Игра III. Блокирующая игра 8 страница

К при­ме­ру, в по­зи­ции 16 у нас есть не­сколь­ко ва­ри­ан­тов хо­дов, при­чем ка­ж­­дый из них обос­но­ван. X мо­жет сыг­рать 14/8, что­бы ос­во­бо­дить са­мый слож­ный пункт, или 11/7, 11/9, вы­ну­див О ос­та­вить пункт 5.

Но бо­лее пред­поч­ти­тель­ным яв­ля­ет­ся ход 7/1*, ко­то­рый по­зво­ля­ет вы­бить О из пунк­та 1. При­чи­на это­го хо­да за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: О ис­поль­зу­ет стра­те­гию удер­жи­ваю­щей иг­ры, с по­мо­щью ко­то­рой он на­де­ет­ся по­ме­шать вам сыг­рать бла­­г­опр­ия­тные для вас чис­ла и безо­пас­но вве­сти фиш­ки в ваш Дом. Для то­го что­бы при­ме­не­ние этой стра­те­гии бы­ло ус­пеш­ным, ему край­не важ­но удер­жать свою фиш­ку в ва­шем пунк­те 1, что­бы не по­зво­лить вам ра­зыг­ры­вать труд­ные чис­ла, ос­тав­ляя бло­ты в ва­шем До­ме. По­бив фиш­ку О в пунк­те 1, вы на­дее­тесь, что он по­втор­но вве­дет ее в иг­ру в пунк­те 4 или 5. Ес­ли он по­сту­пит имен­но так, вы смо­же­те за­кры­вать пунк­ты в До­ме по­за­ди его фиш­ки, ожи­дая воз­мож­но­сти для ос­во­бо­ж­де­ния сво­их пунк­тов 14 и 11.


Раз­дел III

Стра­те­гия се­ре­ди­ны иг­ры

ГЛА­ВА 15

СО­ВРЕ­МЕН­НАЯ ТЕО­РИЯ ДЕ­БЮ­ТОВ

Иг­ра в нар­ды да­ле­ко не все­гда бы­ла оди­на­ко­вой. Толь­ко за по­след­нее де­ся­ти­ле­­тие кон­цеп­ция иг­ры пре­тер­пе­ла ог­ром­ные из­ме­не­ния.

Из­на­чаль­но нар­ды вос­при­ни­ма­лись как гон­ка. Иг­ро­ки стре­ми­лись мак­си­маль­­но бы­ст­ро и эф­фек­тив­но про­вес­ти свои фиш­ки по дос­ке, ста­ра­ясь при этом под­­ве­ргать их наи­мень­ше­му рис­ку. Как пра­ви­ло, фиш­ки счи­та­лись чем-то вро­де пас­­си­вн­ого иму­ще­ст­ва, ко­то­рое бы­ло не­об­хо­ди­мо пе­ре­мес­тить по дос­ке в свой Дом. По этой при­чи­не не­об­хо­ди­мость ос­тав­лять бло­ты, осо­бен­но в сво­ем До­ме, рас­­сма­тр­ив­алась как край­няя ме­ра, по­сколь­ку их по­би­тие при­ве­ло бы к по­те­ре тем­па в гон­ке.

Хо­тя со­вре­мен­ные иг­ро­ки все еще за­ин­те­ре­со­ва­ны в ос­нов­ных ас­пек­тах гон­ки, зна­то­ки иг­ры те­перь по­ни­ма­ют, что лишь не­мно­гие пар­тии пре­вра­ща­ют­ся в гон­ку. Как мы уви­де­ли в гла­ве 12, в на­стоя­щее вре­мя го­раз­до боль­ший ак­цент де­ла­­е­тся на по­зи­тив­ное вос­при­ятие фи­шек и их кон­ст­рук­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние. Час­то для то­го что­бы бы­ст­ро за­нять ли­ди­рую­щую по­зи­цию, не­об­хо­ди­мо соз­да­вать стро­­ит­елей и ак­тив­но ис­поль­зо­вать свои фиш­ки, да­же ес­ли это пред­по­ла­га­ет до­пол­­н­ител­ьный риск для вас. Сле­до­ва­тель­но, в со­вре­мен­ной тео­рии нард гон­ка как та­ко­вая пред­став­ля­ет го­раз­до мень­ший ин­те­рес, чем дру­гие ти­пы иг­ры, где вы удер­жи­вае­те, бло­ки­руе­те или ата­куе­те ва­ше­го про­тив­ни­ка.

Для то­го что­бы сыг­рать по­доб­ную иг­ру, вам не­об­хо­ди­мо бы­ст­ро мо­би­ли­зо­вать свои фиш­ки и за­хва­тить клю­че­вые пунк­ты на ран­ней ста­дии. Для это­го не­об­хо­­дим бо­лее ди­на­мич­ный и аг­рес­сив­ный стиль иг­ры. Вы с боль­шей го­тов­но­стью иде­те на риск по­би­тия ва­ших фи­шек, да­же в ва­шем До­ме, ес­ли это по­зво­ля­ет вам бы­ст­ро пе­ре­дви­нуть свои фиш­ки в бо­лее эф­фек­тив­ную по­зи­цию. Здесь мы от­ка­­з­ыв­ае­мся от ста­ро­мод­но­го не­же­ла­ния под­став­лять свои фиш­ки под удар в соб­­с­тве­нном До­ме.

Да­же зна­чи­тель­ное ли­дер­ст­во в гон­ке мо­жет быть бес­по­лез­ным, ес­ли вы не за­­н­яли ни­ка­ких клю­че­вых пунк­тов.

В по­зи­ции 1 О яв­но ли­ди­ру­ет в гон­ке. Он смог вы­вес­ти од­ну из сво­их даль­них фи­шек и от­пра­вить до­пол­ни­тель­ную фиш­ку X к са­мо­му на­ча­лу пу­ти. Но тем не ме­нее гор­дить­ся О не­чем. Он не за­крыл ни один стра­те­ги­че­ский пункт, в то вре­мя как X смог за­крыть два цен­ных пунк­та: пункт 20 (пункт 5 сво­его про­тив­ни­ка – «зо­ло­той пункт») и пункт 4. В дей­ст­ви­тель­но­сти же, со­глас­но со­вре­мен­но­му вос­­пр­иятию иг­ры, О не на­хо­дит­ся впе­ре­ди в гон­ке, а под­вер­га­ет­ся смер­тель­ной опас­­н­ости.

В иг­ре про­фес­сио­на­лов X уд­во­ил бы став­ку в сле­дую­щем бро­ске, ес­ли бы О не смог улуч­шить свою по­зи­цию. У О прак­ти­че­ски нет воз­мож­но­стей для вы­во­да сво­их даль­них фи­шек и даль­ней­ше­го их безо­пас­но­го пе­ре­ме­ще­ния в Дом, по­сколь­ку он вла­де­ет слиш­ком ма­лым ко­ли­че­ст­вом безо­пас­ных пунк­тов, ку­да он мо­жет по­ста­­вить эти фиш­ки. Его по­зи­ция на­мно­го ху­же по­зи­ции X, ко­то­рый смог за­крыть клю­­ч­евые для за­щи­ты и ата­ки пунк­ты.

По­зи­ция 1 поя­ви­лась в ре­зуль­та­те сле­дую­щей се­рии хо­дов: X 4-1 (13/9, 6/5), О 4-6 (15*/11); X 5-4 (бар/20, 24/20), О 5-1 (11/17), X 5-2 (9/4, 6/4). Хо­тя X и по­би­ли по­сле то­го, как он по­ста­вил слот в пунк­те 5, он смог соз­дать го­раз­до луч­шую по­зи­цию. Опас­ность за­клю­ча­ет­ся от­нюдь не в по­би­тии фиш­ки при де­бют­­ных бро­сках, ко­гда про­тив­ник еще не соз­дал боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва за­кры­тых пунк­тов. На­стоя­щая опас­ность воз­ни­ка­ет то­гда, ко­гда вы по­зво­ляе­те про­тив­ни­ку бы­с­­тро за­нять ли­ди­рую­щую по­зи­цию по рас­пре­де­ле­нию фи­шек на дос­ке. Ес­ли вас по­бьют по­сле то­го, как про­тив­ник соз­даст до­пол­ни­тель­ные пунк­ты и улуч­шит свою по­зи­цию, то то­гда у вас воз­ник­нут на­стоя­щие не­при­ят­но­сти.

Еще один взгляд на де­бют­ные хо­ды

Да­вай­те по­смот­рим, как эти кон­цеп­ции и не­ко­то­рые дру­гие важ­ные прин­ци­пы сре­­д­ины иг­ры мо­гут при­ме­нять­ся в де­бют­ных бро­сках. Срав­ни­те сле­дую­щие хо­ды с хо­да­ми, про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ны­ми в гла­ве 5.

Ваш пункт 5 яв­ля­ет­ся наи­бо­лее цен­ным на ва­шей час­ти дос­ки. Имен­но по этой при­чи­не на­чаль­ный бро­сок 3-1 счи­та­ет­ся очень удач­ным, по­сколь­ку он по­зво­ля­­ет вам за­крыть пункт 5 – 8/5, 6/5.

Из-за ог­ром­ной зна­чи­мо­сти пунк­та 5 мно­гие иг­ро­ки ис­поль­зу­ют дру­гие ком­би­­н­ации на­чаль­ных бро­сков (те, ко­то­рые са­ми по се­бе не по­зво­ля­ют за­крыть цен­ные пунк­ты) для то­го, что­бы по­ста­вить слот (од­ну фиш­ку) в пунк­те 5. Вот эти ком­­б­ин­ации: 2-1 (6/5, 13/11), 4-1 (13/9, 6/5), 5-1 (13/8, 6/5), 6-2 (13/5).

Раз­ме­ще­ние сло­та в пунк­те 5 не­сет в се­бе су­ще­ст­вен­ный риск, по­сколь­ку вас мо­гут по­бить с рас­стоя­ния в че­ты­ре пунк­та (а так­же с по­мо­щью ком­би­на­ци­он­но­­го шо­та, ес­ли вы ос­та­ви­ли не­за­щи­щен­ной вто­рую фиш­ку в сво­ем Дво­ре). Но, ес­ли вас не по­бьют, вы смо­же­те за­крыть пункт 5 в сле­дую­щем бро­ске.

Ва­ри­ан­ты де­бют­ных хо­дов, при­ве­ден­ные в дан­ной гла­ве, соз­да­ют опас­ные и за­х­в­ат­ыва­ющие, но в то же вре­мя и бо­лее слож­ные по­зи­ции. Вы долж­ны по­ни­мать, что эти хо­ды ни­чуть не ху­же, чем ва­ри­ан­ты, ука­зан­ные в гла­ве 5. Дан­ные ори­гиналь­ные хо­ды дос­та­точ­но хо­ро­ши и час­то при­ме­ня­ют­ся опыт­ны­ми иг­ро­ка­ми (за ис­клю­че­ни­ем ком­би­на­ции 6-2 – очень не­мно­гие мас­те­ра иг­ры сыг­ра­ли бы 24/16).

Но иг­ро­кам, ко­то­рые толь­ко при­сту­пи­ли к изу­че­нию нард, мы ре­ко­мен­ду­ем на­­к­опить не­ко­то­рый опыт пре­ж­де чем при­ме­нять эти ва­ри­ан­ты хо­дов. Но ес­ли вы уже ов­ла­де­ли аза­ми иг­ры, вы мо­же­те по­экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и оз­на­ко­мить­ся с дан­ным сти­лем иг­ры.

Да­вай­те рас­смот­рим не­сколь­ко ва­ри­ан­тов хо­дов для де­бют­ных бро­сков 6-2, 6-3 и 6-4.

Вме­сто то­го что­бы вы­вес­ти свою даль­нюю фиш­ку (как это по­ка­за­но в гла­ве 5), вы мо­же­те ис­поль­зо­вать чис­ло 6 для пе­ре­ме­ще­ния фиш­ки в бар-пункт ва­ше­го про­­ти­вн­ика, а с по­мо­щью вто­ро­го чис­ла пе­ре­мес­тить фиш­ку из сво­его сред­не­го пунк­та. Та­кие хо­ды яв­ля­ют­ся бо­лее опас­ны­ми и аг­рес­сив­ны­ми, чем хо­ды, пред­ло­жен­ные ра­нее. Хо­тя вы под­вер­гае­те се­бя уг­ро­зе двой­но­го шо­та в бар-пункт О (шан­сы про­­ти­вн­ика два к од­но­му, два­дцать че­ты­ре ком­би­на­ции бьют), толь­ко ком­би­на­ции 6-1 или 6-6 по­зво­ля­ют од­но­вре­мен­но по­бить и при­крыть пункт 18. Ес­ли ваш против­ник бьет и не при­кры­ва­ет свой блот, у вас есть ше­ст­на­дцать ком­би­на­ций для воз­врат­но­го шо­та.

Дан­ные хо­ды бо­лее кон­ст­рук­тив­ны, чем хо­ды, пред­ло­жен­ные в гла­ве 5, по­сколь­­ку вы пе­ре­во­ди­те строи­те­ля в соб­ст­вен­ный Двор. Они так­же яв­ля­ют­ся бо­лее про­­в­ок­ац­ио­нн­ыми, по­то­му что фиш­ка в бар-пунк­те О кон­тро­ли­ру­ет его Двор, а стро­итель, ко­то­ро­го вы вве­ли в свой Двор, соз­да­ет до­пол­ни­тель­ное дав­ле­ние на фиш­ки про­тив­ни­ка как в ва­шем Дво­ре, так и в ва­шем До­ме. Этот ход ог­ра­ни­чи­ва­ет вы­бор О и не по­зво­ля­ет ему ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом рас­пре­де­лять свои фиш­ки.

Труд­но ска­зать, яв­ля­ют­ся ли эти хо­ды луч­ши­ми или худ­ши­ми, чем те, ко­то­рые бы­ли рас­смот­ре­ны в гла­ве 5. Лич­но я пред­по­чи­таю сле­дую­щее: в слу­чае с ком­­б­ин­аци­ями 6-2 и 6-3 я пред­по­чи­таю имен­но эти хо­ды (аль­тер­на­тив­ный ход для ком­би­на­ции 6-2, 13/5 так­же весь­ма не­плох). В слу­чае с ком­би­на­ци­ей 6-4 я ста­­р­аюсь вы­во­дить даль­нюю фиш­ку хо­дом 24/14. Здесь эта фиш­ка не за­щи­ще­на от пря­мо­го шо­та с рас­стоя­ния в два пунк­та, за­то мо­жет лег­ко дос­тичь ва­ше­го соб­­с­тве­нн­ого Дво­ра.

Да­вай­те рас­смот­рим еще од­ну груп­пу хо­дов: 3-2 (24/21, 13/11); 5-4 (24/20, 13/8); 4-3 (24/20, 13/10).

Са­мым важ­ным пунк­том из всех, ко­то­рые вам не­об­хо­ди­мо за­крыть, яв­ля­ет­ся ваш пункт 20 (пункт 5 ва­ше­го про­тив­ни­ка). Дос­то­ин­ст­ва за­кры­тия это­го «зо­ло­то­го пун­кта» мы рас­смат­ри­ва­ем в гла­ве 20.

Для то­го что­бы за­крыть пункт 20, вы раз­де­ляе­те даль­ние фиш­ки, на­де­ясь при­крыть свой блот в сле­дую­щем бро­ске. Вы по­сту­пи­те муд­ро, ес­ли сде­лае­те та­кой ход на ран­ней ста­дии иг­ры, т.е. до то­го, как ва­ша по­зи­ция ста­нет бо­лее опас­ной. Пе­ре­дви­гая од­ну из даль­них фи­шек впе­ред, вы не толь­ко пы­тае­тесь при­об­ре­сти цен­ный пункт, но и не по­зво­ляе­те О пе­ре­во­дить строи­те­лей в его Двор и раз­во­­р­ач­ивать свои фиш­ки ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом.

Ес­ли про­тив­ник по­ста­вил свой слот в ваш пункт 5, опыт­ный иг­рок зна­ет, что вме­сто то­го, что­бы ос­та­вить про­тив­ни­ку воз­мож­ность пол­но­го за­хва­та дан­но­го пунк­та, луч­ше все­го бу­дет по­бить его в пунк­те 5, да­же ес­ли при этом воз­ни­ка­ет ве­ро­­я­тность двой­но­го воз­врат­но­го шо­та.

Из-за ог­ром­ной зна­чи­мо­сти пунк­та 5 (как ва­ше­го, так и при­над­ле­жа­ще­го про­­ти­вн­ику) мно­гие пар­тии мас­те­ров иг­ры в нар­ды на­чи­на­ют­ся с ожес­то­чен­ной дра­ки, в ко­то­рой они об­ме­ни­ва­ют­ся уда­ра­ми ра­ди то­го, что­бы пер­вы­ми за­хва­тить эти пунк­ты.

В слу­чае с ком­би­на­ция­ми 3-2, 5-4 и 4-3 у ме­ня нет чет­ких пред­поч­те­ний ме­ж­­ду дан­ны­ми хо­да­ми и хо­да­ми, опи­сан­ны­ми в гла­ве 5. (За­меть­те, что для ком­би­­н­ации 5-4 су­ще­ст­ву­ет тре­тий аль­тер­на­тив­ный ход, ко­то­рый так же хо­рош, как и два пре­ды­ду­щих – про­стой вы­вод даль­ней фиш­ки 24/15.) Ос­нов­ное от­ли­чие за­­кл­юч­ае­тся в том, что хо­ды, пред­ло­жен­ные в дан­ной гла­ве, яв­ля­ют­ся бо­лее про­­в­ок­ац­ио­нн­ыми, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ет ве­ро­ят­ность то­го, что ваш про­тив­ник бу­дет вы­ну­ж­ден по­бить вас не­мед­лен­но. (Эти хо­ды осо­бо ре­ко­мен­ду­ют­ся в том слу­чае, ес­ли вы иг­рае­те с кем-то, кто бо­ит­ся не­мед­лен­но бить фиш­ки в соб­ст­вен­ном До­ме.)

Хо­тя пред­став­лен­ные в дан­ной гла­ве хо­ды воз­мож­ны при де­бют­ных бро­сках, в про­цес­се раз­ви­тия иг­ры вы долж­ны вно­сить кор­рек­ти­вы. Да­же пер­вый от­вет­­ный ход мо­жет уже быть не­уме­ст­ным, по­сколь­ку по­зи­ция дик­ту­ет ис­поль­зо­ва­­ние сме­лых и на­глых хо­дов или же бо­лее безо­пас­ных и кон­сер­ва­тив­ных. В гла­ве 16 рас­смат­ри­ва­ет­ся фун­да­мен­таль­ный во­прос: ко­гда не­об­хо­ди­мо иг­рать бе­з­опа­сно, а ко­гда – дерз­ко.


ГЛА­ВА 16

БЕЗО­ПАС­НАЯ ИГ­РА ПО СРАВ­НЕ­НИЮ С ДЕРЗ­КОЙ ИГ­РОЙ

Суть про­бле­мы

Стра­те­ги­че­ски од­ним из наи­бо­лее фун­да­мен­таль­ных ас­пек­тов иг­ры в нар­ды яв­ля­­е­тся уме­ние оп­ре­де­лить, ко­гда не­об­хо­ди­мо иг­рать безо­пас­но, а ко­гда – иг­рать дерз­ко. В гла­ве 14 мы ана­ли­зи­ро­ва­ли, как вы долж­ны пе­ре­ме­щать свои фиш­ки, ес­ли вы хо­ти­те из­бе­жать кон­так­та, но вы­ну­ж­де­ны ос­та­вить шот. Здесь мы рас­смат­­р­ив­аем сле­дую­щие во­про­сы: сто­ит ли иг­рать про­во­ка­ци­он­но и вы­ну­ж­дать про­тив­­н­ика к кон­так­ту и го­то­вы ли вы доб­ро­воль­но ос­та­вить не­за­щи­щен­ную фиш­ку в ва­шем До­ме и Дво­ре и пой­ти на риск ее по­би­тия пря­мым шо­том.

В гла­ве 15 мы при­ве­ли не­сколь­ко при­чин для рис­ко­ван­ной иг­ры и ос­тав­ле­ния бло­та при по­би­тии про­тив­ни­ка или раз­ме­ще­нии сло­та в ва­шем До­ме. Да­лее в этом раз­де­ле мы так­же про­ана­ли­зи­ру­ем по­зи­ции, в ко­то­рых вы в опас­ных ус­ло­ви­ях раз­­д­еля­ете свои даль­ние фиш­ки в До­ме ва­ше­го про­тив­ни­ка. Но иг­рать в от­кры­тую иг­ру, ко­гда вы мо­же­те про­во­ци­ро­вать и об­ме­ни­вать­ся уда­ра­ми, не все­гда пра­виль­но. Во мно­гих слу­ча­ях по­тен­ци­аль­ный риск не сто­ит воз­мож­ной вы­го­ды. К со­жа­ле­нию, при на­блю­де­нии иг­ры мас­те­ров у вас мо­жет сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, что ис­поль­зо­ва­ние это­го сти­ля иг­ры все­гда оп­рав­да­но. На­стоя­щий мас­тер иг­ры в нар­ды не толь­ко зна­ет, ко­гда мож­но ид­ти на до­пол­ни­тель­ный риск. Но и, что край­не важ­но для иг­ро­ка, ко­то­рый не яв­ля­ет­ся спе­циа­ли­стом, ко­гда это­го де­лать не нуж­но.

Спо­соб­ность раз­ли­чать си­туа­ции, в ко­то­рых ос­тав­ле­ние до­пол­ни­тель­ных шо­тов бу­дет ра­зу­мным, а в ка­ких та­кой риск бу­дет срод­ни бе­зу­мию, яв­ля­ет­ся при­зна­ком дей­ст­ви­тель­но ис­кус­но­го иг­ро­ка. Мно­гие иг­ро­ки бро­са­ют­ся из од­ной край­но­сти в дру­гую. Ко­гда они на­чи­на­ют иг­рать, ве­дут се­бя роб­ко и лю­бой це­ной из­бе­га­ют ос­тав­ле­­ния шо­тов. Понаблюдав за опыт­ны­ми иг­ро­ка­ми, они впа­да­ют в дру­гую край­ность. В по­пыт­ке сле­по сле­до­вать это­му бо­лее со­вре­мен­но­му сти­лю иг­ры они «да­ют пол­ный впе­ред, не­взи­рая на тор­пе­ды», рис­куя по­то­пить свой ко­рабль.

Сле­до­ва­тель­но, цель дан­ной гла­вы за­клю­ча­ет­ся в раз­ра­бот­ке кри­те­ри­ев, по­зво­­ля­ющих оп­ре­де­лить, где сле­ду­ет иг­рать безо­пас­но, а ко­гда мож­но иг­рать дерз­ко. При­ня­тие та­ких ре­ше­ний (как, на­при­мер, ста­вить слот или нет, ата­ко­вать бло­том в соб­ст­вен­ном До­ме) не за­ви­сит ни от точ­но­го ко­ли­че­ст­ва воз­врат­ных шо­тов, ни от то­го, чув­ст­вуе­те ли вы уве­рен­ность в том, что опас­ный ход сой­дет вам с рук. Это за­ви­сит от точ­но­го ти­па по­зи­ции на обе­их сто­ро­нах дос­ки. Что­бы стать ус­пеш­ным иг­ро­ком, вы долж­ны нау­чить­ся об­сле­до­вать все по­ле бит­вы, а не толь­ко его часть.

Эта гла­ва име­ет боль­шое зна­че­ние, по­то­му что опи­сан­ные в ней прин­ци­пы бу­дут оп­­р­ед­елять ва­шу го­тов­ность к рис­ку как в на­ча­ле иг­ры, так и на сле­дую­щих ее ста­ди­ях.

Эти же прин­ци­пы бу­дут при­ме­нять­ся в даль­ней­шем к оп­ре­де­лен­ным ас­пек­там стра­те­гии, пред­по­ла­гаю­щей по­би­тие, раз­ме­ще­ние сло­тов и раз­де­ле­ние фи­шек, сто­ящих в од­ном пунк­те. В дей­ст­ви­тель­но­сти все ос­таль­ные гла­вы раз­де­ла III пред­­ста­вл­яют со­бой ана­лиз сре­ди­ны иг­ры, где ис­поль­зу­ют­ся прин­ци­пы, опи­сан­ные в дан­ной гла­ве.

При­ме­ча­ние. В ос­нов­ном мы все еще рас­смат­ри­ва­ем по­зи­ции, где по­би­тие ва­шей фиш­ки свя­за­но по мень­шей ме­ре с не­ко­то­ры­ми по­те­ря­ми, дру­ги­ми сло­ва­ми, мы хо­тим нау­чить вас оце­ни­вать как по­тен­ци­аль­ные вы­го­ды, так и риск. В не­ко­­т­орых про­фес­сио­наль­ных по­зи­ци­ях, где не­об­хо­ди­мо рас­счи­ты­вать ос­тав­шее­ся до кон­ца иг­ры вре­мя, вы на са­мом де­ле мо­же­те стре­мить­ся к то­му, что­бы вас по­би­­ли. Мы не рас­смат­ри­ва­ем эти по­зи­ции в раз­де­ле III. Вы смо­же­те уви­деть в дан­ном раз­де­ле, что эти прин­ци­пы не­яв­но ис­клю­ча­ют дан­ные по­зи­ции, но вы долж­ны по­ни­мать, что их нель­зя при­ме­нять в та­ких слу­ча­ях. В раз­де­ле IV мы рас­смот­­рим по­зи­цию бит­вы бло­кад, удер­жи­ваю­щие по­зи­ции на по­ле про­тив­ни­ка и мас­тер­ские удер­жи­ваю­щие по­зи­ции, где рас­чет ос­тав­ше­го­ся до кон­ца иг­ры вре­­м­ени яв­ля­ет­ся клю­че­вым фак­то­ром.

Так­ти­че­ские кри­те­рии

Ваш про­тив­ник име­ет за­кры­тые пунк­ты в сво­ем До­ме

Су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко кри­те­ри­ев, ко­то­рые по­мо­га­ют оп­ре­де­лить, ко­гда сто­ит ид­ти на до­пол­ни­тель­ный риск по­би­тия, а ко­гда по­зи­ция пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние от­но­си­тель­но безо­пас­ных хо­дов. Наи­бо­лее оче­вид­ный кри­те­рий за­клю­ча­ет­ся в оцен­ке не­по­сред­ст­вен­ной так­ти­че­ской опас­но­сти, с ко­то­рой вы столк­ну­лись, а имен­но: чем боль­ше пунк­тов ваш про­тив­ник за­крыл в сво­ем До­ме, тем боль­ше опас­ность по­би­тия ва­ших фи­шек. На­при­­мер, рис­ко­ван­ный ход мо­жет быть оп­рав­­дан в том слу­чае, ес­ли про­тив­ник за­крыл два пунк­та в сво­ем До­ме, но рис­ко­ван­ный ход бу­дет не­при­ем­лем, ес­ли он за­крыл че­­т­ыре или пять пунк­тов.

В по­зи­ции 1 X сле­ду­ет по­бить блот в сво­ем пунк­те 5. Ес­ли О не уда­ст­ся осу­ще­­с­твить воз­врат­ный шот, по­зи­ция X, ве­ро­ят­но, бу­дет вы­иг­рыш­ной. Ес­ли О по­бьет воз­врат­ный шот, у X все еще бу­дут шан­сы.

Счет ша­гов в по­зи­ции 2 точ­но та­кой же, как и в по­зи­ции 1. Но вслед­ст­вие то­го, что О вла­де­ет че­тырь­мя пунк­та­ми в сво­ем До­ме, X сле­ду­ет сыг­рать этот бро­сок безо­пас­но 8/7. О не мо­жет вы­вес­ти свою фиш­ку, од­на­ко, да­же ес­ли ему это и уда­ст­ся, у X все еще бу­дут шан­сы в гон­ке. Так же край­не ос­то­рож­но вы долж­ны дей­ст­во­вать в том слу­чае, ес­ли ваш про­тив­ник сфор­ми­ро­вал бло­ка­ду или силь­ную бло­ки­рую­щую по­зи­цию, ко­то­рая серь­ез­но за­труд­нит ва­ше про­дви­же­ние в слу­чае ва­ше­го по­би­тия.

Есть ли у вас якор­ный пункт в его час­ти дос­ки?

Еще один клю­че­вой кри­те­рий – на­ли­чие якор­но­го пунк­та в час­ти дос­ки, при­над­­л­еж­ащей ва­ше­му про­тив­ни­ку. Ес­ли вы удер­жи­вае­те та­кой пункт, то бу­де­те в боль­шей безо­пас­но­сти в слу­чае по­би­тия ва­шей фиш­ки, по­сколь­ку га­ран­ти­руе­те воз­мож­­ность по­втор­но­го вво­да этой фиш­ки в иг­ру и не дае­те ва­ше­му со­пер­ни­ку шан­са на пол­ное за­кры­тие его дос­ки. Ес­ли ваш про­тив­ник за­крыл три или че­ты­ре пунк­та в сво­ем До­ме, якор­ный пункт по­зво­лит вам ид­ти на рис­ко­ван­ные хо­ды, ко­то­­рые вы не мог­ли бы по­зво­лить се­бе в дру­гих слу­ча­ях.

В по­зи­ции 3 ра­зум­но бу­дет по­ста­вить слот в пункт 5, для то­го что­бы по­пы­тать­ся соз­дать 5-пунк­то­вую бло­ка­ду. Ес­ли вас по­бьют, у вас все еще ос­та­нет­ся якор­ный пункт, ко­то­рый обезо­па­сит вас от про­иг­ры­ша гэм­мо­на и даст хо­ро­ший шанс на по­бе­ду.

Но в по­зи­ции 4 ста­вить фиш­ку в пункт 5 бу­дет опас­но. Ес­ли вас по­бьют, про­­ти­вник смо­жет за­крыть вы­ход до то­го, как вы нач­не­те вы­во­дить фиш­ку из его До­ма. Ес­ли это про­изой­дет, впол­не ве­ро­ят­но, что вы про­иг­рае­те гэм­мон, не­смот­­ря на то что про­тив­ник бло­ки­ру­ет все­го лишь од­ну ва­шу фиш­ку. (Час­то встре­ча­­юща­яся ло­вуш­ка, в ко­то­рую по­па­да­ют мно­гие иг­ро­ки, по­ла­гаю­щие, что не смо­гут про­иг­рать гэм­мон, ес­ли за­бло­ки­ро­ва­на все­го од­на их фиш­ка. Гэм­мон воз­ни­ка­ет очень час­то в си­туа­ци­ях, ко­гда у вас все еще есть зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек во Дво­рах и су­ще­ст­ву­ет риск, что вы не смо­же­те по­хо­дить сно­ва.)

Пра­виль­ным в по­зи­ции 4 бу­дет безо­пас­ный ход 7/6. Та­кой ход де­ла­ет ва­шу по­зи­цию аб­со­лют­но не гиб­кой и ос­тав­ля­ет вас без сво­бод­ных строи­те­лей. На­мно­го луч­ший ход – это 9/8, ко­то­рый да­ет вам бо­лее ди­на­мич­ную по­зи­цию с ак­тив­ны­­ми строи­те­ля­ми в ка­ж­дом пунк­те.

Но ес­ли вы вла­дее­те дву­мя якор­ны­ми пунк­та­ми в До­ме про­тив­ни­ка, то впол­не мо­же­те быть го­то­вы к рис­ко­ван­ным хо­дам. В этом слу­чае при­ме­ня­ют­ся дру­гие прин­ци­пы, а так­же иные кон­цеп­ции удер­жи­ва­ния про­тив­ни­ка. Ка­че­ст­во якор­но­го пунк­та так­же име­ет зна­че­ние. Ес­ли вы вла­дее­те пунк­том 5 сво­его про­тив­ни­ка, ва­ша по­зи­ция по­зво­ля­ет вам пой­ти на го­раз­до боль­ший риск, чем тот, ко­то­рый вы мог­ли бы се­бе по­зво­лить, вла­дея его пунк­том 1.

В раз­де­ле I мы упо­ми­на­ли, что про­дви­ну­тый якор­ный пункт (пунк­ты 4 или 5 ва­ше­го про­тив­ни­ка) по­зво­ля­ет вам чув­ст­во­вать се­бя в безо­пас­но­сти. Цен­ность и воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния та­ко­го пунк­та бо­лее де­таль­но рас­смат­ри­ва­ют­ся в гла­ве 20. В дан­ный мо­мент вам бу­дет дос­та­точ­но пом­нить, что этот пункт яв­ля­ет­­ся са­мым важ­ным из всех так­ти­че­ских кри­те­ри­ев.

Ко­ли­че­ст­во пунк­тов, за­кры­тых ва­ми

Мы уже го­во­ри­ли, что ко­ли­че­ст­во пунк­тов, за­кры­тых ва­шим про­тив­ни­ком в сво­ем До­ме, яв­ля­ет­ся важ­ным так­ти­че­ским кри­те­ри­ем. Важ­но так­же при­ни­мать во вни­­м­ание ко­ли­че­ст­во пунк­тов, за­кры­тых ва­ми в ва­шем соб­ст­вен­ном До­ме.

Ес­ли су­ще­ст­ву­ет воз­мож­ность то­го, что обе сто­ро­ны мо­гут по­бить друг дру­га и по­лу­чить удар в от­вет (к при­ме­ру, та­кая си­туа­ция мо­жет воз­ник­нуть, ес­ли вы бье­те блот про­тив­ни­ка сво­им бло­том в ва­шем пунк­те 5), вы долж­ны срав­нить чис­ло пунк­тов, за­кры­тых ва­ми, с ко­ли­че­ст­вом пунк­тов, за­кры­тых про­тив­ни­ком. Тот иг­рок, ко­то­рый име­ет боль­ше за­кры­тых пунк­тов (в сво­ем До­ме), име­ет су­ще­ст­вен­ное пре­­им­ущ­ес­тво в этом вза­им­ном из­бие­нии. Иг­рок, ко­то­рый пер­вым не смо­жет сно­ва вве­сти свою фиш­ку в иг­ру, под­верг­нет се­бя серь­ез­ной опас­но­сти про­иг­ры­ша. Сле­­д­ов­ател­ьно, ес­ли вы вла­дее­те че­тырь­мя пунк­та­ми, а ваш про­тив­ник – тре­мя, или вы вла­дее­те тре­мя пунк­та­ми, а он – дву­мя, у вас есть мо­тив для ата­ки. Ес­ли же счет за­кры­тых пунк­тов не­бла­го­прия­тен для вас, вам сле­ду­ет, как го­во­рит­ся, при­­де­ржать ко­ней.

Бло­ты в До­ме ва­ше­го про­тив­ни­ка

Еще один фак­тор, при­ни­мае­мый во вни­ма­ние, ес­ли вы ос­тав­ляе­те шо­ты, – это воз­­вра­тные шо­ты, ко­то­ры­ми вы мо­же­те вос­поль­зо­вать­ся в слу­чае по­би­тия ва­шей фиш­ки. В ча­ст­но­сти, ес­ли ваш про­тив­ник со­про­тив­ля­ет­ся по­би­тию и име­ет блот или бло­ты в сво­ем До­ме, вы мо­же­те пой­ти на до­пол­ни­тель­ный риск, по­то­му что у вас бу­дет воз­мож­ность вве­сти сно­ва свою по­би­тую фиш­ку в иг­ру и по­бить блот про­­ти­вн­ика.

Ва­ри­ант та­ко­го по­би­тия рас­смат­ри­вал­ся в гла­ве 12, где мы об­ра­ща­ли ва­ше вни­­м­ание на то, что иг­рок мо­жет се­бе по­зво­лить ос­та­вить не­пря­мые шо­ты в сво­ем Дво­ре, ес­ли про­тив­ник име­ет блот или бло­ты в сво­ем До­ме.

В по­зи­ции 5 не­об­хо­ди­ма аг­рес­сив­ная по­зи­ци­он­ная иг­ра не толь­ко по­то­му, что ваш Дом за­крыт на­мно­го луч­ше, чем Дом ва­ше­го про­тив­ни­ка, но еще и по­то­му, что у не­го есть два не­за­щи­щен­ных бло­та в До­ме. Пра­виль­ный ход –это за­кры­­тие ва­ше­го бар-пунк­та 13/7, 8/7, ко­то­рый по­зво­ля­ет за­крыть две фиш­ки про­тив­­н­ика в пунк­те 1 и соз­дать 5-пунк­то­вую бло­ка­ду. Вы мо­же­те по­зво­лить се­бе та­кой ход бла­го­да­ря си­ле соб­ст­вен­ной по­зи­ции и уяз­ви­мо­сти по­зи­ции про­тив­ни­ка.

Да­вай­те под­ве­дем ито­ги. Сей­час мы рас­смот­ре­ли че­ты­ре сле­дую­щих так­ти­че­­ских прин­ци­па в по­ряд­ке их зна­чи­мо­сти.

1. Есть ли у вас якор­ный пункт?

2. На­сколь­ко за­щи­щен Дом ва­ше­го про­тив­ни­ка?

3. На­сколь­ко за­щи­щен ваш соб­ст­вен­ный Дом (осо­бен­но по срав­не­нию с До­мом про­тив­ни­ка)?

4. Име­ет ли ваш про­тив­ник бло­ты в сво­ем До­ме?

Стра­те­ги­че­ские кри­те­рии

Те­перь мы рас­смот­рим не­сколь­ко стра­те­ги­че­ских прин­ци­пов. Эти прин­ци­пы час­то име­ют боль­шее зна­че­ние, чем не­по­сред­ст­вен­ные так­ти­че­ские кри­те­рии, по­сколь­­ку они не толь­ко уси­ли­ва­ют безо­пас­ность те­ку­ще­го хо­да, но и по­зво­ля­ют на­ме­­тить план даль­ней­шей иг­ры и це­ли, ко­то­рых вы хо­ти­те дос­тичь. Пре­неб­ре­же­ние эти­ми фак­то­ра­ми и от­ли­ча­ет ме­нее опыт­но­го иг­ро­ка от мас­те­ра иг­ры в нар­ды.

Ко­ли­че­ст­во ва­ших фи­шек в час­ти дос­ки, при­над­ле­жа­щей про­тив­ни­ку

Как пра­ви­ло, чем боль­ше ва­ших фи­шек ос­та­ет­ся в До­ме и Дво­ре ва­ше­го про­тив­­н­ика, тем сво­бод­нее вы мо­же­те ид­ти на риск по­би­тия ва­ших фи­шек. Что­бы по­нять, по­че­му это про­ис­хо­дит, да­вай­те сна­ча­ла рас­смот­рим край­ний слу­чай, ко­гда у вас не ос­та­лось фи­шек в До­ме про­тив­ни­ка, а у ва­ше­го про­тив­ни­ка все еще есть фиш­ка в ва­шем До­ме. Мож­но пред­по­ло­жить, что ваш про­тив­ник про­иг­ры­ва­ет в гон­ке.

По­сколь­ку вы по­бе­ди­ли в иг­ре с точ­ки зре­ния гон­ки, ва­ша цель за­клю­ча­ет­ся в безо­пас­ном пе­ре­ме­ще­нии ва­ших фи­шек в Дом. Хо­тя вы мо­же­те рас­смот­реть воз­­мо­жность хо­дов, под­ра­зу­ме­ваю­щих не­боль­шой риск, для то­го что­бы уве­ли­чить воз­мож­но­сти по­би­тия фи­шек про­тив­ни­ка и из­бе­жать не­удоб­ных шо­тов в даль­ней­­шем, вы долж­ны стре­мить­ся из­бе­жать доб­ро­воль­но­го ос­тав­ле­ния пря­мых шо­тов. Ес­ли вас по­бьют, вы не смо­же­те дос­тичь сво­ей ос­нов­ной це­ли – ос­во­бо­ж­де­ния ва­ших даль­них фи­шек. Ана­ло­гич­но, ес­ли вне ва­шей час­ти дос­ки у вас есть толь­ко од­на фиш­ка, вы долж­ны ис­поль­зо­вать бо­лее ста­ро­мод­ный, кон­сер­ва­тив­ный стиль иг­ры. Ва­ша даль­няя фиш­ка по­сто­ян­но на­хо­дит­ся под уг­ро­зой, по­это­му по­­б­итие ва­шей вто­рой фиш­ки мо­жет быть стра­те­ги­че­ским по­ра­же­ни­ем.

В по­зи­ции 6 со сто­ро­ны X бы­ло бы край­не не­ра­зум­но по­мес­тить слот в пунк­те 5. Хо­тя X и стре­мит­ся за­крыть пункт 5, риск слиш­ком ве­лик. Ва­ша по­зи­ция силь­на уже са­ма по се­бе, а на­ли­чие вто­рой фиш­ки по­за­ди, в До­ме про­тив­ни­ка, су­­щ­ес­тве­нно сни­жа­ет ва­ши шан­сы на ран­нюю по­бе­ду. Бо­лее бла­го­ра­зум­ным в дан­ной си­туа­ции бу­дет ход 11/10.

А сей­час да­вай­те рас­смот­рим слу­чай, ко­гда три или бо­лее ва­ших фи­шек на­хо­­дя­тся в До­ме про­тив­ни­ка. Хо­тя вы мо­же­те не по­лу­чить ни­ка­кой вы­го­ды от по­би­­тия сво­их фи­шек, со стра­те­ги­че­ской точ­ки зре­ния те­рять вам осо­бо не­че­го. Име­ете вы три или че­ты­ре фиш­ки – раз­ни­ца не­боль­шая, на са­мом де­ле до­пол­ни­тель­­ная фиш­ка по­зво­ля­ет вам соз­дать двой­ной якор­ный пункт в До­ме со­пер­ни­ка.

В кон­це кон­цов, ко­гда у вас уже есть три или бо­лее фи­шек по­за­ди, вы уже не мо­же­те уг­ро­жать про­тив­ни­ку сво­им по­бе­гом и иг­ра ста­но­вит­ся бо­лее по­зи­ци­он­ной.

На­при­мер, в по­зи­ции 7 X сле­ду­ет по­мес­тить слот в пункт 5. За­кры­тие пунк­та 5 при­не­сет вам зна­чи­тель­ную вы­го­ду, в то вре­мя как по­би­тие это­го сло­та не при­­ч­инит вам осо­бых не­при­ят­но­стей. За­меть­те, что в этой по­зи­ции у вас есть со­лид­­ный якор­ный пункт в пунк­те 21 (пункт 4 О).

Не­сколь­ко слов пре­ду­пре­ж­де­ния: так­ти­че­ски, ко­гда у вас есть не­сколь­ко даль­них фи­шек, вы все же долж­ны со­блю­дать ос­то­рож­ность, осо­бен­но ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка силь­ная по­зи­ция в сво­ей час­ти дос­ки, где вы мо­же­те за­стрять в те­че­­ние не­сколь­ких клю­че­вых бро­сков.

По­зи­ции 6 и 7 на­во­дят нас на во­прос: сто­ит ли рис­ко­вать, ста­вя слот в сво­ем До­ме. Да­вай­те рас­смот­рим два по­хо­жих при­ме­ра, где вы стре­ми­тесь по­бить блот в сво­ем До­ме.

В по­зи­ции 8 X дол­жен иг­рать 13/10. Хо­тя со­блазн по­би­тия бло­та в пунк­те 5 весь­ма ве­лик, О с лег­ко­стью смо­жет от­пра­вить ва­шу вто­рую фиш­ку к са­мо­му на­ча­лу пу­ти.

Од­на­ко в по­зи­ции 9 X дол­жен бить 8/5*. По­сколь­ку у X уже есть три фиш­ки по­за­ди, он не мо­жет рас­счи­ты­вать на их не­мед­лен­ный вы­вод и по­это­му прак­ти­че­ски ни­че­го не по­те­ря­ет, ес­ли чет­вер­тая фиш­ка вер­нет­ся к на­ча­лу пу­ти. Якор­ный пункт в пунк­те 21 обес­пе­чи­ва­ет X безо­пас­ность, по­это­му он ата­ку­ет. Ес­ли О не уда­ст­ся по­бить X в от­вет, X мо­жет за­крыть пункт 5 и соз­дать се­бе очень силь­ную по­зи­цию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: