Причины значимости стратегического планирования
1. Стратегическое планирование существенно отличается и все больше отдаляется от оперативной, текущей плановой работы;
2. С ростом сложности планов, увеличением планового горизонта требуется координировать стратегические планы с тактическими и оперативными.
3. Стратегическое планирование и его план становятся основой организационной деятельности, т.к. без них невозможно обеспечить согласованную работу всех подразделений организации, определять потребность в ресурсах, контролировать процесс достижения целей, стимулировать трудовую активность работников.
3.1 Понятие и цель стратегического планирования
Стратегического планирование – это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей.
Цель стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленное на успешное ее развитие и достижение поставленных целей.
|
|
Условия стратегического планирования
1. Управление компанией строится на принципах управления инвестиционным портфелем.
2. Тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности, изучения показателей рыночного роста и позиции компании на конкретном рынке.
3. Стратегия.
Сущность стратегического планирования
• Определение видения и миссии;
• Постановка стратегических целей и определение целевых показателей;
• Разработка стратегий;
• Формирование предпосылок (предположений);
• Разработка мероприятий (планов, программ) для достижения целей;
• Определение и распределение ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей;
• Доведение планов до лиц, ответственных за их реализацию.
Под стратегией понимают выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и организации бизнеса, направленный на удовлетворение клиентов и достижение целей.
Выделяют три уровня разработки и реализации стратегии: корпоративную стратегию, стратегию бизнес-уровня (бизнес-стратегию) и функциональную стратегию.
Рисунок 2 - Связь стратегии и бизнес-плана
Корпоративная стратегия охватывает организацию в целом и характеризует общее направление развития, дает общее видение картины будущего. Она определяет направления и область деятельности компании в условиях тех отраслей и рынков, в которых она функционирует.
Корпоративные стратегии ставят своей целью как минимум выживание организации и как максимум – создание значительной дополнительной ценности.
Бизнес – стратегия относится к каждому направлению бизнеса. Она определяет приемы и методы борьбы за рынок и покупателя. В сравнении с корпоративной стратегией, бизнес – стратегия в большей мере отражает операционный взгляд на деятельность организации. Она более детализирована и рассчитана на менее длительную перспективу.
|
|
Функциональные стратегии относятся к основным функциональным подразделениям, задают определенное направление деятельности отдельных подразделений компании. Например, поведение службы маркетинга, финансов, кадровой службы, исследований и разработок и т.д. Они ориентированы на поддержание бизнес-стратегии.
Преимущества стратегического планирования
Оно позволяет:
1) Подготовиться к использованию благоприятных возможностей для развития бизнеса;
2) Выяснить возникающие опасности и проблемы;
3) Рационально распределить ограниченные ресурсы;
4) Улучшить координацию действий в организации;
5) Улучшить функцию контроля внутри организации;
6) Обеспечить рост возможностей для информационного обеспечения процесса принятия решений и обмена необходимой информацией;
7) Побудить менеджеров к реализации своих решений в процессе их работы;
8) Повысить профессиональную подготовку менеджеров.
Причины неудачной реализации стратегического планирования
1) Неумение обеспечить поддержку плану;
2) Неумение донести суть стратегии до других сотрудников;
3) Неумение следовать плану;
4) Неумение адаптироваться к переменам.
3.2 Понятие бизнес-плана
1. Бизнес-план – это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.
2. Бизнес-план – это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
Сущность бизнес-плана и его задачи
Под бизнес - планированием понимают процесс разработки бизнес-плана. Этот процесс представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений.
Цели разработки бизнес-плана
1. Внешняя цель: инструмент для коммуникации и привлечения инвестора с целью получения денежных средств из внешних источников.
2. Внутренняя цель: создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.
Виды бизнес-плана
1) Бизнес – план проекта ориентирован на достижение ограниченного числа конкретных целей (по созданию нового оборудования, разработке новых видов товаров и услуг, проникновению на новые рынки сбыта, внедрению новых технологий, слиянию с другими фирмами т.д.). Он разрабатывается «по требованию» и сопровождается проведением детальных исследований ожидаемых результатов.
2) Стратегический бизнес – план компании и бизнес-планы ее подразделений (филиалов, бизнес-единиц) составляют основу систематического цикла планирования. Ключевым звеном всего процесса планирования является стратегический бизнес-план.
3) Бизнес – план (филиала, бизнес – единицы).
3.3 Необходимость бизнес-плана
1. При создании новой фирмы, слиянии или поглощении других компаний, смене собственника, когда возникает необходимость в разработке новой стратегии.
2. В период подготовки значительных изменений: реконструкции, технического перевооружения производства, выхода на новые рынки, разработки, освоения и перехода к выпуску новой продукции и т.д.
|
|
3. Для привлечения дополнительного капитала с целью расширения или развития бизнеса.
4. Для получения одобрения определенного курса развития (проекта) компании советом директоров, владельцами компании, что означает не только получение финансирования, но и их согласие с предлагаемым курсом, готовность нести солидарную ответственность.
5. Для обоснования необходимости выделения ресурсов на реализацию какого-либо проекта.
6. Для повышения эффективности работы компании (цель – убедить команду управления в жизнеспособности и эффективности той или иной бизнес – идеи).
7. При выходе на внешний рынок, установлении или расширении внешнеэкономических связей.
8. При подборе кадров и формировании эффективной команды.
В бизнес-плане заинтересованы:
1) собственники фирмы;
2) руководство (менеджеры фирмы);
3) бизнес – план может быть использован менеджерами для получения финансирования извне;
4) инвесторы (кредиторы);
5) партнеры и сотрудники фирмы.
3.4 Задачи бизнес-плана
Заключаются в том, чтобы посредством разработки бизнес – плана обеспечить:
1) анализ, оценивание и контроль за фактически достигнутыми результатами деятельности предприятия за определенный период;
2) основу для внутренних и внешних коммуникаций (построение грамотных взаимоотношений с инвесторами, кредиторами, партнерами во внешней среде бизнеса и внутри фирмы);
3) разработку документов для акционеров фирмы и основу для всех акционерных собраний;
4) развитие взаимоотношений с представителями государственных, отраслевых и налоговых органов;
5) расчет ожидаемых финансовых результатов; оценить эффективность инвестиционного проекта, а также обосновать экономическую целесообразность его существования;
6) формирование команды работников, способных реализовать данный бизнес – план.
Характеристики бизнес-планирования
1. Это должен быть хорошо организованный, динамичный, непрерывно и профессионально осуществляемый процесс.
|
|
2. Руководители должны непосредственно участвовать в процессе бизнес-планирования.
3. Обучающий характер процесса бизнес-планирования.
4. Системность.
5. Использование персонального компьютера и современных информационных технологий в процессе бизнес-планирования.
6. Перспективность (ориентация на будущее).
Менеджеры проекта должны уметь:
1) грамотно ставить задачи перед разными специалистами, участвующими в планировании;
2) разговаривать с ними на одном языке;
3) контролировать работу;
4) использовать их результаты.
Рисунок 3 - Роль и значение бизнес-плана
Преимущества бизнес-планирования в малом бизнесе
1. Обеспечивается фокус на потребителя и гибкость в его обслуживании.
2. Повышается общая эффективность управления в силу ориентации на достижение результата и эффективное использование ресурсов.
3. Улучшается интеграция и координация взаимодействия между отдельными звеньями и работниками, так как обеспечивается перевод стратегических целей в тактические цели и мероприятия по их достижению.
4. Улучшается контроль, так как сравнение фактических результатов с плановыми позволяет оценить степень приближения к заданным целям.
5. Обеспечивается эффективное распределение и использование времени, что позволяет не упустить момент для решения проблем долгосрочного характера.
Препятствия к использованию бизнес-планирования
1) Дефицит времени;
2) Постоянная загруженность текущей работой;
3) Высокие затраты, связанные с процессом планирования;
4) Недостаток специальных знаний, умений и опыта планирования;
5) Недостаток доверия по отношению к сотрудникам и консультантам, страх провала бизнеса.
3.5 Этапы разработки бизнес-плана
Этап 1. Определение целей разработки бизнес-плана
Необходимо определить цели его разработки и цели его потенциальных читателей, для которых предназначен этот бизнес-план.
Основная цель подготовки бизнес-плана определяет в дальнейшем постановку связанных с нею задач, требуемые результаты и требования к самому документу (бизнес-плану).
Этап 2. Составление плана работ по подготовке бизнес-плана
На данном этапе определяют состав работ и их распределение между членами рабочей группы. Решается вопрос о том, какие специалисты необходимы и кто конкретно будет участвовать в разработке бизнес-плана.
Этап 3. Пересмотр и уточнение плана работ
Необходимо просмотреть еще раз план работ, чтобы выявить те области и разделы, которые должны быть составлены с учетом целевой аудитории и поставленных задач.
Этап 4. Сбор информации и разработка бизнес-плана
Последовательность, в которой разрабатываются отдельные разделы бизнес-плана, может быть различной в зависимости от возраста компании, а также от опыта самих разработчиков по подготовке бизнес-плана.
Этап 5. Редактирование и оформление бизнес-плана
Написанный бизнес-план – это результат процесса планирования, представленный в письменной форме. Как правило, сам процесс письменного оформления полученных результатов существенно улучшает эффективность всей деятельности, связанной с планированием.
Этап 6. Оценка выполнения бизнес-плана
Поскольку со временем внешняя среда и цели бизнеса меняются, необходимо периодически пересматривать и обновлять бизнес-план, чтобы отразить в нем происходящие изменения.
Наименование этапа / Неделя | ||||||||||||
1.Принятие решения… | ||||||||||||
2. Анализ рынка | ||||||||||||
3.Сбор информации… | ||||||||||||
4. План маркетинга | ||||||||||||
5. План производства | ||||||||||||
6. Смета затрат…. | ||||||||||||
7. Инвестицион. План | ||||||||||||
…. и т.д. … |
Рисунок 4 - Календарный план разработки бизнес-плана (условный пример)
3.6 Общая структура бизнес-плана
1. Резюме
2. Краткое содержание
3. Описание бизнеса
4. Анализ рынка
5. План маркетинга
6. План производства
7. Организационный план
8. Финансовый план
9. Оценка риска
10. Приложение