Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-куль-прной системы'.
Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого, элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.
Для социально-культурных технологий характерны два вида Ьункций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их 7 материально-производительных, управленческих и других функций; 2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.
К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современ-
|
|
Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996. - С
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра сил ьников. Социально-культурная деятельность
ной социально- культур ной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:
- социализирующую функцию, которая наиболее полно прояв
ляется в педагогических технологиях воспитания, образова
ния, просвещения;
- творческую функцию, реализуемую главным образом с по
мощью технологий духовного производства, инновации, ин
дивидуального и группового творческого труда;
- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь
для информационных и информационно-поисковых техноло
гий, технологий общения;
- рекреативную функцию
В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.
Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении до- суговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и др.
|
|
В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными.
Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и I независима от политических, экономических или социальных условий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то
Раздел V. Социально-культурные технологии
же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении текущих задач, поскольку они подвергаются постоянном) воздействию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).
В качестве разработчиков, носителей и пользователей разнообразных творческих, коммуникативных и обеспечивающих технологий выступают социально-культурные институты. Чтобы выявить их место и роль в функционировании огромного технологического потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию
Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя представить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных способов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально организованы, Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозначить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им общество способно осваивать различные образы и стили жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1,
Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариативности дает возможность специалистам, заказчикам и пользователям отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели. включая авторские. Каждый из авторов привносит что-то свое, индивидуальное, в связи с чем справедливо говорят, что каждая конкретная технология, внедренная в общественную практику, в известном смысле является авторской.
_________________________________________
См. определение социально-культурной практики гия/ Г.В. Осипов, рук. авт. колл. -М., 1990. -С. 85.
Т.Г, Киселева, Ю,Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
дачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.
Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.
Сама множественность целей, возникающих в процессе производства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, оперативные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, выдвижение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия.
|
|
Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого че- ; ловека; во-вторых, использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.
Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культурных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, делается на нормативной стороне тех изменений, которые должны
Раздел V. Социально-культурные технологии
произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «должного», неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оценкой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.
Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ролей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий
|
|
Как субъект социально-культурной деятельности, овладевающий качественно более высокими технологиями, человек может и должен активно проявить свои способности и возможности в таких важных сферах самоутверждения и самореализации, как творческая, проективная, образовательная, досуговая и т. д.
Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целенаправленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культурными,
При этом первичными по отношению к индивидуально-культурным во всех случаях остаются именно социально-культурные технологии: для того, чтобы создать самобытную индивидуал ьно-культурную технологию, человек должен не только родиться, но и попасть в сложившееся социально-культурное окружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков, сформироваться как творческая личность.
По своему происхождению технологии данного типа являются социогенными, поскольку их создание и использование невозможно вне социальной среды. Как овеществленные, так и неовеществ-ленные социально-культурные технологии входят в состав культурного наследия и духовной жизни общества, являются культурным достоянием народа. Их ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять социально-культурные, досуговые потребности отдельных людей и социума в целом,
Ценность технологии во многом зависит, с одной стороны, от влияния внешних социально-культурных факторов, а с другой - от
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
генетически унаследованных способностей и задатков их творцов. Поэтому и ценность любой из технологий, функционирующих в сфере образования, досуга, искусства, спорта, определяется наличием в ней двух начал - социального (коллективного) и индивидуального.
Обращение к новым методам и технологиям преобразования действительности исторически и социально обусловлено. В настоящее время мы являемся очевидцами усиливающихся тенденций технологизации общественных процессов, качественного и количественного расширения самого понятия социальной технологии. В общественной жизни, социально преобразующей деятельность людей, все полнее адаптируются и применяются многие традиционные методы, которые до сих пор были хорошо известны и распространены в инженерно-технических отраслях
Социальные, и в частности социально-культурные, технологии получают широкое развитие как на международном, федеральном, региональном, так и на локальном (местном) уровнях. Они выступают как действенный инструмент социально-культурной политики федеральных и местных законодательных и исполнительных органов государственной власти, негосударственных и общественных.