Этапы работы над курсовыми исследованиями и ВКР

Выделяют следующие основные этапы исследовательской работы в лингвистике:

(1) выбор объекта и обоснование темы;

(2) планирование работы;

(3) изучение научной литературы и составление библиографии;

(4) отбор языкового материала;

(5) обработка теоретического и фактического материала;

(6) написание плана и текста рукописи;

(7) редактирование рукописи и оформление работы;

(8) защита работы.

Остановимся подробнее на некоторых этапах.

(1) При выборе темы начинающий исследователь должен отдавать себе отчет, к какой более или менее разработанной научной теории этот вопрос относится и что в этом направлении накоплено наукой. В противном случае ему грозит эклектичность или «открытие» уже давно открытого.

По мнению Умберто Эко, выбор темы должен отвечать четырём требованиям:

1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны бытьдостижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента».

И ещё одно правило: «чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех».

Темы курсовых и ВКР должны быть комплексными, то есть содержать в себе ряд взаимосвязанных проблем, и быть в русле научных направлений профильных кафедр, научно-исследовательской работы студентов и задач, решаемых производственной практикой.

Для современных лингвистических работ также характерен комплексный подход. Например, функционирование той или иной части речи рассматривается применительно к их стилистической функции в тексте и возникающих в тех или иных контекстах экспрессивных, оценочных и эмоциональных коннотаций, или в единстве семантического, синтаксического и прагматического аспектов, или в сочетании стилистики с социо- и психолингвистикой.

Отправной точкой исследования является определение его объекта. Объект исследования – явление или процесс, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Например, объект исследования может быть определён как языковые средства выражения вербальной агрессии в художественном тексте. В таком случае предметом являются особенности языковых средств выражения вербальной агрессии, обусловленные гендерным фактором. Мы видим, что ограничивающим и уточняющим параметром, сужающим и актуализирующим объект, является гендерный фактор.

При формировании темы необходимо продумать проблематику, которую предполагается осветить, и границы наблюдения. Так, тема исследования, объект и предмет которого приведены выше, сформулирована как «Языковые средства выражения вербальной агрессии: гендерный аспект». Как правило, тема формулируется до формулировки объекта и предмета: введение оформляется в значительном его объёме тогда, когда работа уже завершена. Все другие компоненты исследования не требуют такой строгой корреляции с формулировкой темы, какая имеет место в случае объекта и предмета. Именно поэтому при формировании темы необходимо продумать проблематику, которую предполагается осветить, и границы наблюдения. Вот возможные этапы оформления темы: (1) Английские фразеологизмы, (2) Английские фразеологизмы со значением «богатство – бедность», (3) Национально-культурная специфика английских фразеологизмов со значением «богатство – бедность». Таким образом, уже на этапе формулировки темы следует учитывать, какие объект и предмет могут потенциально выведены из ее формулировки.

Требования к названиям несколько разнятся в зависимости от типа работы. Следуя логике от простого к сложного для курсовых работ, казалось бы, формулируются темы, имеющие частный характер. Между тем, как показывает практика, для работ данного вида темы даются весьма широкие: «Фразеологические единицы с национально-культурным компонентом в английском языке», «Категория числа английских существительных», «Типы синтаксических связей», «Заимствования из европейских языков в английском языке», «Метаязык лингвистики», «Стилистически маркированная лексика в современном английском языке», «Терминология как особый класс лексики», «Структурные и семантические особенности антонимов в современном английском языке» и многие другие.

Очевидно, на подобную формулировку тем оказывает влияние проблематика теоретических курсов, с которыми они тесно связаны (курсовые работы, как известно, пишутся по дисциплине, то есть курсу – теоретической фонетике, лексикологии, теоретической грамматике, стилистике, общему языкознанию), а также то обстоятельство, что курсовая работа – это первый вид работы с элементами исследования в рамках учебного плана, поэтому она в определённой мере является развитием жанра реферата на базе эмпирического материала и несёт на себе особенности «реферативной» формулировки тем. Тем не менее, следует избегать неоправданно широких и неконкретных формулировок тем курсовых, поскольку такая тематика не стимулирует студента к выполнению самостоятельного исследования и развитию навыков научно-исследовательской работы.

Темы ВКР более обширны и носят более масштабный характер. Не следует перегружать название работ иноязычной терминологией. Нежелательно введение в заглавие новых терминов без их расшифровки: диалектика развития науки такова, что новое необходимо, но оно должно быть связано с уже известным.

Порядок и сроки утверждения тем курсовых работ определены «Положением об организации и методике выполнения курсовых работ в Ставропольском государственном университете» (Приложение 1).

(2) Руководители курсовых и дипломных работ выдают студенту задание на курсовую работу и ВКР. В задании формулируется название работы, данные об утверждении темы дипломной по университету, исходные данные, перечни подлежащих разработке вопросов, графического материала, календарный план, а также, при необходимости, указываются консультанты и разделы, по которым они консультируют (Приложения 3, 4).

На данном этапе имеет место выработка рабочей гипотезы исследования. Покажем возможные формулировки гипотезы в лингвистическом исследовании:

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что мужская и женская вербальная агрессия реализуется как совпадающими, так и специфическими языковыми средствами. (Тема «Языковые средства выражения вербальной агрессии: гендерный аспект»)

Гипотеза исследования строится на постулате различения наивной и научной картин мира и состоит в предположении о том, что концепт «Справедливость» в юриспруденции (теории права) имеет отличное от обыденного восприятия содержание, которое закреплено в текстах правовых актов. (Тема Концепт «Справедливость» в теории права и его реализация в кодексах Российской Федерации)

Затем формулируются цели и задач исследования. Цель – «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия». Цель, как правило, задается формулировкой темы.

Для того чтобы цель была достигнута, в дипломном исследовании выдвигаются частные задачи – своего рода вехи на пути к цели.

Покажем на примере формулировку целей и задач ВКР:

Цель работы состоит в исследовании в исследовании феномена языковой игры на социолектном материале английского языка.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

· охарактеризовать некодифицированное языковое пространство как социолектный континуум;

· представить философское и лингвистическое описание феномена языковой игры;

· выделить в социолектном пространстве английского языка явления, характеризуемые как языковая игра;

· построить модельную репрезентацию фактов языковой игры в социолектном поле.

Тема («Модели языковой игры в социальном диалекте»)

(3) Когда тема выбрана, следует начинать знакомство с работами по теме, попутно составляя библиографию. Обычно научный руководитель рекомендует студенту «стартовый» список библиографии. Составление библиографии целесообразно начинать: а) с изучения тематического каталога библиотеки; б) с работы с библиографическими указателями; в) с изучения картотеки журнальных статей. Библиографические сведения можно почерпнуть и из имеющихся научных работ. Для этого необходимо найти в научной литературе все, что имеет какое-либо отношение к избранной теме, постараться увидеть все смежные с ней участки. Научная литература – это: монографии; терминологические словари и указатели; сборники статей, издаваемых академическими институтами, университетами; научные журналы; авторефераты кандидатских и докторских диссертаций.

Определив максимально широко круг проблем, связанных с вашей темой, начинайте поиск с посещения библиографического отдела библиотеки и работы с каталогами: алфавитным, предметным и систематическим. Следует проанализировать за последние, как минимум, пять лет статьи в лингвистических журналах, например «Вопросы языкознания», «Филологические науки», «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Иностранные языки в школе», и других периодических изданиях. В последних номерах журналов дается список всех публикаций за год.

Важным источником сведений о литературе по исследуемой проблеме служат списки использованной литературы, которые завершают соответствующую статью энциклопедии, монографию или научную статью. Поэтому при работе с любой публикацией будьте внимательны к тому справочному аппарату, который в ней содержится и от которого всегда можно оттолкнуться.

Существенную помощь в поиске необходимой научной литературы могут оказать соответствующие сайты Интернета, в том числе и такие, которые оказывают услуги по составлению библиографии.

Библиографическое описание печатного источника информации состоит из набора элементов, расположенных в определенной последовательности, закрепленной ГОСТом (См. раздел «Цитирование. Ссылки. Библиография»). Известны разные способы переработки научной информации: конспектирование, аннотирование, составление плана. «Вдобавок нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную, на первый взгляд» (Умберто Эко).

Важно помнить, что библиографическая запись не составляется по титульному или последнему листу. В любой книге следует смотреть только на контртитул – дополнительный титул на левой стороне разворота книги рядом с основным (расположенным на правой стороне этого разворота) и непременно содержащий значок охраны авторского права © (копирайт). Именно на контртитуле вы найдете официальные выходные сведения, включающие место издания, год, номер, например: Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – VIII с., 472 с.

Есть смысл занести в вашу библиографическую карточку дополнительные сведения: шифр, под которым данная книга представлена в каталоге; место хранения книги – название библиотеки, фамилию владельца (это поможет вам быстрее отыскать нужную книгу в следующий раз).

Обратную сторону карточки можно использовать для создания мини-конспекта, указывая степень пригодности книги для дипломной работы, ключевые слова, название параграфов или глав, номера страниц. Вполне вероятно, что из всей книги вам будет нужен материал, который легко уместится на обратной стороне карточки.

Естественно, что подбор литературы не является самоцелью, и ценность дипломной работы определяется не количеством источников, но студенту необходимо помнить, что «Список использованной литературы» должен включать не менее 15-20 источников для курсовой работы и 40-50 источников для ВКР.

Возможны разные виды конспектирования:

– ключевые слова;

– аннотация;

– выписки;

– тезисы;

– полный конспект.

Необходимо во всех случаях отмечать, какова постановка проблемы, главная идея автора, какие понятия он использует и к каким выводам приходит.

Ключевые слова, в максимально сжатом виде представляющие проблематику научной работы, или аннотацию вполне можно поместить на обратной стороне вашей библиографической карточки. Можно создать отдельные картотеки, включающие

– карточки на содержание книг (статей);

– карточки цитат;

– карточки авторских идей.

Такие карточки могут быть большего размера и содержать более подробную информацию о том источнике, с которым вы работаете.

Если вы делаете выписки, располагайте их на специальных карточках или на одной стороне листа. Это позволит вам вносить необходимые дополнения, давать собственные комментарии, делать отсылки к другим работам, в которых рассматриваются аналогичные вопросы.

Делая выписки из учебных пособий, монографий, статей, следует указывать источник: автора, название работы и номера страниц. Если этот источник есть на библиографической карточке, то информация о нем может быть сведена до минимума.

Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения, статьи. «В отличие от выписок тезисы всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения анализируемой статьи или книги. В тезисах информация воспроизводится в той логике, которая отражает общий замысел курсовой работы или ВКР.

Для написания тезисов следует после предварительного ознакомления с текстом разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают основные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения. Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации. Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или для тех случаев, когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы должны быть всегда достаточно обоснованными и аргументированными».

Конспект – наиболее универсальный вид записи и наиболее удобный способ сохранения переработанной информации. Для составления конспекта рекомендуется использовать не тетрадь, а отдельные листы, которые можно хранить в папке. При необходимости фрагменты конспекта могут быть легко вставлены в дипломную работу. При составлении конспекта научитесь отделять главное от второстепенного: нет необходимости включать в конспект все содержание анализируемых книг или статей. Точного цитирования заслуживают основные положения монографии или статьи; общие места можно опустить или записать их в виде краткого пересказа. При составлении конспекта не забывайте указывать страницы, сохраняйте также все слова, выделенные автором – курсив, разрядка и т.д.

Если у вас нет времени законспектировать нужный материал в библиотеке, делайте ксерокопии и работайте с ними дома. При этом, – советует Умберто Эко, – «боритесь с синдромом ксерокопирования. Без ксерокопий дипломы не пишутся. Но нередко ксерокопии становятся своеобразным алиби. Люди накапливают у себя горы ксероксов, и того общения с книгой, что происходило в процессе копирования, им хватает для иллюзии, будто они овладели материалом. Владение ксерокопией как будто освобождает от обязанности читать. Это какой-то экстаз обладания, эйфория неокапитализма. Обезвреживайте ваши ксерокопии: по мере принесения их в квартиру немедленно читайте, обрабатывайте, конспектируйте. Если спешка у вас не самая дикая, вообще не делайте новых копий до того, пока не будете действительно владеть материалом предыдущих. Многие тексты остались для меня неизученными из-за того, что мне удалось их ксерокопировать. Я и живу себе спокойно, как будто все это прочитано». К словам известного итальянского профессора стоит прислушаться.

Работа с научной литературой – важнейшая часть работы над курсовым или дипломным сочинением. Результатом этого этапа вашей деятельности должно стать создание теоретической базы исследования: вы должны отчетливо представлять, в каком научном контексте находится решаемая вами проблема; какими методами она исследовалась; какие точки зрения на интересующий вас феномен сложились к данному времени; насколько они убедительны и непротиворечивы; какие аспекты этого феномена не получили достаточного освещения и т.д. и т.п.

Если вы работали последовательно и настойчиво, полученные данные помогут вам определить, в чем состоит актуальность вашего исследования».

(4) Сбор языкового материала можно вести параллельно с изучением теоретических источников или делать это после. Источником могут служить тексты художественных произведений и публицистики, словари разных типов, а также речь носителей языка. Языковой материал записывается на карточки. На карточку выписывается текст, в нижнем левом углу помещаются библиографические сведения. Пустое место справа будет использовано для полей в процессе обработки материала. Если анализируется материал одного художественного произведения, на карточке слева внизу указывается только страница; если источники разных авторов – фамилия автора, название источника и страница. Если материал взят из периодики, указывается название издания, год, число, месяц и номер. При обработке устного дискурса фиксируются социальное положение, возраст, образование и другие социальные параметры информанта.

Корпусная лингвистика предоставляет новые и поистине неисчерпаемые возможности для исследователя языка. Это Национальный корпус русского языка, Британский национальный корпус, другие корпуса текстов. Корпуса позволяют искать примеры по различным формальным и семантическим параметрам, привлекать статистические данные. Большие объёмы лингвистической информации сконцентрированы также в современных электронных словарях лексикографических линий Лонгман, Макмиллан, Коллинз, Кембридж и других.

(5) Обработка теоретического и фактического материала в значительной мере зависит от методов и приемов исследования, поэтому они индивидуально определяются с руководителем работы. Вместе с тем компьютерные технологии позволяют использовать базы данных в качестве инструмента хранения, обработки и анализа эмпирического языкового материала.

(6), (7) Требования к тексту рукописи изложены в разделах «Содержание и структура курсовых и дипломных работ», «Язык и стиль научного исследования».

(8) Защита курсовой работы является обязательной формой проверки ее выполнения. Сроки и процедура проведения защиты определяются действующим положением. Оценка «отлично» ставится за курсовые работы, которые отвечают следующим требованиям:

– в работе обоснована актуальность темы, имеются признаки новизны;

– работа носит самостоятельный характер и отражает творческий подход автора;

– автор владеет методикой лингвистического анализа, полно и последовательно излагает материал, делает аргументированные выводы;

– работа выдержана в научном стиле с соблюдением норм орфографии и пунктуации;

– оформление работы соответствует предъявляемым требованиям;

– при защите студент смог обосновать актуальность избранной темы, определить ее место в кругу других лингвистических проблем, доказать выдвигаемые в работе положения, отстоять ее теоретическую и практическую значимость.

Оценку самостоятельности объективно может провести прежде всего научный руководитель, поскольку он наблюдает весь процесс подготовки ВКР и руководит им.

Оценка «хорошо» ставится за работу, в основном отвечающую предъявленным выше требованиям, но имеющую незначительные недоработки в подаче анализируемого материала и в оформлении. Поводом для снижения оценки могут быть недостаточно уверенные ответы на вопросы в ходе защиты.

Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, которая свидетельствует о том, что автор с трудом разобрался в теме, сделал выводы, которые нуждаются в уточнении, продемонстрировал неуверенность во время защиты. Низкая грамотность или небрежное оформление также могут повлечь за собой снижение оценки до «удовлетворительно».

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случаях, когда студент не смог выполнить курсовую работу или когда в представленном им сочинении имеются принципиальные ошибки и неправильные выводы. Орфографическая и пунктуационная неграмотность могут быть основанием для неудовлетворительной оценки.

Законченная дипломная работа представляется руководителю. После экспертизы руководитель вместе с отзывом представляет работу заведующему кафедрой. В отзыве дается характеристика по всем разделам работы. Заведующий кафедрой на основании этих материалов делает заключение о допуске студента к защите. Если студент не допущен к защите, то данный вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя, протокол заседания кафедры направляется в деканат. Дипломная работа или протокол заседания кафедры (в случае отрицательного решения) представляются в деканат. Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на внешнюю рецензию. В рецензии отмечаются актуальность выбранной темы, степень ее обоснованности, целесообразность постановки задач исследования, полнота их реализации, аргументация выводов, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. В рецензии дается общая оценка дипломной работы: «высокая оценка», «положительная оценка» и т.п. Бланк рецензии прилагается (Приложение 7).

Защита дипломных работ проходит публично на заседаниях государственной комиссии. Защита предполагает следующую процедуру:

– сообщение студента об основном содержании работы (до 10 минут);

– вопросы студенту членов ГАК и ответы на вопросы;

– выступление рецензента или заслушивание его рецензии;

– выступление научного руководителя;

– выступление студента, в котором он отвечает на замечания, содержащиеся в отзыве, рецензии и в выступлениях.

ГАК после рассмотрения дипломных работ, вынесенных на данное заседание, обсуждает итоги и определяет оценку по каждой работе. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если дипломная работа носит самостоятельный и творческий характер, характеризуется научной новизной, практической ценностью, свидетельствует о том, что автор освоил программный материал, владеет основными методами лингвистического анализа, умеет пользоваться научной, справочной и методической литературой. Обязательным условием отличной оценки квалификационной работы является правильное и грамотное оформление.

Оценка «хорошо» ставится за работу, которая свидетельствует, что автор усвоил программный материал, в ней делаются убедительные выводы, имеющие практическую ценность; автор достаточно уверенно защищает выдвигаемые им положения и выводы, но допускает при этом несущественные неточности; работа правильно и грамотно оформлена.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа в основном решает поставленные задачи, свидетельствует о том, что ее автор усвоил программный материал, но при этом в ней встречаются спорные или ошибочные положения, если она свидетельствует о недостаточной системности изложения материала, имеет погрешности в стиле и оформлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: