Корпорация – это юридическое лицо, представляющее собой объединение ради достижения общих целей физических и/или юридических лиц с долевой формой собственности, управление которым осуществляется профессиональными управляющими, работающими по найму. Такая форма организации бизнеса широко распространена в странах с развитой рыночной экономикой.
В материалах Европейской комиссии дается следующее определение корпоративной социальной ответственности: «КСО по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Ассоциация менеджеров России определяет социально-ответственную компанию как компанию, действующую по принципам социальной ответственности и осуществляющую комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. Государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип взаимодействия государства, бизнеса и общества, который заключается, прежде всего, в участии в «социальных программах государства в целом». По словам Президента РФ, «особенно активным сотрудничество должно быть в таких сферах, как образование, здравоохранение, экология, регулирование потоков трудовой миграции, а также в обсуждении вопросов ипотечного кредитования и социальных проблем армии».
|
|
Социальная ответственность корпорации проявляется в проведении социальной политики. Социальная политика – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с её общей социальной результативностью, и являющееся основанием для установления целевых и плановых социальных показателей. Задачи социальной политики состоят в осуществлении деятельности, направленной на предотвращение (преодоление) социальной напряжённости, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей сотрудников, повышение уровня и совершенствование качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней. Таким образом, обеспечивается преемственность в развитии культуры производства, поддерживается бесконфликтное существование общества как интегрированной системы.
Социальная активность проявляется в осуществлении социальных программ, которые отличаются системным характером, связаны со стратегией развития предприятия и направлены на достижение общественно полезных целей. Социальная программа – это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение социальных задач. Самыми распространенными направлениями социальных программ являются: развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, социально ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика.
|
|
Система внутрикорпоративной социальной ответственности представлена на рис. 1.
Идеология внутрикорпоративной социальной ответственности определяется многими факторами, как объективными, так и субъективными. К объективным факторам формирования внутрикорпоративной социальной ответственности относятся:
– потребность в конкурентоспособном и лояльном персонале, которая возникает при решении стратегических задач компании в агрессивной конкурентной среде;
– форма собственности;
– экономическое положение организации;
– стадия жизненного цикла организации;
– тип реструктуризации;
– строгость государственного контроля;
– зрелость системы социального партнерства.
Субъективные факторы формирования внутрикорпоративной социальной ответственности включают:
- характеристики руководителей организации (компетентность стиль управления);
- характеристики персонала (сплоченность, лояльность и конкурентоспособность).
- Активная социальная политика характерна для компаний, реально ощутивших те риски и проблемы, которые возникают на конкурентном рынке.
Рис. 1. Система внутрикорпоративной социальной ответственности
Для предприятий-монополистов проведение социальной политики считается скорее традицией, для поддержания которой необходимо достаточно благоприятное экономическое положение.