Допускают соединение валов с повышенным взаимным смещением
осей как вызванными неточностями, так и специально заданными конструк-
тором.
Ярким представителем этого семейства являются шарнирные муфты.
Рисунок 11.4
Идея муфты впервые предложена Джероламо Кардано в 1570 г. и до-
ведена до инженерного решения Робертом Гуком в 1770 г. Поэтому иногда в литературе они называются карданными муфтами, а иногда – шарнирами Гука.
Шарнирные муфты соединяют валы под углом до 45 0, позволяют соз-
давать цепные валы с передачей вращения в самые недоступные места. Всё
это возможно потому, что крестовина является не одним шарниром, а сразу
двумя с перпендикулярными осями.
Прочность карданной муфты ограничена прочностью крестовины, в
особенности мест крепления пальцев крестовины в отверстиях вилок. По-
ломка крестовины – весьма частый дефект, известный, практически, каждому
автовладельцу.
Муфты выбираются по каталогу. Проверочный расчёт ведётся для рабо-чих поверхностей шарниров на смятие, проверяется прочность вилок и кресто-вины.
|
|
Малогабаритные шарнирные муфты стандартизованы в диапазоне диа-
метров 8 ÷ 40 мм и моментов 1,25 ÷ 128 кГм. Крестовина выполнена в виде
параллелепипеда.
Шарнир образуется с помощью вставных осей, одна из которых длин-
ная, а другая состоит их
двух коротких втулок, стянутых заклёпкой. Конструкция весьма технологична.
Рисунок 11.5 – Малогабаритная шарнирная муфта