В возрасте от 3 до 5 лет

- указывать по просьбе в определенном направлении (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади);

- совершать большим пальцем движения изолированно (без движения остальных пальцев);

- помещать вместе 4 части игрушки;

- составлять ряд из 5-6 палочек;

- нанизывать маленькие (1,5 – 2 см) бусины;

- резать ножницами;

- наклеивать кусочки бумаги (выполнять аппликацию);

- собирать из 6 деталей мозаику (с отдельными пазами для каждой части);

- чертить вдоль внешней линии карандашом или мелком (для слепого ребенка – шариковой ручкой в приборе «Школьник»);

- открывать двери, окна, шкатулки, выдвижные ящики и пр.;

- называть и показывать 10 частей тела;

- поворачиваться лицом к человеку по его просьбе («повернись лицом ко мне), понимать выражение «лицом к лицу»;

- показывать верхнюю, заднюю, переднюю, боковые части объекта;

- опознавать предметы первой необходимости по существенным деталям, понимать их назначение;

- опознавать предметы внутри собственного жилья и вокруг его;

- называть предметы по их функциональному описанию (без предъявления предметов);

- подбирать и называть объекты, которые используются вместе (ложка – тарелка; туфли – носки; мыло – полотенце и пр.);

- подбирать пары емкостей по звуку, который издает их содержимое (горох, рис, манная крупа и т.д.);

- показывать три названные формы (круг, квадрат, треугольник);

- называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) при их предъявлении;

- помещать предметы в горизонтальном положении;

- определять с помощью осязания качество материалов (гладкий, шершавый, мягкий, теплый);

- определять вес предмета (тяжелый – легкий);

- определять качество и свойства предметов на вкус (сладкий – горький, кислый – сладкий, безвкусный);

- подбирать пары длинных – коротких предметов;

- подбирать пары 1:1 (одна тарелка – одна ложка; один ребенок – одно печенье и пр.);

- знать цифру 3, считать до трех и определять, сколько предметов в группе (1 – 3 предмета);

- подбирать в заданном количестве или по образцу (5 брусков, 5 бусин и пр.);

- называть собственный возраст;

- понимать значение слов, обозначающих временные отношения: сегодня, вчера, завтра, утром, вечером, днем;

- определять погоду как дождливую, солнечную, теплую, холодную;

- дифференцировать звуки как громкие – тихие, высокие – низкие, длинные – короткие;

- показывать части собственного тела (запястье, плечо, лодыжка, талия);

- показывать и называть «право-лево» на своем теле;

- помещать предметы объектов на-в, над-под, выше-ниже, через-вдоль относительно других;

- определять предмет при его восприятии по двум признакам, в ряду которых один признак сигнальный;

- понимать обобщающие слова (игрушки, обувь, мебель, посуда, транспорт, фрукты, овощи);

- сортировать хорошо знакомые предметы (одежда, обувь);

- раскладывать предметы по назначению и названию на три группы (одежда, игрушки, столовые принадлежности и пр.);

- выполнять и называть действия с предметами (вырезать, клеить, собирать, мыть и пр.);

- выполнять, различать и называть противоположные действия (одеться-раздеться, стоять-сидеть, расстегнуть-застегнуть и пр.);

- определять качества предметов и материалов на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит);

- исключать лишнюю картинку (предмет) из группы;

- характеризовать предмет (как большой – маленький, длинный – короткий, равные, твердый – мягкий, шершавый – гладкий, теплый – холодный, тяжелый – легкий) в совокупности его нескольких признаков;

- раскладывать 5 предметов по размеру от самого большого к самому маленькому;

- группировать предметы по одному из признаков (по форме, цвету);

- воспроизводить по памяти порядок расположения 3-4 предметов;

- считать предметы и знать цифры в пределах 5;

- называть содержание множества как «ничего» или «нуль»;

- показывать в ряду предметов первый, средний, последний;

- находить пару букв (в плоском или рельефно-точечном изображении среди геометрических фигур).

В возрасте 4 – 5 лет ребенок усваивает знания, имеет представления:

1) предметные - предметы первой необходимости, их назначение, признаки, свойства (продукты питания, посуда, мебель, орудия труда). Название своей улицы и учреждений, расположенных на ней (магазин, почта, и др.). Деревья хвойные и лиственные (4 вида:), кустарники (2 - 3 вида), цветы (3 - 4 вида), овощи, ягоды садовые и лесные (3 – 5 вида), фрукты (вишня, груша и др.), комнатные растения (3-4 вида), грибы (выделяя мухомор как несъедобный); основные части растений (стебель, листья, корень). Транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, теплоход, лодка, самолет, вертолет, поезд) и наименование профессий тех, кто их водит. Средства связи между людьми (письмо, телеграмма, телефонный разговор) и учреждения, позволяющие осуществлять ее. Предметы трудовой деятельности и действия людей с ними, профессии, взаимодействие людей в процессе труда. Животный мир (рыба, свинья, еж, ящерица, скворец, дятел, бабочка, дождевой червь, белка, заяц). Понимание значений слов «фамилия», «отчество», «возраст», «семья», «родители», «родственники». Знание своих фамилии, имени, отчества, возраста, домашнего адреса. Нравственные понятия: дружные (дети), верные (друзья), смелый, правдивый, вежливый; добрый, злой, хорошо, плохо.

2) пространственные вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади. На, в, под, за, перед, направо, налево;

3) временные - долго, недолго, сейчас, позже, раньше, утро, день, вечер, ночь, сегодня, завтра, быстро, медленно;

4) количественные - большое, маленькое, больше, меньше, равные, выше, ниже, счет в пределах пяти;

5) знание названий цвета – красный, синий, желтый, оранжевый, белый, черный, коричневый, оттенки (голубой, розовый, темно- и светло-зеленый).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: