Методология экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных методов, применяемых для обработки и анализа экономической информации.
Метод экономического анализа как общий подход к изучению хозяйственных процессов базируется на материалистической диалектике.
Первой характерной особенностью метода экономического анализа является использование системы плановых, учетных и отчетных показателей для измерения экономических явлений.
Второй характерной особенностью метода экономического анализа является выбор измерителей для оценки анализируемых явлений и процессов в зависимости от их содержания. В анализе используются следующие измерители: физические (натуральные) единицы, условно-натуральные, трудовые единицы и денежные (стоимостные).
Третьей характерной особенностью метода экономического анализа является выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый показатель. Основные из них рассматриваются в методике экономического анализа.
|
|
Вотличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации о работе предприятий и их объединений. Методику экономического анализа подразделяют на общую и частную.
Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства.
Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства.
Основные способы обработки экономической информации:
· Сводка и группировка;
· Абсолютные и относительные величины (коэффициенты);
· Средние величины;
· Ряды динамики;
· Индексы;
· Метод цепных подстановок;
· Элиминирование;
· Детализация;
· Балансовые увязки;
· Выборочное и сплошное наблюдение;
· Сравнения.
- сравнение отчетных показателей с плановыми;
- сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов;
- межхозяйственные сравнения;
- сравнение со среднеотраслевыми данными;
- сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики.
· Графический метод.
Основные методы анализа финансовой отчетности:
• анализ абсолютных данных;
• горизонтальный анализ;
• вертикальный анализ;
• трендовый анализ;
• метод финансовых коэффициентов.
• сравнительный (пространственный) анализ;
|
|
• факторный анализ.
В практике экономического анализа активно используются различные количественные методы, которые подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Различают следующие типы факторного анализа:
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Стохастический факторный анализ исследует влияние факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).
Прямой факторный анализ - исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному.
Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части.
Многоступенчатый факторный анализ проводит детализацию факторов на составные элементы с целью изучения их сущности.
Необходимо различать также и динамический факторный анализ.
Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату.
Динамический факторный анализ представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
Ретроспективный факторный анализ изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды.
Перспективный факторный анализ исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Классификация факторов в экономическом анализе:
1. По своей природе
· природно-климатические;
· социально-экономические;
· производственно-экономические.
2. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности
· основные;
· второстепенные.
3. По отношению к объекту исследования
· внутренние;
· внешние.
4. По степени распространенности
· общие;
· специфические.
5. По продолжительности воздействия на результаты деятельности
· постоянные;
· переменные.
6. По характеру действия
· интенсивные;
· экстенсивные.
7. По влиянию на результаты хозяйственной деятельности
· количественные;
· качественные;
· простые;
· сложные;
· измеряемые;
· неизмеряемые.
Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного математического уравнения.
В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.
1. Аддитивные модели:
Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.
2. Мультипликативные модели:
Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.
2. Кратные модели:
Они используются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.
3. Смешанные (комбинированные) модели — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:
Основные пути расширения факторных моделей:
Расширение факторных моделей в АХД осуществляется путем последовательного разделения факторов исходной системы на факторы. Например:
|
|
где: ВП – объем выпуска продукции;
ЧР – численность рабочих;
Д – количество рабочих дней;
П – продолжительность рабочего дня;
ЧВ – часовая выработка одного рабочего.
Эти модели отражают процесс детализации исходной факторной системы мультипликативного вида и расширения ее за счет расчленения на сомножители комплексных факторов. Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил.
Сокращение факторных моделей представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель. Например:
Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные элементы (факторы) различными способами и представлены в виде различных типов детерминированных моделей.
Определение величины влияния отдельных факторов на пророст результативных показателей является одной из важнейших методологических задач в АХД.
В детерминированном анализе для этого используются следующие способы:
· цепной подстановки;
· абсолютных разниц;
· относительных разниц;
· пропорционального деления;
· интегральный;
· логарифмирования;
· балансовый и др.
Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто применяемые в ходе комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий.
Способ цепной подстановки. Способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Данный способ применим в моделях любого типа.
Используя способ цепной подстановки, необходимо знать правила последовательности расчетов:
· в первую очередь учитывают изменение количественных показателей;
· во вторую - качественных показателей.
Пример:
Проанализируйте раздельное влияние изменения среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных активов на изменение рентабельности всех активов.
|
|
Исходная информация для проведения факторного анализа
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 9 600 | 8 500 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. | 54 000 | 60 800 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. | 34 600 | 31 700 |
РЕШЕНИЕ:
1. Проводим факторный анализ. Модель для расчета:
2. Расчет методом цепных подстановок:
3. Определим влияние факторов:
=0,1-0,11=-0,01
=0,104-0,1=0,004
=0,09-0,104=-0,014
4. Вывод:
· За счет увеличения ВА на 6800 тыс. руб. рентабельность всех активов снизилась на 1%;
· За счет уменьшения ОА на 2900 тыс. руб. рентабельность всех активов возросла на 0,4%;
· За счет уменьшения ЧП на 1100 тыс. руб. рентабельность всех активов снизилась на 1,4%.
Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях.
При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
Пример:
Проанализируйте влияние трудовых факторов предприятия на изменение выручки от продаж.
Исходная информация для проведения факторного анализа
Показатель | Условные обозначения | План | Факт |
Выручка от продаж, тыс. руб. | Y | 136 710 | 125 280 |
Среднегодовая численность рабочих, чел. | A | ||
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни | B | ||
Среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб. | C |
РЕШЕНИЕ:
1. Проводим факторный анализ. Модель для расчета:
Y=A*B*C
2. Расчет методом абсолютных разниц:
3. Вывод:
· За счет уменьшения А на 20 чел. выручка от продаж снизилась на 4557 тыс. руб.;
· За счет уменьшения В на 5 дней выручка от продаж снизилась на 2697 тыс. руб.;
· За счет уменьшения С на 30 руб. выручка от продаж снизилась на 4176 тыс. руб.;
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.
Изменение результативного показателя для мультипликативных моделей определяется следующим образом:
Согласно данному алгоритму для расчета влияния первого фактора необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби.
Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора.
Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базовой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.
Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов.
Пример:
Проанализируйте влияние трудовых факторов предприятия на изменение выручки от продаж.
Исходная информация для проведения факторного анализа
Показатель | Условные обозначения | План | Факт |
Выпущено продукции, тыс. руб. | Y | 344 448 | 343 728 |
Среднегодовая численность рабочих, чел. | A | ||
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни | B | ||
Продолжительность одного рабочего дня, час. | C | ||
Среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб. | D |
РЕШЕНИЕ:
1. Проводим факторный анализ. Модель для расчета:
Y=A*B*C*D
2. Расчет методом относительных разниц:
3. Вывод:
· За счет увеличения среднегодовой численность рабочих на 20 чел. выпуск продукции вырос на 11481,6 тыс. руб.;
· За счет увеличения количества отработанных дней за год одним рабочим на 2, выпуск продукции вырос на 3422,4 тыс. руб.;
· За счет того, что продолжительность одного рабочего осталась без изменений, выпуск продукции также не изменился;
· За счет уменьшения среднедневной выработки продукции одним рабочим на 30 руб. выпуск продукции снизилась на 15624 тыс. руб.;
Интегральный анализ. Интегральный метод основан на суммировании приращений функции, определённой как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках. В его основе лежит интеграл Эйлера-Лангранжа. Данный метод применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и аддитивно-кратных моделях. Он позволяет дать более точные результаты по сравнению с методом цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Пример:
Проанализируем валовой надой молока по семи федеральным округам Российской Федерации и оценим влияние каждого фактора (поголовье и продуктивность).
Для функции двухфакторную мультипликативную модель представим в виде:
где - количество поголовья коров (тыс. голов);
- надоено молока (кг.) в расчёте на одну корову;
- валовой надой молока (тыс. т.).
Формулы для расчёта факторных влияний по интегральному методу можно представить в следующем виде:
· Влияние фактора х:
· Влияние фактора у:
· Общее изменение валового надоя:
Полученные результаты представим в виде таблицы.
Анализ валового надоя молока
Федеральные округа РФ | Начало периода | Окончание периода | Факторы интегрального анализа | ||||||
поголовье, тыс. голов | продуктивность, кг | валовой надой, тыс.т. | поголовье, тыс. голов | продуктивность, кг | валовой надой, тыс.т. | ||||
Центральный | 5689,8 | 1494,8 | 5633,9 | -303,2 | 247,3 | -55,9 | |||
Северо-Западный | 407,4 | 387,8 | 1837,8 | -91,7 | 44,5 | -47,2 | |||
Южный | 1919,8 | 7631,2 | 1994,6 | 8227,7 | 302,9 | 293,6 | 596,5 | ||
Приволжский | 2900,3 | 10037,9 | 2859,2 | 10619,1 | -147,4 | 728,6 | 581,2 | ||
Уральский | 558,1 | 2114,1 | 2170,6 | -39,1 | 95,6 | 56,5 | |||
Сибирский | 1822,3 | 5601,7 | 1852,9 | 6027,5 | 96,9 | 328,9 | 425,8 | ||
Дальневосточный | 220,1 | 497,4 | 214,5 | -13,3 | 54,9 | 41,6 |
Из проведённого анализа с применением интегрального метода видно, что в течении исследуемого периода произошло снижение поголовья крупного рогатого скота по всем федеральным округам кроме Южного и Сибирского, но при этом надои молока в расчёте на одну корову возросли и этот фактор привёл к росту валового надоя во всех федеральных округах за исключением Центрального и Северо-Западного.
Способ логарифмирования. Применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Результат расчета не зависит от месторасположения факторов в модели. По сравнению с интегральным методом логарифмирование обеспечивает более высокую точность расчетов.
В отличие от интегрального метода при логарифмировании используются не абсолютные приросты показателей, а индексы их роста (снижения).
Допустим, что результативный показатель можно представить в виде произведения трех факторов: Влияние факторов в модели «f=xyz» определяется следующим образом:
;
;
Из формул следует, что общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя.
Пример:
Рассчитать влияние изменения фондоёмкости на выпуск продукции.
Исходная информация для проведения факторного анализа
Показатели | Базисный год | Отчетный год |
Объем продукции, тыс. руб. | 22 600 | 21 480 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 19 200 | 18 360 |
РЕШЕНИЕ:
1. Рассчитаем фондоемкость:
Показатели | Формула | Базисный год | Отчетный год |
Фондоемкость | 0,85 | 0,855 |
2. Рассчитаем влияние изменения фондоёмкости на выпуск продукции:
3. Вывод:
· За счет увеличения фондоемкости на 0,005, объем продукции снизился на 134,66 тыс. руб.
Вопросы для контроля.
ТЕСТЫ
Тест 1. По объекту управления экономический анализ подразделяется на следующие виды:
а) отраслевой и межотраслевой;
б) анализ, проводимый руководством, собственниками, поставщиками, аудиторскими фирмами и др.;
в) полный и тематический;
г) технико-экономический, финансово-экономический; социально-экономический; управленческий; маркетинговый.
Тест 2. По периодичности проведения экономический анализ подразделяется на следующие виды:
а) предварительный, текущий и последующий;
б) предварительный, последующий, оперативный и ретроспективный;
в) предварительный, последующий и итоговый;
г) перспективный, предварительный, текущий и ретроспективный.
Тест 3. Экономические показатели подразделяются на количественные и качественные по:
а) степени синтеза;
б) характеру отражаемой связи;
в) свойствам отражаемых явлений;
г) способу расчета;
д) степени применения.
Тест 4. Какой из указанных показателей не относится к качественным показателям:
а) выработка за один машино-час работы оборудования;
б) цена единицы оборудования;
в) средняя заработная плата одного рабочего предприятия;
г) стоимость товарно-материальных запасов предприятия.
Тест 5. Какой из указанных показателей не относится к количественным показателям:
а) стоимость товарно-материальных запасов предприятия;
б) численность работников предприятия;
в) выработка за один машино-час работы оборудования;
г) среднегодовая стоимость основных фондов предприятия.
Тест 6. Примером описательной (дескриптивной) модели может быть:
а) бухгалтерский баланс, составленный по данным на конец
отчетного года;
б) сравнение плановой и отчетной калькуляций единицы изделия;
в) расчет вариантов изменения объема продаж в планируемом году.
Тест 7. Примером предсказательной (предикативной) модели может быть:
а) расчет изменений прибыли под воздействием изменения объема продаж;
б) сравнение плановой и отчетной калькуляции единицы изделия;
в) вертикальный анализ отчетного баланса.
Тест 8. Примером нормативной модели может быть:
а) анализ вероятных сценариев развития инвестиционной деятельности;
б) структурный анализ основных средств по данным на начало и конец отчетного периода;
в) сравнение нормативных и фактических затрат на производство единицы изделия.
Тест 9. Основными задачами факторного анализа являются:
a) отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;
б) определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
в) моделирование взаимосвязей между результативным и факторным показателями;
г) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
д) все вышеперечисленное за исключением п. "а" и "б";
е) все вышеперечисленное;
Тест 10. К методам факторного анализа относятся:
а) метод сравнения;
б) индексный метод;
в) метод детализации.
Тест 11. Балансовый прием основан на форме зависимости:
а) мультипликативной;
б) аддитивной;
в) стохастической;
г) комбинированной.
Тест 12. Прием цепных подстановок основан на форме зависимости:
а) комбинированной;
б) стохастической;
в) мультипликативной;
г) аддитивной.
Тест 13. Прием абсолютных разниц основан на форме зависимости:
а) стохастической;
б) мультипликативной;
в) комбинированной;
г) аддитивной.
Тест 14. Прием относительных разниц основан на форме зависимости:
а) аддитивной;
б) комбинированной;
в) стохастической;
г) мультипликативной.
Тест 15. Элиминирование применяется при методическом приеме:
а) долевого участия;
б) группировок;
в) балансовом;
г) цепных подстановок;
д) сравнений.
Тест 16. Какая из указанных «цепочек» показателей не отражает взаимосвязи результативного и факторных показателей:
а) объем выпуска продукции за год - среднесписочная численность рабочих за год - среднегодовая выработка одного рабочего;
б) объем выпуска продукции за год - среднесписочная численность рабочих за год — удельный вес среднесписочной численности рабочих в среднесписочной численности работающих - среднегодовая выработка одного рабочего;
в) объем выпуска продукции за год - среднегодовая стоимость основных фондов – фондоотдача;
г) объем выпуска продукции за год - среднегодовая стоимость машин и оборудования - фондоотдача активной части основных фондов.
Тест 17. Методы математического программирования используются для:
а) решения задач оптимизации хозяйственной деятельности, как средство планирования расчетов;
б) решения экономических задач, связанных со сложившейся экономической ситуацией на основе интуиции, прошлого опыта;
в) изучения стохастической связи между явлениями, базирующимися на массовых наблюдениях и законе больших чисел;
г) разработки методов целенаправленных действий, количественной оценки полученных решений и выбора из них наилучшего.
Тест 18. Целью системного экономического анализа является:
а) повышение рыночной стоимости предприятия;
б) построение факторных моделей;
в) внедрение системы контроллингового управления финансовыми потоками;
г) обеспечение максимального выпуска продукции;
д) комплексный поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Тест 19. Факторы подразделяются на экстенсивные и интенсивные по:
а) степени действия;
б) времени действия;
в) характеру действия;
г) свойствам отражаемых явлений;
д) значимости.
Тест 20. В каких случаях используется сравнительная (комплексная) оценка хозяйственной деятельности:
а) если необходимо сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе разных показателей;
б) если необходимо сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе единой системы показателей;
в) для сопоставления результатов хозяйственной деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта во времени;
г) во всех вышеперечисленных случаях;
д) во всех вышеперечисленных случаях, за исключением п. «а».
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:
1. Проанализировать и оценить влияние факторов на изменение валовой продукции, используя способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц. Сделать выводы.
Показатели | План | Факт |
Валовая продукция, млн. руб. | ||
Средняя годовая численность рабочих, чел. | ||
Количество отработанных дней одним рабочим за год | ||
Средняя продолжительность рабочего дня, час | 7,5 | |
Среднечасовая выработка одного рабочего, т. р. |
2. Проанализировать и оценить влияние факторов на изменение валовой продукции, используя интегральный способ:
Влияние показателей трудовых ресурсов на изменение валовой продукции
Показатель | Усл. обозн | План | Факт | Абс. откл. +- | Выполнение плана, % |
Валовая продукция, млн. руб. | ВП | ||||
Среднегодовая численность рабочих, чел | КР | ||||
Среднегодовая выработка на 1 раб., млн. руб | ГВ |
3. На основании приведенных данных проанализировать динамику объема производства продукции на предприятии за последние пять лет. Определить базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста объема производства продукции. За базу сравнения принимать показатель 2008 года. По результатам анализа сделать выводы.
Год | Объем произведенной продукции в сопоставимых ценах, руб. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | ||
Базисные | Цепные | Базисные | Цепные | ||
120 000 | |||||
140 000 | |||||
160 000 | |||||
150 000 | |||||
180 000 |
ГЛАВА II. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ