерапевт может сохранить некритический, бесконтрольный и пассивный аспекты своей роли, которые необходимы для успешной психотерапии;
|
|
• действовать без строгих и многочисленных правил; помимо нескольких самых простых установлений, определяющих место, время занятий и тому подобное, требуется вводить лишь очень немного правил;
• обеспечить для каждого члена разумную долю уделяемо го ему внимания и времени.
Количество участников зависит от целей и задач конкретной психокоррекционной группы. Так, психоаналитическая групповая психотерапия обычно предполагает относительно маленькие группы — от шести до десяти человек. В противоположность таким психотерапевтическим группам группы личностного роста больше и включают от восьми до пятнадцати человек. В крайнем случае, занятия могут проводиться и более чем с пятьюдесятью участниками (группы социально-психологического тренинга).
Обычное время групповой сессии — 1-2 часа, с частотой I раз в неделю. Большинство руководителей групп и исследователей считают, что оптимальным сроком психокоррекции является 2 месяца (8—10 недель) при частоте занятий 4—5 раз в неделю с продолжительностью одного сеанса 1,5 ч. (Например, при 90-минутном занятии каждому члену группы из 8 человек (плюс руководитель) предоставляются оптимальные десять минут группового времени.) Таким образом, курс групповой пси-кокоррекции в оптимальном варианте рассчитан на 40—50 занятий, то есть 60-75 часов. Однако в зависимости от целей и задач продолжительность курса групповой психокоррекции может быть различной.
Участники групп
В зависимости от ориентации и функций групп их участниками могут быть как люди относительно хорошо приспособленные, эмоционально стабильные, стремящиеся к лучшему познанию себя и к личностному росту, так и люди, нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений. Большинство руководителей групп проводят предварительные исследования по отбору кандидатов.
Для большинства групп наиболее удачные кандидаты — психически здоровые люди: те, чья психологическая защита низка, а способность к научению, в отличие от других, высока Практически же для участия в группе подходят люди со сред ним уровнем интеллекта31. Возможно, лучший диагностический показатель успешного участия в группе — это поведения участников на начальных групповых занятиях. Опытный руководитель психокоррекционной группы, используя информацию, полученную на первых занятиях, может, соответственно, вести группу. Популярность человека в группе — один из немногих предсказателей успешного группового опыта. Популярные участники интересуются взаимоотношениями в группе и показывают высокую степень личного самораскрытия и активности.
К неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувств к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно жду успокаивания32. Люди со значительными психическими отклонениями — психически незрелые, нечувствительные к другим и неспособные к самоконтролю — неблагоприятно влияют на групповой процесс и также являются неподходящими для группового опыта.
Соблюдение этих критериев отбора кандидатов в группе регулируется в зависимости от типа и цели группы. При этом необходимо учитывать, что выделяют различные типы поведения участников в малой (психокоррекционной) группе.
Кондратенко В.Т. и Донской Д.И. выделяют 4 основных тип поведения участников группы.
1. Обособляющийся тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы.
|
|
2. Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
3. Лидирующий тип. Ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.
4. Сотрудничающий тип. Постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случае разумных решений.
В последующих главах вопрос о критериях отбора участников в группу будет обсуждаться более подробно в контексте эффективности психокоррекционной группы.
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГРУПП