Рыночное предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель хочет и в состоянии произвести и поставлять на рынок по любой из возможных цен за единицу времени в данных экономических условиях.
Закон предложения: с ростом цены количество предлагаемого продукта увеличивается и, наоборот.
Рассмотрим, какие факторы влияют на предложение товара, кроме цены самого товара.
Можно выделить следующие факторы изменения предложения:
1) количество производителей;
2) цены факторов производства. Снижение цены факторов производства может вызвать рост предложения товаров;
3) уровень технологий. Совершенствование технологий позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение;
4) налоги и дотации;
5) цены на другие товары, входящие в портфель товаров производителя;
6) ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.
Величина предложения является функцией всех приведенных выше факторов:
QS = f (P, Z1, Z2, …Zn),
где Р – цена;
Z1, Z2, …Zn – неценовые факторы.
При изменении неценовых факторов предложения произойдет смещениекривой предложения, что означает изменение самого предложения.
Изменение величины предложения, вызываемое изменением цены данного продукта, ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.