К примеру, в позиции 16 у нас есть несколько вариантов ходов, причем каждый из них обоснован. X может сыграть 14/8, чтобы освободить самый сложный пункт, или 11/7, 11/9, вынудив О оставить пункт 5.
Но более предпочтительным является ход 7/1*, который позволяет выбить О из пункта 1. Причина этого хода заключается в следующем: О использует стратегию удерживающей игры, с помощью которой он надеется помешать вам сыграть благоприятные для вас числа и безопасно ввести фишки в ваш Дом. Для того чтобы применение этой стратегии было успешным, ему крайне важно удержать свою фишку в вашем пункте 1, чтобы не позволить вам разыгрывать трудные числа, оставляя блоты в вашем Доме. Побив фишку О в пункте 1, вы надеетесь, что он повторно введет ее в игру в пункте 4 или 5. Если он поступит именно так, вы сможете закрывать пункты в Доме позади его фишки, ожидая возможности для освобождения своих пунктов 14 и 11.
Раздел III
Стратегия середины игры
ГЛАВА 15
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕБЮТОВ
Игра в нарды далеко не всегда была одинаковой. Только за последнее десятилетие концепция игры претерпела огромные изменения.
Изначально нарды воспринимались как гонка. Игроки стремились максимально быстро и эффективно провести свои фишки по доске, стараясь при этом подвергать их наименьшему риску. Как правило, фишки считались чем-то вроде пассивного имущества, которое было необходимо переместить по доске в свой Дом. По этой причине необходимость оставлять блоты, особенно в своем Доме, рассматривалась как крайняя мера, поскольку их побитие привело бы к потере темпа в гонке.
Хотя современные игроки все еще заинтересованы в основных аспектах гонки, знатоки игры теперь понимают, что лишь немногие партии превращаются в гонку. Как мы увидели в главе 12, в настоящее время гораздо больший акцент делается на позитивное восприятие фишек и их конструктивное использование. Часто для того чтобы быстро занять лидирующую позицию, необходимо создавать строителей и активно использовать свои фишки, даже если это предполагает дополнительный риск для вас. Следовательно, в современной теории нард гонка как таковая представляет гораздо меньший интерес, чем другие типы игры, где вы удерживаете, блокируете или атакуете вашего противника.
Для того чтобы сыграть подобную игру, вам необходимо быстро мобилизовать свои фишки и захватить ключевые пункты на ранней стадии. Для этого необходим более динамичный и агрессивный стиль игры. Вы с большей готовностью идете на риск побития ваших фишек, даже в вашем Доме, если это позволяет вам быстро передвинуть свои фишки в более эффективную позицию. Здесь мы отказываемся от старомодного нежелания подставлять свои фишки под удар в собственном Доме.
Даже значительное лидерство в гонке может быть бесполезным, если вы не заняли никаких ключевых пунктов.
В позиции 1 О явно лидирует в гонке. Он смог вывести одну из своих дальних фишек и отправить дополнительную фишку X к самому началу пути. Но тем не менее гордиться О нечем. Он не закрыл ни один стратегический пункт, в то время как X смог закрыть два ценных пункта: пункт 20 (пункт 5 своего противника – «золотой пункт») и пункт 4. В действительности же, согласно современному восприятию игры, О не находится впереди в гонке, а подвергается смертельной опасности.
В игре профессионалов X удвоил бы ставку в следующем броске, если бы О не смог улучшить свою позицию. У О практически нет возможностей для вывода своих дальних фишек и дальнейшего их безопасного перемещения в Дом, поскольку он владеет слишком малым количеством безопасных пунктов, куда он может поставить эти фишки. Его позиция намного хуже позиции X, который смог закрыть ключевые для защиты и атаки пункты.
Позиция 1 появилась в результате следующей серии ходов: X 4-1 (13/9, 6/5), О 4-6 (15*/11); X 5-4 (бар/20, 24/20), О 5-1 (11/17), X 5-2 (9/4, 6/4). Хотя X и побили после того, как он поставил слот в пункте 5, он смог создать гораздо лучшую позицию. Опасность заключается отнюдь не в побитии фишки при дебютных бросках, когда противник еще не создал большого количества закрытых пунктов. Настоящая опасность возникает тогда, когда вы позволяете противнику быстро занять лидирующую позицию по распределению фишек на доске. Если вас побьют после того, как противник создаст дополнительные пункты и улучшит свою позицию, то тогда у вас возникнут настоящие неприятности.
Еще один взгляд на дебютные ходы
Давайте посмотрим, как эти концепции и некоторые другие важные принципы средины игры могут применяться в дебютных бросках. Сравните следующие ходы с ходами, проиллюстрированными в главе 5.
Ваш пункт 5 является наиболее ценным на вашей части доски. Именно по этой причине начальный бросок 3-1 считается очень удачным, поскольку он позволяет вам закрыть пункт 5 – 8/5, 6/5.
Из-за огромной значимости пункта 5 многие игроки используют другие комбинации начальных бросков (те, которые сами по себе не позволяют закрыть ценные пункты) для того, чтобы поставить слот (одну фишку) в пункте 5. Вот эти комбинации: 2-1 (6/5, 13/11), 4-1 (13/9, 6/5), 5-1 (13/8, 6/5), 6-2 (13/5).
Размещение слота в пункте 5 несет в себе существенный риск, поскольку вас могут побить с расстояния в четыре пункта (а также с помощью комбинационного шота, если вы оставили незащищенной вторую фишку в своем Дворе). Но, если вас не побьют, вы сможете закрыть пункт 5 в следующем броске.
Варианты дебютных ходов, приведенные в данной главе, создают опасные и захватывающие, но в то же время и более сложные позиции. Вы должны понимать, что эти ходы ничуть не хуже, чем варианты, указанные в главе 5. Данные оригинальные ходы достаточно хороши и часто применяются опытными игроками (за исключением комбинации 6-2 – очень немногие мастера игры сыграли бы 24/16).
Но игрокам, которые только приступили к изучению нард, мы рекомендуем накопить некоторый опыт прежде чем применять эти варианты ходов. Но если вы уже овладели азами игры, вы можете поэкспериментировать и ознакомиться с данным стилем игры.
Давайте рассмотрим несколько вариантов ходов для дебютных бросков 6-2, 6-3 и 6-4.
Вместо того чтобы вывести свою дальнюю фишку (как это показано в главе 5), вы можете использовать число 6 для перемещения фишки в бар-пункт вашего противника, а с помощью второго числа переместить фишку из своего среднего пункта. Такие ходы являются более опасными и агрессивными, чем ходы, предложенные ранее. Хотя вы подвергаете себя угрозе двойного шота в бар-пункт О (шансы противника два к одному, двадцать четыре комбинации бьют), только комбинации 6-1 или 6-6 позволяют одновременно побить и прикрыть пункт 18. Если ваш противник бьет и не прикрывает свой блот, у вас есть шестнадцать комбинаций для возвратного шота.
Данные ходы более конструктивны, чем ходы, предложенные в главе 5, поскольку вы переводите строителя в собственный Двор. Они также являются более провокационными, потому что фишка в бар-пункте О контролирует его Двор, а строитель, которого вы ввели в свой Двор, создает дополнительное давление на фишки противника как в вашем Дворе, так и в вашем Доме. Этот ход ограничивает выбор О и не позволяет ему естественным образом распределять свои фишки.
Трудно сказать, являются ли эти ходы лучшими или худшими, чем те, которые были рассмотрены в главе 5. Лично я предпочитаю следующее: в случае с комбинациями 6-2 и 6-3 я предпочитаю именно эти ходы (альтернативный ход для комбинации 6-2, 13/5 также весьма неплох). В случае с комбинацией 6-4 я стараюсь выводить дальнюю фишку ходом 24/14. Здесь эта фишка не защищена от прямого шота с расстояния в два пункта, зато может легко достичь вашего собственного Двора.
Давайте рассмотрим еще одну группу ходов: 3-2 (24/21, 13/11); 5-4 (24/20, 13/8); 4-3 (24/20, 13/10).
Самым важным пунктом из всех, которые вам необходимо закрыть, является ваш пункт 20 (пункт 5 вашего противника). Достоинства закрытия этого «золотого пункта» мы рассматриваем в главе 20.
Для того чтобы закрыть пункт 20, вы разделяете дальние фишки, надеясь прикрыть свой блот в следующем броске. Вы поступите мудро, если сделаете такой ход на ранней стадии игры, т.е. до того, как ваша позиция станет более опасной. Передвигая одну из дальних фишек вперед, вы не только пытаетесь приобрести ценный пункт, но и не позволяете О переводить строителей в его Двор и разворачивать свои фишки естественным образом.
Если противник поставил свой слот в ваш пункт 5, опытный игрок знает, что вместо того, чтобы оставить противнику возможность полного захвата данного пункта, лучше всего будет побить его в пункте 5, даже если при этом возникает вероятность двойного возвратного шота.
Из-за огромной значимости пункта 5 (как вашего, так и принадлежащего противнику) многие партии мастеров игры в нарды начинаются с ожесточенной драки, в которой они обмениваются ударами ради того, чтобы первыми захватить эти пункты.
В случае с комбинациями 3-2, 5-4 и 4-3 у меня нет четких предпочтений между данными ходами и ходами, описанными в главе 5. (Заметьте, что для комбинации 5-4 существует третий альтернативный ход, который так же хорош, как и два предыдущих – простой вывод дальней фишки 24/15.) Основное отличие заключается в том, что ходы, предложенные в данной главе, являются более провокационными, поскольку существует вероятность того, что ваш противник будет вынужден побить вас немедленно. (Эти ходы особо рекомендуются в том случае, если вы играете с кем-то, кто боится немедленно бить фишки в собственном Доме.)
Хотя представленные в данной главе ходы возможны при дебютных бросках, в процессе развития игры вы должны вносить коррективы. Даже первый ответный ход может уже быть неуместным, поскольку позиция диктует использование смелых и наглых ходов или же более безопасных и консервативных. В главе 16 рассматривается фундаментальный вопрос: когда необходимо играть безопасно, а когда – дерзко.
ГЛАВА 16
БЕЗОПАСНАЯ ИГРА ПО СРАВНЕНИЮ С ДЕРЗКОЙ ИГРОЙ
Суть проблемы
Стратегически одним из наиболее фундаментальных аспектов игры в нарды является умение определить, когда необходимо играть безопасно, а когда – играть дерзко. В главе 14 мы анализировали, как вы должны перемещать свои фишки, если вы хотите избежать контакта, но вынуждены оставить шот. Здесь мы рассматриваем следующие вопросы: стоит ли играть провокационно и вынуждать противника к контакту и готовы ли вы добровольно оставить незащищенную фишку в вашем Доме и Дворе и пойти на риск ее побития прямым шотом.
В главе 15 мы привели несколько причин для рискованной игры и оставления блота при побитии противника или размещении слота в вашем Доме. Далее в этом разделе мы также проанализируем позиции, в которых вы в опасных условиях разделяете свои дальние фишки в Доме вашего противника. Но играть в открытую игру, когда вы можете провоцировать и обмениваться ударами, не всегда правильно. Во многих случаях потенциальный риск не стоит возможной выгоды. К сожалению, при наблюдении игры мастеров у вас может сложиться впечатление, что использование этого стиля игры всегда оправдано. Настоящий мастер игры в нарды не только знает, когда можно идти на дополнительный риск. Но и, что крайне важно для игрока, который не является специалистом, когда этого делать не нужно.
Способность различать ситуации, в которых оставление дополнительных шотов будет разумным, а в каких такой риск будет сродни безумию, является признаком действительно искусного игрока. Многие игроки бросаются из одной крайности в другую. Когда они начинают играть, ведут себя робко и любой ценой избегают оставления шотов. Понаблюдав за опытными игроками, они впадают в другую крайность. В попытке слепо следовать этому более современному стилю игры они «дают полный вперед, невзирая на торпеды», рискуя потопить свой корабль.
Следовательно, цель данной главы заключается в разработке критериев, позволяющих определить, где следует играть безопасно, а когда можно играть дерзко. Принятие таких решений (как, например, ставить слот или нет, атаковать блотом в собственном Доме) не зависит ни от точного количества возвратных шотов, ни от того, чувствуете ли вы уверенность в том, что опасный ход сойдет вам с рук. Это зависит от точного типа позиции на обеих сторонах доски. Чтобы стать успешным игроком, вы должны научиться обследовать все поле битвы, а не только его часть.
Эта глава имеет большое значение, потому что описанные в ней принципы будут определять вашу готовность к риску как в начале игры, так и на следующих ее стадиях.
Эти же принципы будут применяться в дальнейшем к определенным аспектам стратегии, предполагающей побитие, размещение слотов и разделение фишек, стоящих в одном пункте. В действительности все остальные главы раздела III представляют собой анализ средины игры, где используются принципы, описанные в данной главе.
Примечание. В основном мы все еще рассматриваем позиции, где побитие вашей фишки связано по меньшей мере с некоторыми потерями, другими словами, мы хотим научить вас оценивать как потенциальные выгоды, так и риск. В некоторых профессиональных позициях, где необходимо рассчитывать оставшееся до конца игры время, вы на самом деле можете стремиться к тому, чтобы вас побили. Мы не рассматриваем эти позиции в разделе III. Вы сможете увидеть в данном разделе, что эти принципы неявно исключают данные позиции, но вы должны понимать, что их нельзя применять в таких случаях. В разделе IV мы рассмотрим позицию битвы блокад, удерживающие позиции на поле противника и мастерские удерживающие позиции, где расчет оставшегося до конца игры времени является ключевым фактором.
Тактические критерии
Ваш противник имеет закрытые пункты в своем Доме
Существует несколько критериев, которые помогают определить, когда стоит идти на дополнительный риск побития, а когда позиция предполагает использование относительно безопасных ходов. Наиболее очевидный критерий заключается в оценке непосредственной тактической опасности, с которой вы столкнулись, а именно: чем больше пунктов ваш противник закрыл в своем Доме, тем больше опасность побития ваших фишек. Например, рискованный ход может быть оправдан в том случае, если противник закрыл два пункта в своем Доме, но рискованный ход будет неприемлем, если он закрыл четыре или пять пунктов.
В позиции 1 X следует побить блот в своем пункте 5. Если О не удастся осуществить возвратный шот, позиция X, вероятно, будет выигрышной. Если О побьет возвратный шот, у X все еще будут шансы.
Счет шагов в позиции 2 точно такой же, как и в позиции 1. Но вследствие того, что О владеет четырьмя пунктами в своем Доме, X следует сыграть этот бросок безопасно 8/7. О не может вывести свою фишку, однако, даже если ему это и удастся, у X все еще будут шансы в гонке. Так же крайне осторожно вы должны действовать в том случае, если ваш противник сформировал блокаду или сильную блокирующую позицию, которая серьезно затруднит ваше продвижение в случае вашего побития.
Есть ли у вас якорный пункт в его части доски?
Еще один ключевой критерий – наличие якорного пункта в части доски, принадлежащей вашему противнику. Если вы удерживаете такой пункт, то будете в большей безопасности в случае побития вашей фишки, поскольку гарантируете возможность повторного ввода этой фишки в игру и не даете вашему сопернику шанса на полное закрытие его доски. Если ваш противник закрыл три или четыре пункта в своем Доме, якорный пункт позволит вам идти на рискованные ходы, которые вы не могли бы позволить себе в других случаях.
В позиции 3 разумно будет поставить слот в пункт 5, для того чтобы попытаться создать 5-пунктовую блокаду. Если вас побьют, у вас все еще останется якорный пункт, который обезопасит вас от проигрыша гэммона и даст хороший шанс на победу.
Но в позиции 4 ставить фишку в пункт 5 будет опасно. Если вас побьют, противник сможет закрыть выход до того, как вы начнете выводить фишку из его Дома. Если это произойдет, вполне вероятно, что вы проиграете гэммон, несмотря на то что противник блокирует всего лишь одну вашу фишку. (Часто встречающаяся ловушка, в которую попадают многие игроки, полагающие, что не смогут проиграть гэммон, если заблокирована всего одна их фишка. Гэммон возникает очень часто в ситуациях, когда у вас все еще есть значительное количество фишек во Дворах и существует риск, что вы не сможете походить снова.)
Правильным в позиции 4 будет безопасный ход 7/6. Такой ход делает вашу позицию абсолютно не гибкой и оставляет вас без свободных строителей. Намного лучший ход – это 9/8, который дает вам более динамичную позицию с активными строителями в каждом пункте.
Но если вы владеете двумя якорными пунктами в Доме противника, то вполне можете быть готовы к рискованным ходам. В этом случае применяются другие принципы, а также иные концепции удерживания противника. Качество якорного пункта также имеет значение. Если вы владеете пунктом 5 своего противника, ваша позиция позволяет вам пойти на гораздо больший риск, чем тот, который вы могли бы себе позволить, владея его пунктом 1.
В разделе I мы упоминали, что продвинутый якорный пункт (пункты 4 или 5 вашего противника) позволяет вам чувствовать себя в безопасности. Ценность и возможности использования такого пункта более детально рассматриваются в главе 20. В данный момент вам будет достаточно помнить, что этот пункт является самым важным из всех тактических критериев.
Количество пунктов, закрытых вами
Мы уже говорили, что количество пунктов, закрытых вашим противником в своем Доме, является важным тактическим критерием. Важно также принимать во внимание количество пунктов, закрытых вами в вашем собственном Доме.
Если существует возможность того, что обе стороны могут побить друг друга и получить удар в ответ (к примеру, такая ситуация может возникнуть, если вы бьете блот противника своим блотом в вашем пункте 5), вы должны сравнить число пунктов, закрытых вами, с количеством пунктов, закрытых противником. Тот игрок, который имеет больше закрытых пунктов (в своем Доме), имеет существенное преимущество в этом взаимном избиении. Игрок, который первым не сможет снова ввести свою фишку в игру, подвергнет себя серьезной опасности проигрыша. Следовательно, если вы владеете четырьмя пунктами, а ваш противник – тремя, или вы владеете тремя пунктами, а он – двумя, у вас есть мотив для атаки. Если же счет закрытых пунктов неблагоприятен для вас, вам следует, как говорится, придержать коней.
Блоты в Доме вашего противника
Еще один фактор, принимаемый во внимание, если вы оставляете шоты, – это возвратные шоты, которыми вы можете воспользоваться в случае побития вашей фишки. В частности, если ваш противник сопротивляется побитию и имеет блот или блоты в своем Доме, вы можете пойти на дополнительный риск, потому что у вас будет возможность ввести снова свою побитую фишку в игру и побить блот противника.
Вариант такого побития рассматривался в главе 12, где мы обращали ваше внимание на то, что игрок может себе позволить оставить непрямые шоты в своем Дворе, если противник имеет блот или блоты в своем Доме.
В позиции 5 необходима агрессивная позиционная игра не только потому, что ваш Дом закрыт намного лучше, чем Дом вашего противника, но еще и потому, что у него есть два незащищенных блота в Доме. Правильный ход –это закрытие вашего бар-пункта 13/7, 8/7, который позволяет закрыть две фишки противника в пункте 1 и создать 5-пунктовую блокаду. Вы можете позволить себе такой ход благодаря силе собственной позиции и уязвимости позиции противника.
Давайте подведем итоги. Сейчас мы рассмотрели четыре следующих тактических принципа в порядке их значимости.
1. Есть ли у вас якорный пункт?
2. Насколько защищен Дом вашего противника?
3. Насколько защищен ваш собственный Дом (особенно по сравнению с Домом противника)?
4. Имеет ли ваш противник блоты в своем Доме?
Стратегические критерии
Теперь мы рассмотрим несколько стратегических принципов. Эти принципы часто имеют большее значение, чем непосредственные тактические критерии, поскольку они не только усиливают безопасность текущего хода, но и позволяют наметить план дальнейшей игры и цели, которых вы хотите достичь. Пренебрежение этими факторами и отличает менее опытного игрока от мастера игры в нарды.
Количество ваших фишек в части доски, принадлежащей противнику
Как правило, чем больше ваших фишек остается в Доме и Дворе вашего противника, тем свободнее вы можете идти на риск побития ваших фишек. Чтобы понять, почему это происходит, давайте сначала рассмотрим крайний случай, когда у вас не осталось фишек в Доме противника, а у вашего противника все еще есть фишка в вашем Доме. Можно предположить, что ваш противник проигрывает в гонке.
Поскольку вы победили в игре с точки зрения гонки, ваша цель заключается в безопасном перемещении ваших фишек в Дом. Хотя вы можете рассмотреть возможность ходов, подразумевающих небольшой риск, для того чтобы увеличить возможности побития фишек противника и избежать неудобных шотов в дальнейшем, вы должны стремиться избежать добровольного оставления прямых шотов. Если вас побьют, вы не сможете достичь своей основной цели – освобождения ваших дальних фишек. Аналогично, если вне вашей части доски у вас есть только одна фишка, вы должны использовать более старомодный, консервативный стиль игры. Ваша дальняя фишка постоянно находится под угрозой, поэтому побитие вашей второй фишки может быть стратегическим поражением.
В позиции 6 со стороны X было бы крайне неразумно поместить слот в пункте 5. Хотя X и стремится закрыть пункт 5, риск слишком велик. Ваша позиция сильна уже сама по себе, а наличие второй фишки позади, в Доме противника, существенно снижает ваши шансы на раннюю победу. Более благоразумным в данной ситуации будет ход 11/10.
А сейчас давайте рассмотрим случай, когда три или более ваших фишек находятся в Доме противника. Хотя вы можете не получить никакой выгоды от побития своих фишек, со стратегической точки зрения терять вам особо нечего. Имеете вы три или четыре фишки – разница небольшая, на самом деле дополнительная фишка позволяет вам создать двойной якорный пункт в Доме соперника.
В конце концов, когда у вас уже есть три или более фишек позади, вы уже не можете угрожать противнику своим побегом и игра становится более позиционной.
Например, в позиции 7 X следует поместить слот в пункт 5. Закрытие пункта 5 принесет вам значительную выгоду, в то время как побитие этого слота не причинит вам особых неприятностей. Заметьте, что в этой позиции у вас есть солидный якорный пункт в пункте 21 (пункт 4 О).
Несколько слов предупреждения: тактически, когда у вас есть несколько дальних фишек, вы все же должны соблюдать осторожность, особенно если у вашего противника сильная позиция в своей части доски, где вы можете застрять в течение нескольких ключевых бросков.
Позиции 6 и 7 наводят нас на вопрос: стоит ли рисковать, ставя слот в своем Доме. Давайте рассмотрим два похожих примера, где вы стремитесь побить блот в своем Доме.
В позиции 8 X должен играть 13/10. Хотя соблазн побития блота в пункте 5 весьма велик, О с легкостью сможет отправить вашу вторую фишку к самому началу пути.
Однако в позиции 9 X должен бить 8/5*. Поскольку у X уже есть три фишки позади, он не может рассчитывать на их немедленный вывод и поэтому практически ничего не потеряет, если четвертая фишка вернется к началу пути. Якорный пункт в пункте 21 обеспечивает X безопасность, поэтому он атакует. Если О не удастся побить X в ответ, X может закрыть пункт 5 и создать себе очень сильную позицию.