В системе современного российского образования прочно утвердились такие общепринятые в практике мирового бизнеса и менеджмента понятия, как карьера, предпринимательство, коммерция. На протяжении могих предшествующих лет в отечественном управленческом лексиконе, тем более в понятийном аппарате социально-культурного профиля,
они либо совсем не употреблялись, либо в них вкладывался совершенно иной, характерный для времен застоя, социальный смысл.
Сегодня нельзя рассматривать образование только как важнейшую общественную сферу социально-культурной деятельности, как средство профессиональной подготовки специалиста в отрыве от его дальнейшего карьерного роста. Совершенно очевидной стала необходимость более широкого введения понятия «карьерный рост» в общественную практику социально-культурной деятельности, одновременного раскрытая его гл\бокого нравственного смысла и этической основы.
Карьера в переводе с французского означает «успешное продвиже
ние Гслужебной, общественной, научной и прочей деятельности». Пер
спектива карьерного роста имеет важное психологическое значение для
тех, кто достоин продвижения по иерархической лестнице в различных
областях социально-культурной деятельности. Она выступает как мощ
ный фактор духовного и профессионального самодвижения и саморазви-
тая личности со всеми вытекающими отсюда для неё благоприятными
последствиями. В практическом опыте учреждений социально-
культурной сферы карьера является средством стимулирования творче-
ской активности, углубления личного интереса у людей с незаурядным
личностным и служебным потенциалом.
|
|
В конечном итоге руководители и сотрудники учреждении культу-,
ры и досуга заявляют о себе профессионально. Особым признанием и;
поддержкой пользуются такие качества профессионала социально-,
культурной сферы, как предприимчивость, инициативность, изобрета
тельность и мастерство в реализации творческих замыслов и идеи. Од-;
ним из слагаемых предприимчивости является нравственный подход к
делу высокий профессиональный долг и ответственность. В свое время
А С 'Макаренко, говоря о деловитости, подчеркивал, что это явление не
только экономического, но и нравственного порядка. Через деловитость
утверждается личное достоинство человека, его профессиональная честь.
Однако сознательное ограничение подхода к карьерному росту рам
ками той или иной профессии невольно приводит к
оценке карьерных возможностей того или иного специалиста.
разие как видов и способов социально-культурной деятельности, так и,
существующих на сегодня потребностей самой социально-культурной
среды дает право говорить о широком диапазоне возможностей для карь
ерного роста человека в этой среде.
Опираясь на позиции общественных наук, изучающих современны^
|
|
социальные отношения и социальные связи, карьеру в широком контексте правомерно рассматривать как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способов его жизнедеятельности и, как следствие, достижение соответствующего, достаточно устойчивого социального статуса в сфере этой жизнедеятельности.
Сферу дополнительного образования правомерно рассматривать как в известной мере инновационный социально-культурный институт, куда человек приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству.
Сильной стороной дополнительного образования служит наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала, что постоянно отражается на его сущностных характеристиках и стратегии. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направлены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся.
Вместе со всеми социально-культурными институтами учреждения дополнительного образования составляют в каждом регионе разноуровневую и целостную систему, позволяющую индивидуализировать образовательную траекторию человека в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства.
Чтобы повысить роль образования, этого крупнейшего социально-культурного института в реализации программ развития культуры, спорта, социальной защиты населения, очень важно учитывать все аспекты влияния образования на жизнь региона.
Для восстановления практики социализации и воспитания, сохранения детей здоровыми в условиях деформированного социума необходимо решить проблему стабилизации образовательного пространства в рамках существующей социально-культурной сферы.
Для этого на протяжении последних лет отрабатываются модели новой перспективной адаптивной школы, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям; предпринимаются попытки интеграции различных типов образовательных учреждений в целях формирования единого образовательного пространства и создания условий для трудовой деятельности подростков; воспитания человека, способного принимать самостоятельное решение в условиях современной жизни. В последние годы значительно расширилась сеть специальных образовательных центров для детей, имеющих физические, интеллектуальные и психические отклонения. Эти учреждения также входят в систему дополнительного образования.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельност и,
Принятый в июле 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании», как известно, включил в себя принципиальное положение, которое качественно дополняет и углубляет профессиональный статус социального педагога, занятого в сфере культуры, искусства и досуга, и не может игнорироваться при характеристике содержания, организационных форм и технологии его подготовки. Речь идет о четко обозначенных Законом структуре и функциях системы дополнительного образования детей и взрослых, в которую - наряду с традиционными внешкольными учреждениями и внеклассной работой - правомерно включить многочисленную сеть социокультурных институтов и центров досуга. В них задействована сегодня огромная армия социальных педагогов культурологического профиля.
Таким образом, впервые законодательно закреплены фактические права и обязанности субъектов социально-культурной, досу-говой деятельности (в недавнем прошлом именовавшейся культурно-просветительной работой) в создании и развитии образовательной среды посредством реализации различных организационных форм дополнительного образования. Широкая сфера дополнительного образования в области культуры, творчества, досуга становится единым открытым для инновационных идей пространством взаимодействия и сотрудничества социальных педагогов как организаторов социально-культурной деятельности в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, семейной и других
|
|
средах.
Задачами здесь являются: переход всех школ на региональный базисный учебный план; разработка и внедрение регионального стандарта обязательных результатов обучения на основе Федерального стандарта обучения; разработка на основе регионального стандарта новых педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию обучения и развитие личности с учетом индивидуальных, культурных, конфессиональных и национальных особенностей учащихся; создание рынка учебно-методического и дидактического обеспечения регионального базисного учебного процесса; создание независимой аттестационной службы для учащихся, учителей, студентов и независимой системы аттестации и аккредитации учебных заведений; обеспечение нормативно-правовой базы образования; создание городской, многофункциональной, разноуровневой системы непрерывного профессионального образования.
Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
Здесь необходимы: формирование нового типа мыслительной деятельности на основе разработки содержания образования и образовательных технологий; изменение различных общественных практик и систем социокультурной деятельности на основе образования.
Таким образом, образование предстает как сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению возникающих проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.
|
|