•Почему ты черен, кот? •Лазил ночью в дымоход. •Почему сейчас ты бел? •Из горшка сметану ел. |
—Почему ты серым стал?
—Меня пес в пыли валял.
—Так какого же ты цвета?
—Я и сам не знаю это.
Курочка-рябушка
- Курочка-рябушка, куда ты пошла?
—На речку.
—Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
—За водичкой.
- Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
—Цыпляток поить.
—А как цыплятки просят пить?
—Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
Разговор лягушек
- Кума, ты к нам? — К вам, к вам. К воде скачу, Ловить хочу. |
-А кого, кого, кума?
—Рака, карпа и сома.
—Как поймаешь дашь ли нам?
—Как не дать, конечно, дам.
Кто чей?
—Чья березка у ручья? —Ничья. —А ты, девочка-ла- пушка — Я мамина, папина, бабушкина. |
•Чей ты, чей, лесной ручей?
•Ничей!
•Но откуда ж ты, ручей?
Из ключей.
•Ну, а чьи же те ключи?
•Ничьи.
Во 2-м классе предлагаются более длинные стихотворные тексты.
Волк и лиса
Серый волк в глухом лесу Встретил рыжую лису. ~ Лизавета, здравствуй! |
— Как дела, зубастый?
— Ничего идут дела,
Голова еще цела.
—Еле ноги уволок. Как твои, лиса дела? —На базаре я была. —Что ты там видала? —Уток я считала. —Сколько было? —Семь с восьмой. —Сколько стало? —Ни одной. —Где же эти утки? —У меня в желудке. |
—Где ты был?
—На рынке.
—Что купил?
—Свининки.
—Сколько взяли?
—Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке...
—Кто отгрыз?
—Собаки.
- Жив ли, милый куманек?
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
—Где моя рубашка?
—Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает
рубашка.
—А где мои носки?
—Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бро
сил! — закричали носки.
—А где мои ботинки?
—Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А
левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пересказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, носки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как-то раз дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
—Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
—А еще для чего? — спросил дед.
—Чтобы ложку держать.
—А еще?
—Чтобы кошку гладить.
—А еще?
—Чтобы камешки в речку бросать.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.
После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?