Аналитический учет запасов ведется одним из следующих методов:
оперативно- бухгалтерским(сальдовым); сортовым; по товарным отчетам МОЛ;
автоматизированным.
При большом ассортименте товаров чаще всего применяется оперативно- бухгалтерский метод учета. При этом методе кладовщики складов открывают карточки количественного (складского) учета на каждый номенклатурный номер запасов,которые размещаются в картотеке по техническим группам производственных запасов или по товарным группам в торговле (по видам,сортам,маркам,типам,размерам). Каждому наименованию при этом присваивается краткое числовое обозначение (номенклатурный номер), которое записывается в специальный реестр: номенклатуру – ценник, где, как и в карточке, указывают единицу измерения, учетную цену товара.
Кодирование номенклатуры-ценника осуществляется по смешанной порядково-серийной системе, используя семи и восьмизначные коды.
Первые два знака указывают на синтетический счет,третий- субсчет, один или два следующих знака обозначают группу запасов, остальные - знаки,которые характеризуют запасы.Информацию,обозначенную в номенклатуре – ценнике записывают на машинные носители информации и затем многократно используют для получения необходимых данных.
|
|
Например: код 2810117,что обозначает, что данный номер присвоен товару (28) на складе (1), 01- группа товаров, допустим, «Сыры», 17 – наименование сыра «Российский».
При выписке первичных документов на оприходование и списание запасов обязательно указываеся номенклатурный номер,кроме наименования,что позволит избежать ошибок при аналитическом учете запасов.
При сальдовом методе на складе открываются карточки на каждый номенклатурный номер. Записи в карточки МОЛ осуществляют ежедневно на основании приходно-расходных документов с выведением остатка после каждой записи.
Бухгалтерия не реже одного раза в неделю контролирует правильность записей,выведения остатков в карточках в присутствии МОЛ. После этого по реестру принимает приходно- расходные документы, подтверждая факт получения документов и правильность записей своей подписью в карточках складского учета.
После этой проверки карточки складского учета превращаются из регистров оперативного учета в регистры оперативно-бухгалтерского учета, а в бухгалтерии отпадает необходимость вести карточки количественно- суммового учета.
Аналитический учет запасов в бухгалтерии осуществляется при этом только в денежном измерителе по номенклатурным группам («Сыры», «Рыбные консервы» - к счету 281 и т.д.); («Лесоматериалы», «Прокат черных металлов» и т.д - к счету 201), в разрезе синтетических субсчетов и мест хранения (МОЛ).
|
|
На каждое первое число и на день инвентаризации на отдельных листках или в специальной книге составляется сальдовая ведомость, в которую МОЛ из карточек складского учета количестственных остатков переносят остатки на конец отчетного периода.
В бухгалтерии эти остатки оцениваются по принятым учетным ценам, подсчитывают итоги стоимости их по группам и складам в целом, а затем сверяют с данными бухгалтерского учета,. Выявленные ошибки исправляют до составления баланса. Сальдовую ведомость подписывают МОЛ и бухгалтер,производивший сверку.
При сортовом методе учета запасов ТМЦ хранят по наименованиям и сортам. На основании приходно- расходных документов МОЛ ведут записи в натуральных измерителях по каждому номенклатурному номеру.В установленные сроки МОЛ составляют реестр или материальный (товарный) отчет в двух экземплярах и вместе с приходно- расходными документами сдают в бухгалтерию первый экземпляр отчета.
В бухгатерии аналитический учет запасов ведется в карточках количественно- суммового учета по каждому номенклатурному номеру, а на первое число месяца и на день инвентаризации составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам (по скадам и МОЛ). Итоги оборотных ведомостей обобщаются и сверяются с данными складского и бухгалтерского учета.
При небольшом ассортименте товаров и отсутствии складов вместо карточек учет запасов в кладовых может вестись в материальных(товарных)отчетах на обратной стороне в которых показываются:остаток запасов по наименованиям и сортам на начало месяца, их поступление и расход за месяц и остаток на конец месяца в количественном и суммарном измерителях. К отчету прилагаются приходно- расходные документы (например, по складу с хранением моющих средств).
При использовании ПЭВМ вместо карточек на оновании приходно- расходных документов составляют машинограмму сортовой оборотной ведомости, в которой полностью отражаются данные карточек складского учета с указанием количества и стоимости поступивших и израсхадованных ТМЦ по каждому приходному и расходному документу, а также итоговые данные о движении и остатках запасов по каждому номенклатурному номеру и складу в целом.
9.Особенности учета товаров в магазинах,малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Инвентаризация запасов,учет ее результатов.
9.1 Особенности учета поступления товаров в магазины
Организация поступления товаров в предприятиях розничной торговли(заключение договоров,разовых сделок),порядок приемки(нормативные документы:инструкции П-6,П-7)те,что и в оптовых предприятиях,с учетом последних изменений в связи с принятием П(С)БУ-9 «Запасы»,Но если в оптовых предприятиях при приемке по этим документам,стандартам допускается выборочная проверка поступившего количества и качества товаров, то в розничных предприятиях в те же сроки должна быть оуществлена сплошная проверка всех полученных товаров.
Документальное оформление поступления товаров в магазины аналогино поступлению на склад. На отпущенные товары поставщик,кроме документов,сопровождающих груз(счета-фактуры, накладные,товарно-транспортные накладные,железнодорожные накладные, специификации,сертификаты соответствия и т.д.), обязан выписать налоговую накладную. В случае выявленных расхождений при приемке составляется акт о выявленных расхождениях по количеству с участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации,если представитель поставщика не явился;если выявлены расхождения по качеству,то составляется акт с участием представителя поставщика или акт экспертизы с участием эксперта торгово- промышленной палаты.
|
|
В отличие от предприятий оптовой торговли в розничной торговле большинство товаров учитывается по свободным ценам продаж. Они формируютсяя в соответствиии Инструкцией о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания,утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 4 января 1997 г. №2. Пунктом 5 этой иструкции предусматривается ведение субъектами предпринимательской деятельности реестров розничных цен, в которых указывается: название товара, артикул, тип, марка, оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на на удостоверяющий ее документ, размер торговой надбавки, установленная рознична цена.».В связи с принятием в октябре 1999г П(С)БУ 9 «Запасы» перечень граф реестра можно продолжить и ввести еще графу «Первоначальная стомость», так как именно из нее нужно исходить при формировании розничной цены цены с учетом пунктов 9-15 П(С)БУ 9 «Запасы». По ряду постановлений КМ Украины, направленных на пополнение Пенсионного фонда, в первоначальную стоимость включаются надбавки в установленных процентах к ценам на некоторые товары не первой необходимости: изделия из золота и платины, драгоценных камней; мобильные телефоны, легковые автомобили и др. В соответствии с Законом Украины
«О налоге на добавленную стомость» СПД, зарегистрированные в органах налоговой службы как плательщики НДС, должны включить в цену продаж сумму НДС, для чего еще нужна отдельная графа в реесре (НДС – это часть вновь созданной стоимости, которая вносится в бюджет на каждом этапе производства, реализации товаров выполнения работ, (оказания услуг).
Пример:
Предприятие получило от поставщика товар по оптовой цене без НДС 4.35 грн., НДС –0.87грн.(4.35* 0,2),цена поставщика с НДС-5.22грн. Торговая наценка розничного предприятия -1,75 грн. Цена единицы товара с торговой наценкой без НДС: 4.35+1.75=6.10 грн. Учетная цена продаж с НДС: 6,10 грн.*1,2=7.32 грн. Торговая надбавка вместе с НДС: 7.32-4.35=2.97 грн.
|
|
НДС в цене продаж:7.32:6=1,22 или 2,97-1.75=1.22 грн. в том числе: НДС в счете поставщика 0,87 грн., НДС на добавленную стоимость: 1.75 грн.(торговая наценка)*0,2= 0,35 грн.
На некоторые товары розничные цены регулирует государство (хлебопродукты, горюче-смазочные материалы и др.) путем ограничения торговых наценок или установления предельных розничных цен.
Синтетический учет поступления товаров в розничных предприятиях аналогичен учету в опте,только дополнительно с отражением торговой наценки,т.е. проводки зависят от времени оплаты (предоплата или последующая оплата). На сумму торговой скидки и НДС дается проводка: дебет субсчета 282 кредит субсчета 285.
Размер торговой наценки и продажная цена утанавливаются предприятиями самостоятельно, учитывая насыщенность рынка данным товаром, спрос на него, цены конкурентов и др. факторы.
В учетных регистрах суммы НДС и торговой наценки показываются в разных графах
Учет реализации товаров в предприятиях розничной торговли.
В основном товары с магазинов продаются за наличный расчет.
Объем реализации определяется суммой выручки за проданные покупателям товары. В соответствии с законом Украини от 06.07.95г. №295/65-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», СПД, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки через зарегистрированные,опломбированные в установленном порядке регистраторы расчетных операцийР(РРО) с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях,предусмотренных этим законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек,
Регистация РРО осуществляется в органах государственной налоговой службы по месту нахождения СПД.На каждый РРО регистрируется книга учета расчетных операций (предварительно пронумеровання и прошнурованная).
Законом предусмотрен круг СПД, имеющих право при проведении расчетов не применять РРО.Но при этом они должны проводить расчеты с использованием книг учета расчетных операций и расчетных книжек.Продавец вместе с товаром должен вручить покупателю чек, выбитый на РРО, в котором указывается наименование товара,количество,цена,стоимость покупки,сумма НДС.Если получение товаров (услуг) и оплата за них производится в разных местах, то в месте получения товаров(предоставления услуг) РРО и расчетные книжки не применяются, но они применяются в месте,где осуществляются наличные расчеты с покупателями за проданные товары(предоставленные услуги).
Книга учета расчетных операций состоит из четырех разделов:
1.Фискальные отчетные чеки;
2.Учет движения наличных и сумм расчетов;
3.Учет расчетных квитанций;
4.Учет ремонтов,работ по техническому обслуживанию и проверок конструкции и программного обеспечения РРО.
При использовании РРО СПД обязаны ежедневно распечатывать фискальные отчетные чеки (Z отчеты) и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций, которые ведутся по каждому РРО (наклеиваются в первом разделе книги). Во втором разделе ведется учет движения наличных денег за кождый день. Графы второго раздела книги (ноябрь 2006г.):
1.дата;
2.номер Z отчета (номер расчетной книжки)
3-4. сумма наличных:
3.служебные внесения (остаток разменной монеты в кассе на конец дня:графа3+графа 5 –графа 4=остаток в графе 3 на конец дня)
4.служебные выдачи (сумма сданной выручки в кассу или инкассатору)
5-6 сумма расчетов
5.общая (показанная в Z отчете);
6.по ставке НДС 20%;
7.сумму НДС;
8.выдано при возвращении товара.
В конце месяца распечатывается отчет за месяц, А в налоговую инспекцию сдается отчет по специальной форме о работе каждого РРО.
Выручка,полученная кассиром-операционистом по каждому РРО, ежедневно сдается в кассу предприятия с выпиской приходного кассового ордера и квитанции к нему.
На реализованные за наличный расчет товары составляются проводки:
№ | Содержание хозяйственной операции | дебет | кредит | сумма,грн. |
Проданы товары за наличный расчет | 301 касса в национальной валюте | 702 доходы от реализации товаров | 5000,00 | |
Отражены налоговые обязательства по НДС | 702 доходы от реализации товаров | расчеты по налогам | 833,00 | |
Списана себестоимость товаров (по специальному расчету) | 902 себестоимость реализованных товаров | товары в торговле | 3000,00 | |
Списана торговая наценка на реализованные товары | торговая наценка | товары в торговле | 2000,00 |
Реализация товаров с магазинов может производится и по безналичному расчету: больницам, детским садикам, другим юридическим лицам (для подарков к праздникам, юбилеями пр.) на основании договора с больницей,детским садикоми др. В начале месяца ими производится предоплата на текущий счет магазина, а затем ежедневно по мере необходимости магазин производит отпуск им товаров на основании доверенности с выпиской накладной, налоговой накладной. На 1-е число каждого месяца производится сверка взаимных расчетов и задолженность регулируется.
Прочее выбытие товаров может осуществляться в результате списания нормируемых и ненормируемых потерь, безвозмездной передачи товаров, бартерных операций, взноса запасов в качестве учредителя в дочерние или другие предприятия: уменьшение может быть в результате уценки товаров. Каждая из этих операций отражается в учете по-своему.
Для отражения себестоимости реализованных товаров и торговой наценки, приходящейся на реализованные товары, составляется специальный расчет в соответствии с п.22 П(С)БУ 9 «Запасы».