Методология и методика экономического анализа

Методология экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных методов, применяемых для обработки и анализа экономической информации.

Метод экономического анализа как общий подход к изучению хозяйственных процессов базируется на материалистической диалектике.

Первой характерной особенностью метода экономического анализа является использование системы плановых, учетных и отчетных показателей для измерения экономических явлений.

Второй характерной особенностью метода экономического анализа является выбор измерителей для оценки анализируемых явлений и процессов в зависимости от их содержания. В анализе используются следующие измерители: физические (натуральные) единицы, условно-натуральные, трудовые единицы и денежные (стоимостные).

Третьей характерной особенностью метода экономического анализа является выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый показатель. Основные из них рассматриваются в методике экономического анализа.

Вотличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации о работе предприятий и их объединений. Методику экономического анализа подразделяют на общую и частную.

Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства.

Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства.

Основные способы обработки экономической информации:

· Сводка и группировка;

· Абсолютные и относительные величины (коэффициенты);

· Средние величины;

· Ряды динамики;

· Индексы;

· Метод цепных подстановок;

· Элиминирование;

· Детализация;

· Балансовые увязки;

· Выборочное и сплошное наблюдение;

· Сравнения.

- сравнение отчетных показателей с плановыми;

- сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов;

- межхозяйственные сравнения;

- сравнение со среднеотраслевыми данными;

- сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики.

· Графический метод.

Основные методы анализа финансовой отчетности:

• анализ абсолютных данных;

• горизонтальный анализ;

• вертикальный анализ;

• трендовый анализ;

• метод финансовых коэффициентов.

• сравнительный (пространственный) анализ;

• факторный анализ.

В практике экономического анализа активно используются различные количественные методы, которые подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Стохастический факторный анализ исследует влияние факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).

Прямой факторный анализ - исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному.

Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части.

Многоступенчатый факторный анализ проводит детализацию факторов на составные элементы с целью изучения их сущности.

Необходимо различать также и динамический факторный анализ.

Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату.

Динамический факторный анализ представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

Ретроспективный факторный анализ изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды.

Перспективный факторный анализ исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Классификация факторов в экономическом анализе:

1. По своей природе

· природно-климатические;

· социально-экономические;

· производственно-экономические.

2. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности

· основные;

· второстепенные.

3. По отношению к объекту исследования

· внутренние;

· внешние.

4. По степени распространенности

· общие;

· специфические.

5. По продолжительности воздействия на результаты деятельности

· постоянные;

· переменные.

6. По характеру действия

· интенсивные;

· экстенсивные.

7. По влиянию на результаты хозяйственной деятельности

· количественные;

· качественные;

· простые;

· сложные;

· измеряемые;

· неизмеряемые.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного математического уравнения.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

1. Аддитивные модели:

Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели:

Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

2. Кратные модели:

Они используются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.

3. Смешанные (комбинированные) модели — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:

Основные пути расширения факторных моделей:

Расширение факторных моделей в АХД осуществляется путем последовательного разделения факторов исходной системы на факторы. Например:

где: ВП – объем выпуска продукции;

ЧР – численность рабочих;

Д – количество рабочих дней;

П – продолжительность рабочего дня;

ЧВ – часовая выработка одного рабочего.

Эти модели отражают процесс детализации исходной факторной системы мультипликативного вида и расширения ее за счет расчленения на сомножители комплексных факторов. Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил.

Сокращение факторных моделей представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель. Например:

Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные элементы (факторы) различными способами и представлены в виде различных типов детерминированных моделей.

Определение величины влияния отдельных факторов на пророст результативных показателей является одной из важнейших методологических задач в АХД.

В детерминированном анализе для этого используются следующие способы:

· цепной подстановки;

· абсолютных разниц;

· относительных разниц;

· пропорционального деления;

· интегральный;

· логарифмирования;

· балансовый и др.

Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто применяемые в ходе комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий.

Способ цепной подстановки. Способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Данный способ применим в моделях любого типа.

Используя способ цепной подстановки, необходимо знать правила последовательности расчетов:

· в первую очередь учитывают изменение количественных показателей;

· во вторую - качественных показателей.

Пример:

Проанализируйте раздельное влияние изменения среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных активов на изменение рентабельности всех активов.

Исходная информация для проведения факторного анализа

Показатель Предыдущий год Отчетный год
Чистая прибыль, тыс. руб. 9 600 8 500
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. 54 000 60 800
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. 34 600 31 700

РЕШЕНИЕ:

1. Проводим факторный анализ. Модель для расчета:

2. Расчет методом цепных подстановок:

3. Определим влияние факторов:

=0,1-0,11=-0,01

=0,104-0,1=0,004

=0,09-0,104=-0,014

4. Вывод:

· За счет увеличения ВА на 6800 тыс. руб. рентабельность всех активов снизилась на 1%;

· За счет уменьшения ОА на 2900 тыс. руб. рентабельность всех активов возросла на 0,4%;

· За счет уменьшения ЧП на 1100 тыс. руб. рентабельность всех активов снизилась на 1,4%.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Пример:

Проанализируйте влияние трудовых факторов предприятия на изменение выручки от продаж.

Исходная информация для проведения факторного анализа

Показатель Условные обозначения План Факт
Выручка от продаж, тыс. руб. Y 136 710 125 280
Среднегодовая численность рабочих, чел. A    
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни B    
Среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб. C    

РЕШЕНИЕ:

1. Проводим факторный анализ. Модель для расчета:

Y=A*B*C

2. Расчет методом абсолютных разниц:

3. Вывод:

· За счет уменьшения А на 20 чел. выручка от продаж снизилась на 4557 тыс. руб.;

· За счет уменьшения В на 5 дней выручка от продаж снизилась на 2697 тыс. руб.;

· За счет уменьшения С на 30 руб. выручка от продаж снизилась на 4176 тыс. руб.;

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.

Изменение результативного показателя для мультипликативных моделей определяется следующим образом:

Согласно данному алгоритму для расчета влияния первого фактора необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базовой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов.

Пример:

Проанализируйте влияние трудовых факторов предприятия на изменение выручки от продаж.

Исходная информация для проведения факторного анализа

Показатель Условные обозначения План Факт
Выпущено продукции, тыс. руб. Y 344 448 343 728
Среднегодовая численность рабочих, чел. A    
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни B    
Продолжительность одного рабочего дня, час. C    
Среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб. D    

РЕШЕНИЕ:

1. Проводим факторный анализ. Модель для расчета:

Y=A*B*C*D

2. Расчет методом относительных разниц:

3. Вывод:

· За счет увеличения среднегодовой численность рабочих на 20 чел. выпуск продукции вырос на 11481,6 тыс. руб.;

· За счет увеличения количества отработанных дней за год одним рабочим на 2, выпуск продукции вырос на 3422,4 тыс. руб.;

· За счет того, что продолжительность одного рабочего осталась без изменений, выпуск продукции также не изменился;

· За счет уменьшения среднедневной выработки продукции одним рабочим на 30 руб. выпуск продукции снизилась на 15624 тыс. руб.;

Интегральный анализ. Интегральный метод основан на суммировании приращений функции, определённой как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках. В его основе лежит интеграл Эйлера-Лангранжа. Данный метод применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и аддитивно-кратных моделях. Он позволяет дать более точные результаты по сравнению с методом цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.

Пример:

Проанализируем валовой надой молока по семи федеральным округам Российской Федерации и оценим влияние каждого фактора (поголовье и продуктивность).

Для функции двухфакторную мультипликативную модель представим в виде:

где - количество поголовья коров (тыс. голов);

- надоено молока (кг.) в расчёте на одну корову;

- валовой надой молока (тыс. т.).

Формулы для расчёта факторных влияний по интегральному методу можно представить в следующем виде:

· Влияние фактора х:

· Влияние фактора у:

· Общее изменение валового надоя:

Полученные результаты представим в виде таблицы.

Анализ валового надоя молока

Федеральные округа РФ Начало периода Окончание периода Факторы интегрального анализа
поголовье, тыс. голов продуктивность, кг валовой надой, тыс.т. поголовье, тыс. голов продуктивность, кг валовой надой, тыс.т.
Центральный     5689,8 1494,8   5633,9 -303,2 247,3 -55,9
Северо-Западный 407,4     387,8   1837,8 -91,7 44,5 -47,2
Южный 1919,8   7631,2 1994,6   8227,7 302,9 293,6 596,5
Приволжский 2900,3   10037,9 2859,2   10619,1 -147,4 728,6 581,2
Уральский 558,1   2114,1     2170,6 -39,1 95,6 56,5
Сибирский 1822,3   5601,7 1852,9   6027,5 96,9 328,9 425,8
Дальневосточный 220,1   497,4 214,5     -13,3 54,9 41,6

Из проведённого анализа с применением интегрального метода видно, что в течении исследуемого периода произошло снижение поголовья крупного рогатого скота по всем федеральным округам кроме Южного и Сибирского, но при этом надои молока в расчёте на одну корову возросли и этот фактор привёл к росту валового надоя во всех федеральных округах за исключением Центрального и Северо-Западного.

Способ логарифмирования. Применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Результат расчета не зависит от месторасположения факторов в модели. По сравнению с интегральным методом логарифмирование обеспечивает более высокую точность расчетов.

В отличие от интегрального метода при логарифмировании используются не абсолютные приросты показателей, а индексы их роста (снижения).

Допустим, что результативный показатель можно представить в виде произведения трех факторов: Влияние факторов в модели «f=xyz» определяется следующим образом:

;

;

Из формул следует, что общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя.

Пример:

Рассчитать влияние изменения фондоёмкости на выпуск продукции.

Исходная информация для проведения факторного анализа

Показатели Базисный год Отчетный год
Объем продукции, тыс. руб. 22 600 21 480
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 19 200 18 360

РЕШЕНИЕ:

1. Рассчитаем фондоемкость:

Показатели Формула Базисный год Отчетный год
Фондоемкость 0,85 0,855

2. Рассчитаем влияние изменения фондоёмкости на выпуск продукции:

3. Вывод:

· За счет увеличения фондоемкости на 0,005, объем продукции снизился на 134,66 тыс. руб.

Вопросы для контроля.

ТЕСТЫ

Тест 1. По объекту управления экономический анализ подразделяется на следующие виды:

а) отраслевой и межотраслевой;

б) анализ, проводимый руководством, собственниками, поставщиками, аудиторскими фирмами и др.;

в) полный и тематический;

г) технико-экономический, финансово-экономический; социально-экономический; управленческий; маркетинговый.

Тест 2. По периодичности проведения экономический анализ подразделяется на следующие виды:

а) предварительный, текущий и последующий;

б) предварительный, последующий, оперативный и ретроспективный;

в) предварительный, последующий и итоговый;

г) перспективный, предварительный, текущий и ретроспективный.

Тест 3. Экономические показатели подразделяются на количественные и качественные по:

а) степени синтеза;

б) характеру отражаемой связи;

в) свойствам отражаемых явлений;

г) способу расчета;

д) степени применения.

Тест 4. Какой из указанных показателей не относится к качественным показателям:

а) выработка за один машино-час работы оборудования;

б) цена единицы оборудования;

в) средняя заработная плата одного рабочего предприятия;

г) стоимость товарно-материальных запасов предприятия.

Тест 5. Какой из указанных показателей не относится к количественным показателям:

а) стоимость товарно-материальных запасов предприятия;

б) численность работников предприятия;

в) выработка за один машино-час работы оборудования;

г) среднегодовая стоимость основных фондов предприятия.

Тест 6. Примером описательной (дескриптивной) модели может быть:

а) бухгалтерский баланс, составленный по данным на конец

отчетного года;

б) сравнение плановой и отчетной калькуляций единицы изделия;

в) расчет вариантов изменения объема продаж в планируемом году.

Тест 7. Примером предсказательной (предикативной) модели может быть:

а) расчет изменений прибыли под воздействием изменения объема продаж;

б) сравнение плановой и отчетной калькуляции единицы изделия;

в) вертикальный анализ отчетного баланса.

Тест 8. Примером нормативной модели может быть:

а) анализ вероятных сценариев развития инвестиционной деятельности;

б) структурный анализ основных средств по данным на начало и конец отчетного периода;

в) сравнение нормативных и фактических затрат на производство единицы изделия.

Тест 9. Основными задачами факторного анализа являются:

a) отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;

б) определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;

в) моделирование взаимосвязей между результативным и факторным показателями;

г) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

д) все вышеперечисленное за исключением п. "а" и "б";

е) все вышеперечисленное;

Тест 10. К методам факторного анализа относятся:

а) метод сравнения;

б) индексный метод;

в) метод детализации.

Тест 11. Балансовый прием основан на форме зависимости:

а) мультипликативной;

б) аддитивной;

в) стохастической;

г) комбинированной.

Тест 12. Прием цепных подстановок основан на форме зависимости:

а) комбинированной;

б) стохастической;

в) мультипликативной;

г) аддитивной.

Тест 13. Прием абсолютных разниц основан на форме зависимости:

а) стохастической;

б) мультипликативной;

в) комбинированной;

г) аддитивной.

Тест 14. Прием относительных разниц основан на форме зависимости:

а) аддитивной;

б) комбинированной;

в) стохастической;

г) мультипликативной.

Тест 15. Элиминирование применяется при методическом приеме:

а) долевого участия;

б) группировок;

в) балансовом;

г) цепных подстановок;

д) сравнений.

Тест 16. Какая из указанных «цепочек» показателей не отражает взаимосвязи результативного и факторных показателей:

а) объем выпуска продукции за год - среднесписочная численность рабочих за год - среднегодовая выработка одного рабочего;

б) объем выпуска продукции за год - среднесписочная численность рабочих за год — удельный вес среднесписочной численности рабочих в среднесписочной численности работающих - среднегодовая выработка одного рабочего;

в) объем выпуска продукции за год - среднегодовая стоимость основных фондов – фондоотдача;

г) объем выпуска продукции за год - среднегодовая стоимость машин и оборудования - фондоотдача активной части основных фондов.

Тест 17. Методы математического программирования используются для:

а) решения задач оптимизации хозяйственной деятельности, как средство планирования расчетов;

б) решения экономических задач, связанных со сложившейся экономической ситуацией на основе интуиции, прошлого опыта;

в) изучения стохастической связи между явлениями, базирующимися на массовых наблюдениях и законе больших чисел;

г) разработки методов целенаправленных действий, количественной оценки полученных решений и выбора из них наилучшего.

Тест 18. Целью системного экономического анализа является:

а) повышение рыночной стоимости предприятия;

б) построение факторных моделей;

в) внедрение системы контроллингового управления финансовыми потоками;

г) обеспечение максимального выпуска продукции;

д) комплексный поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Тест 19. Факторы подразделяются на экстенсивные и интенсивные по:

а) степени действия;

б) времени действия;

в) характеру действия;

г) свойствам отражаемых явлений;

д) значимости.

Тест 20. В каких случаях используется сравнительная (комплексная) оценка хозяйственной деятельности:

а) если необходимо сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе разных показателей;

б) если необходимо сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе единой системы показателей;

в) для сопоставления результатов хозяйственной деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта во времени;

г) во всех вышеперечисленных случаях;

д) во всех вышеперечисленных случаях, за исключением п. «а».

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:

1. Проанализировать и оценить влияние факторов на изменение валовой продукции, используя способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц. Сделать выводы.

Показатели План Факт
Валовая продукция, млн. руб.    
Средняя годовая численность рабочих, чел.    
Количество отработанных дней одним рабочим за год    
Средняя продолжительность рабочего дня, час   7,5
Среднечасовая выработка одного рабочего, т. р.    

2. Проанализировать и оценить влияние факторов на изменение валовой продукции, используя интегральный способ:

Влияние показателей трудовых ресурсов на изменение валовой продукции

Показатель Усл. обозн План Факт Абс. откл. +- Выполнение плана, %
Валовая продукция, млн. руб. ВП        
Среднегодовая численность рабочих, чел КР        
Среднегодовая выработка на 1 раб., млн. руб ГВ        

3. На основании приведенных данных проанализировать динамику объема производства продукции на предприятии за последние пять лет. Определить базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста объема производства продукции. За базу сравнения принимать показатель 2008 года. По результатам анализа сделать выводы.

Год Объем произведенной продукции в сопоставимых ценах, руб. Темпы роста, % Темпы прироста, %
Базисные Цепные Базисные Цепные
  120 000        
  140 000        
  160 000        
  150 000        
  180 000        

ГЛАВА II. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: