Аналитический учет ТМЦ

Аналитический учет запасов ведется одним из следующих методов:

оперативно- бухгалтерским(сальдовым); сортовым; по товарным отчетам МОЛ;

автоматизированным.

При большом ассортименте товаров чаще всего применяется оперативно- бухгалтерский метод учета. При этом методе кладовщики складов открывают карточки количественного (складского) учета на каждый номенклатурный номер запасов,которые размещаются в картотеке по техническим группам производственных запасов или по товарным группам в торговле (по видам,сортам,маркам,типам,размерам). Каждому наименованию при этом присваивается краткое числовое обозначение (номенклатурный номер), которое записывается в специальный реестр: номенклатуру – ценник, где, как и в карточке, указывают единицу измерения, учетную цену товара.

Кодирование номенклатуры-ценника осуществляется по смешанной порядково-серийной системе, используя семи и восьмизначные коды.

Первые два знака указывают на синтетический счет,третий- субсчет, один или два следующих знака обозначают группу запасов, остальные - знаки,которые характеризуют запасы.Информацию,обозначенную в номенклатуре – ценнике записывают на машинные носители информации и затем многократно используют для получения необходимых данных.

Например: код 2810117,что обозначает, что данный номер присвоен товару (28) на складе (1), 01- группа товаров, допустим, «Сыры», 17 – наименование сыра «Российский».

При выписке первичных документов на оприходование и списание запасов обязательно указываеся номенклатурный номер,кроме наименования,что позволит избежать ошибок при аналитическом учете запасов.

При сальдовом методе на складе открываются карточки на каждый номенклатурный номер. Записи в карточки МОЛ осуществляют ежедневно на основании приходно-расходных документов с выведением остатка после каждой записи.

Бухгалтерия не реже одного раза в неделю контролирует правильность записей,выведения остатков в карточках в присутствии МОЛ. После этого по реестру принимает приходно- расходные документы, подтверждая факт получения документов и правильность записей своей подписью в карточках складского учета.

После этой проверки карточки складского учета превращаются из регистров оперативного учета в регистры оперативно-бухгалтерского учета, а в бухгалтерии отпадает необходимость вести карточки количественно- суммового учета.

Аналитический учет запасов в бухгалтерии осуществляется при этом только в денежном измерителе по номенклатурным группам («Сыры», «Рыбные консервы» - к счету 281 и т.д.); («Лесоматериалы», «Прокат черных металлов» и т.д - к счету 201), в разрезе синтетических субсчетов и мест хранения (МОЛ).

На каждое первое число и на день инвентаризации на отдельных листках или в специальной книге составляется сальдовая ведомость, в которую МОЛ из карточек складского учета количестственных остатков переносят остатки на конец отчетного периода.

В бухгалтерии эти остатки оцениваются по принятым учетным ценам, подсчитывают итоги стоимости их по группам и складам в целом, а затем сверяют с данными бухгалтерского учета,. Выявленные ошибки исправляют до составления баланса. Сальдовую ведомость подписывают МОЛ и бухгалтер,производивший сверку.

При сортовом методе учета запасов ТМЦ хранят по наименованиям и сортам. На основании приходно- расходных документов МОЛ ведут записи в натуральных измерителях по каждому номенклатурному номеру.В установленные сроки МОЛ составляют реестр или материальный (товарный) отчет в двух экземплярах и вместе с приходно- расходными документами сдают в бухгалтерию первый экземпляр отчета.

В бухгатерии аналитический учет запасов ведется в карточках количественно- суммового учета по каждому номенклатурному номеру, а на первое число месяца и на день инвентаризации составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам (по скадам и МОЛ). Итоги оборотных ведомостей обобщаются и сверяются с данными складского и бухгалтерского учета.

При небольшом ассортименте товаров и отсутствии складов вместо карточек учет запасов в кладовых может вестись в материальных(товарных)отчетах на обратной стороне в которых показываются:остаток запасов по наименованиям и сортам на начало месяца, их поступление и расход за месяц и остаток на конец месяца в количественном и суммарном измерителях. К отчету прилагаются приходно- расходные документы (например, по складу с хранением моющих средств).

При использовании ПЭВМ вместо карточек на оновании приходно- расходных документов составляют машинограмму сортовой оборотной ведомости, в которой полностью отражаются данные карточек складского учета с указанием количества и стоимости поступивших и израсхадованных ТМЦ по каждому приходному и расходному документу, а также итоговые данные о движении и остатках запасов по каждому номенклатурному номеру и складу в целом.

9.Особенности учета товаров в магазинах,малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Инвентаризация запасов,учет ее результатов.

9.1 Особенности учета поступления товаров в магазины

Организация поступления товаров в предприятиях розничной торговли(заключение договоров,разовых сделок),порядок приемки(нормативные документы:инструкции П-6,П-7)те,что и в оптовых предприятиях,с учетом последних изменений в связи с принятием П(С)БУ-9 «Запасы»,Но если в оптовых предприятиях при приемке по этим документам,стандартам допускается выборочная проверка поступившего количества и качества товаров, то в розничных предприятиях в те же сроки должна быть оуществлена сплошная проверка всех полученных товаров.

Документальное оформление поступления товаров в магазины аналогино поступлению на склад. На отпущенные товары поставщик,кроме документов,сопровождающих груз(счета-фактуры, накладные,товарно-транспортные накладные,железнодорожные накладные, специификации,сертификаты соответствия и т.д.), обязан выписать налоговую накладную. В случае выявленных расхождений при приемке составляется акт о выявленных расхождениях по количеству с участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации,если представитель поставщика не явился;если выявлены расхождения по качеству,то составляется акт с участием представителя поставщика или акт экспертизы с участием эксперта торгово- промышленной палаты.

В отличие от предприятий оптовой торговли в розничной торговле большинство товаров учитывается по свободным ценам продаж. Они формируютсяя в соответствиии Инструкцией о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания,утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 4 января 1997 г. №2. Пунктом 5 этой иструкции предусматривается ведение субъектами предпринимательской деятельности реестров розничных цен, в которых указывается: название товара, артикул, тип, марка, оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на на удостоверяющий ее документ, размер торговой надбавки, установленная рознична цена.».В связи с принятием в октябре 1999г П(С)БУ 9 «Запасы» перечень граф реестра можно продолжить и ввести еще графу «Первоначальная стомость», так как именно из нее нужно исходить при формировании розничной цены цены с учетом пунктов 9-15 П(С)БУ 9 «Запасы». По ряду постановлений КМ Украины, направленных на пополнение Пенсионного фонда, в первоначальную стоимость включаются надбавки в установленных процентах к ценам на некоторые товары не первой необходимости: изделия из золота и платины, драгоценных камней; мобильные телефоны, легковые автомобили и др. В соответствии с Законом Украины

«О налоге на добавленную стомость» СПД, зарегистрированные в органах налоговой службы как плательщики НДС, должны включить в цену продаж сумму НДС, для чего еще нужна отдельная графа в реесре (НДС – это часть вновь созданной стоимости, которая вносится в бюджет на каждом этапе производства, реализации товаров выполнения работ, (оказания услуг).

Пример:

Предприятие получило от поставщика товар по оптовой цене без НДС 4.35 грн., НДС –0.87грн.(4.35* 0,2),цена поставщика с НДС-5.22грн. Торговая наценка розничного предприятия -1,75 грн. Цена единицы товара с торговой наценкой без НДС: 4.35+1.75=6.10 грн. Учетная цена продаж с НДС: 6,10 грн.*1,2=7.32 грн. Торговая надбавка вместе с НДС: 7.32-4.35=2.97 грн.

НДС в цене продаж:7.32:6=1,22 или 2,97-1.75=1.22 грн. в том числе: НДС в счете поставщика 0,87 грн., НДС на добавленную стоимость: 1.75 грн.(торговая наценка)*0,2= 0,35 грн.

На некоторые товары розничные цены регулирует государство (хлебопродукты, горюче-смазочные материалы и др.) путем ограничения торговых наценок или установления предельных розничных цен.

Синтетический учет поступления товаров в розничных предприятиях аналогичен учету в опте,только дополнительно с отражением торговой наценки,т.е. проводки зависят от времени оплаты (предоплата или последующая оплата). На сумму торговой скидки и НДС дается проводка: дебет субсчета 282 кредит субсчета 285.

Размер торговой наценки и продажная цена утанавливаются предприятиями самостоятельно, учитывая насыщенность рынка данным товаром, спрос на него, цены конкурентов и др. факторы.

В учетных регистрах суммы НДС и торговой наценки показываются в разных графах

Учет реализации товаров в предприятиях розничной торговли.

В основном товары с магазинов продаются за наличный расчет.

Объем реализации определяется суммой выручки за проданные покупателям товары. В соответствии с законом Украини от 06.07.95г. №295/65-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», СПД, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки через зарегистрированные,опломбированные в установленном порядке регистраторы расчетных операцийР(РРО) с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях,предусмотренных этим законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек,

Регистация РРО осуществляется в органах государственной налоговой службы по месту нахождения СПД.На каждый РРО регистрируется книга учета расчетных операций (предварительно пронумеровання и прошнурованная).

Законом предусмотрен круг СПД, имеющих право при проведении расчетов не применять РРО.Но при этом они должны проводить расчеты с использованием книг учета расчетных операций и расчетных книжек.Продавец вместе с товаром должен вручить покупателю чек, выбитый на РРО, в котором указывается наименование товара,количество,цена,стоимость покупки,сумма НДС.Если получение товаров (услуг) и оплата за них производится в разных местах, то в месте получения товаров(предоставления услуг) РРО и расчетные книжки не применяются, но они применяются в месте,где осуществляются наличные расчеты с покупателями за проданные товары(предоставленные услуги).

Книга учета расчетных операций состоит из четырех разделов:

1.Фискальные отчетные чеки;

2.Учет движения наличных и сумм расчетов;

3.Учет расчетных квитанций;

4.Учет ремонтов,работ по техническому обслуживанию и проверок конструкции и программного обеспечения РРО.

При использовании РРО СПД обязаны ежедневно распечатывать фискальные отчетные чеки (Z отчеты) и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций, которые ведутся по каждому РРО (наклеиваются в первом разделе книги). Во втором разделе ведется учет движения наличных денег за кождый день. Графы второго раздела книги (ноябрь 2006г.):

1.дата;

2.номер Z отчета (номер расчетной книжки)

3-4. сумма наличных:

3.служебные внесения (остаток разменной монеты в кассе на конец дня:графа3+графа 5 –графа 4=остаток в графе 3 на конец дня)

4.служебные выдачи (сумма сданной выручки в кассу или инкассатору)

5-6 сумма расчетов

5.общая (показанная в Z отчете);

6.по ставке НДС 20%;

7.сумму НДС;

8.выдано при возвращении товара.

В конце месяца распечатывается отчет за месяц, А в налоговую инспекцию сдается отчет по специальной форме о работе каждого РРО.

Выручка,полученная кассиром-операционистом по каждому РРО, ежедневно сдается в кассу предприятия с выпиской приходного кассового ордера и квитанции к нему.

На реализованные за наличный расчет товары составляются проводки:

Содержание хозяйственной операции дебет кредит сумма,грн.
  Проданы товары за наличный расчет 301 касса в национальной валюте 702 доходы от реализации товаров 5000,00
  Отражены налоговые обязательства по НДС 702 доходы от реализации товаров расчеты по налогам 833,00
  Списана себестоимость товаров (по специальному расчету) 902 себестоимость реализованных товаров товары в торговле 3000,00
  Списана торговая наценка на реализованные товары торговая наценка товары в торговле 2000,00

Реализация товаров с магазинов может производится и по безналичному расчету: больницам, детским садикам, другим юридическим лицам (для подарков к праздникам, юбилеями пр.) на основании договора с больницей,детским садикоми др. В начале месяца ими производится предоплата на текущий счет магазина, а затем ежедневно по мере необходимости магазин производит отпуск им товаров на основании доверенности с выпиской накладной, налоговой накладной. На 1-е число каждого месяца производится сверка взаимных расчетов и задолженность регулируется.

Прочее выбытие товаров может осуществляться в результате списания нормируемых и ненормируемых потерь, безвозмездной передачи товаров, бартерных операций, взноса запасов в качестве учредителя в дочерние или другие предприятия: уменьшение может быть в результате уценки товаров. Каждая из этих операций отражается в учете по-своему.

Для отражения себестоимости реализованных товаров и торговой наценки, приходящейся на реализованные товары, составляется специальный расчет в соответствии с п.22 П(С)БУ 9 «Запасы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: