Дети поднимают левую (а затем правую) руку ладонью к себе.
Сидит белка на тележке Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. |
(Загибают большой палец правой руки.)
(Загибают указательный, средний палец.) (Загибают безымянный палец.) (Загибают мизинец.)
Для развития ручной моторики используются и игры на разгибание пальцев рук.
Этот пальчик
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик — дедушка. (Разгибают большой палец.)
Этот пальчик — бабушка. |
(Разгибают указательный палец.)
Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. |
(Разгибают средний палец.) (Разгибают безымянный па-
лец.)
Этот пальчик — наш малыш. (Разгибают мизинец.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
За работу
Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, |
(Разгибают большой палец.) (Разгибают указательный па-
|
|
лец.) И т.д.
А тебе воду носить, А тебе обед варить.
При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую
логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.
Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.
Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3—5 минут на каждом занятии предварительного этапа.
Развитие ритма
Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (................). Далее даются сочетания звень-
ев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками:.._,