Обсуждение результатов обследования ребенка

Наиболее важным в проведении комиссии является колле­гиальное обсуждение. По результатам обследования ребен проводится краткое совещание всех специалистов ПМПК. РоД11' тели (законные представители) и ребенок при этом не прясУ ствуют. Каждый специалист кратко докладывает свое заклкЯ ние, высказывает мнение о возможном прогнозе развития 1 бенка в различных ситуациях (как благоприятных, так негативных), предлагает собственный вариант образовать ного маршрута. Представленные заключения обсуждают1

9ПЯ


вляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизи- С°С тся рекомендации. Особые мнения фиксируются в заклю-

иях специалистов в общем протоколе обследования. 46 Коллегиальное заключение, являясь составной частью про-ла ПМПК, представлено на отдельном бланке. Оно состо-, г> явух частей: собственно заключения и рекомендации к по дальнейшему образовательному маршруту, так и по Ь зданию дополнительных специализированных условий вне-Чебного характера (медикаментозная поддержка, помощь циалистов вспомогательного плана, необходимое измене-нИе социальных условий и т.п.).

Алгоритм формирования коллегиального заключения

Поскольку психолог как полноправный член ПМПК уча­ствует в формировании коллегиального заключения, необхо­димо привести общий план его обсуждения и написания. Не­обходимо обсудить и описать в заключении следующее:

1. Имеются ли у ребенка признаки психического дизонтогенеза (от­
клоняющегося развития), или его дизадаптация обусловлена
иными причинами. Наличие дизонтогенеза указывает на необ­
ходимость специальной коррекционной работы с ребенком. При
отсутствии признаков отклоняющегося психического развития
(нарушениях функционального плана) дальнейшая работа с ре­
бенком может быть организована в семье, учебном учреждении
при минимальном вмешательстве специалистов.

2. Отмечается тип дизонтогенеза: недоразвитие, асинхрония раз­
вития, поврежденное или дефицитарное развитие либо рядо-
положенное сочетание нескольких вариантов отклоняющегося
развития. Тип отклоняющегося развития позволяет судить о
стратегических направлениях коррекционно-развивающей ра­
боты, виде коррекционного образовательного учреждения, про­
грамме обучения (развития).

При отсутствии признаков дизонтогенеза на этом этапе уточня­ются и квалифицируются причины дизадаптации, послужившие причиной обращения на ПМПК.

• Варианты отклоняющегося развития внутри данного типа дизон­тогенеза1 и их выраженность.

Г"в —

ПцЛо Ос^овУ Деятельности системы ПМПК Орловской области как основной °ТКт Н°" пл°ЩаДки проекта ТАСИС положена психологическая типология 0пИс НяюЩегося развития, предложенная авторами (см. Приложение 1). с°отв НИе типологических вариантов и особенности их оценки приведены в Тствующих работах [108; 109; 110].


Указание вариантов психического развития в рамках рде ного типа дизонтогенеза (например, при недостаточном развитии выраженная парциальная несформированность регуляторНо компонента деятельности, при асинхронном развитии — иска* ние преимущественно эмоционально-аффективной сферы — л группа РДА по О.С. Никольской и т.п.) позволяет более точно выб рать (индивидуализировать) программы коррекционно-развиваю щего обучения, их уровень и сложность.

Индивидуальные особенности развития ребенка — поведен ческие, коммуникативные, учебно-познавательные (в том чис ле ресурсные) возможности развития ребенка в его обучении и социализации.

На основании этих данных разрабатываются рекомендации по ин­дивидуальной коррекционно-развивающей работе (в условиях ре-абилитационного центра, лечебного учреждения, учреждениядо-полнительного образования, ППМС-центра, других учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты). Основные рекомендации по условиям образования (образова­тельный маршрут):

5.1. Нуждается ли ребенок в специальных образовательных ус­
ловиях.

5.2. Квалификация необходимых образовательных условий (тип и
вид специального (коррекционного) образовательного учреж­
дения, дополнительная специализированная помощь в усло­
виях данного образовательного учреждения, вне его и т.д.).

5.3. Рекомендуемые программы обучения, формы его органи­
зации (образовательные, коррекционные программы, сту­
пень обучения, возможности фронтального или индивиду­
ального обучения, особые условия обучения).

5.4. Необходимы ли (и какие именно) дополнительные формы
обучения, развития, коррекции.

5.5. Сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендо­
ванных ему условиях (по показаниям). Сроки контроля могу
рекомендоваться как для самой ПМПК, так и непосредств»
но для консилиума образовательного учреждения, где будет
находиться ребенок. Например, в коллегиальном заключен!

в разделе рекомендаций может быть написано следующее «Контроль динамики развития ребенка районной ПМПК—/1 начала четвертой четверти текущего учебного года».

5.6. Та часть специализированных рекомендаций, которые <
ределяют непосредственно специалисты, где уточняютс
конкретизируются особенности сопровождения ребенка и.
даются рекомендации родителям по организации доМа1
них условий развития ребенка (прописывается в заклКЭ'
ниях специалистов, в виде их особого мнения, если тако*
имеется).


при возникновении противоречивых мнений по поводу енки состояния ребенка и рекомендаций по дальнейшему звитию и обучению принимаются компромиссные реше-q направленные на более благоприятные (в социальном не) дЛЯ ребенка условия. В этих случаях могут быть екомендованы диагностические периоды обучения, психо­тического и СОцИально_Правового сопровождения, динами-еское наблюдение специалистами ПМПК в процессе повтор­ных обследований. В любом случае на этом этапе ребенку всегда рекомендуются условия обучения и развития, соот­ветствующие более легкому и перспективному из дифферен­цируемых психолого-педагогических диагнозов. Таким об­разом, У ребенка всегда остается шанс использовать свои ресурсные, не учтенные в процессе экспертизы, возможнос­ти «оправдать» более легкий диагноз, сделать тот «рывок» в развитии, возможность которого интуитивно предполагают специалисты.

Однако следует всегда помнить, что в этом случае именно специалисты, решающие вопрос о помещении ребенка (пусть даже на диагностический период) в более легкие и перспек­тивные, на их взгляд, условия, берут на себя груз ответствен­ности за возможно потерянное время ребенка (в случае, если их предположения не оправдаются).

После завершения коллегиального обсуждения представи­тель ПМПК (им может быть как психолог, так и любой дру­гой член ПМПК)1 знакомит родителей (законных пред­ставителей) с коллегиальным заключением и рекоменда­циями в форме, доступной для их понимания, но в то же время профессионально обоснованной. Часто возникает необ­ходимость (для разъяснения или убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекоменда­ции) представить коллегиальное заключение всех специалис­тов с предполагаемым прогнозом дальнейшего развития и обу­чения ребенка.

Подобное заключение может быть представлено как в орга-ы Управления образования (в качестве основания для на-

"~RrT~—

оопрос о том, кто будет сообщать родителям (законным представителям) Мендации комиссии, должен решаться каждый раз индивидуально. Выбор От ДСТавителя ПМПК в этом трудном и, в общем, неблагодарном деле зависит Нов °ГИх Факторов. В первую очередь от состояния родителей, других чле-Род емьи> их социокультурного или профессионального статуса, степени из с «Э С Ребенком и многого другого. В каждом случае необходимо исходить людени прав ребенка на адекватное его возможностям образование.


правления ребенка в образовательное учреждение), так ц учреждение, в которое направлен ребенок (как основание дл зачисления и руководство для организации коррекционно* работы), а также инициатору направления на ПМПК. Ици циатору обращения на ПМПК полное заключение может це редаваться только с согласия родителей. В ином случае ини циатор направления ребенка на ПМПК может получить толь ко рекомендации по специальному запросу.

По требованию родителей им может быть выдана справка произвольной формы о том, что ребенок прошел обследование на ПМПК. Выписка из протокола ПМПК с коллегиальным заключением и рекомендациями передается всем иным адре­сатам через родителей (законных представителей) ребенка.

Во всех мероприятиях, связанных с оглашением результа­тов и документами, большую роль играет психолог ПМПК. Именно он, в соответствии с психологическими особенностя­ми родителей, должен определить форму и содержание как коллегиального заключения, так и (желательно) процедуру этой части проведения комиссионного обследования. В пер­вую очередь это важно для соблюдения прав ребенка на адек­ватное его возможностям образование. Особенно важны здесь психотерапевтические способности психолога. Следует учи­тывать, что психоэмоциональное состояние родителей в этой ситуации часто бывает очень сложным. Именно на ПМПК в полной степени включаются все защитные и, как правило, неадекватные психологические механизмы. Основная задача психолога в этом случае, помимо проведения обследования ребенка, — правильно и адекватно провести консультирова­ние родителей, так чтобы они поняли и приняли новые условш существования ребенка в образовательной среде, его новый с разовательный маршрут. Это бывает очень трудно как для ci мих родителей, так и для всех специалистов ПМПК, в первую очередь для психолога как основной фигуры в этой зачастую трагической для самооценки и самопринятия родителей ситу ации.

2.6. Повторное обращение на ПМПК

Повторное обращение на ПМПК по поводу детей с неблаго приятной динамикой развития обычно инициируется KoSd лиумом образовательного учреждения, в котором нахоДйт'


бенок, другими учреждениями и ведомствами, непосред-венно работающими с ребенком, самими родителями (за- представителями). Повторное обращение может

ициироваться, контролироваться и самой ПМПК.

В рамках методической работы с консилиумами образова-ельных учреждений специалисты ПМПК информируют их о средствах формирования у семьи адекватного отношения к повторному направлению на ПМПК. Естественно, что форми­рование подобной мотивации родителей также является в пер­вую очередь задачей педагога-психолога. Следует учитывать, что подобная работа с родителями должна исходить из осо­бенностей их психоэмоционального состояния, того этапа пси­ходинамики, на котором они находятся (подробнее см. раз­дел IV, главу 4).

Структура построения беседы с родителями для формиро­вания адекватной мотивации повторного обращения на ПМПК может быть примерно такой [78]:

• апелляция к тем или тому из родителей (законных представите­
лей) ребенка, которые действительно представляют и защища­
ют его интересы;

• аргументированное информирование родителей (законных
представителей) о неблагоприятной динамике развития ребен­
ка в данных условиях;

• информирование о возможных причинах неблагоприятной ди­
намики развития (несоответствие данных условий особенностям
развития ребенка; необходимость уточнения диагноза и реко­
мендаций; предполагаемая необходимость в поддерживающем
или стационарном лечении, возможно — в сопровождении со
стороны специалистов учреждений социальной защиты или пра­
воохранительных органов (в корректной форме) и др.);

• важность своевременного, быстрого прояснения причин небла­
гоприятной динамики развития ребенка и разработки эффектив­
ных рекомендаций (подчеркнуть связь временного фактора и
прогноза развития ребенка);

• представление гипотезы о возможных последствиях пребыва­
ния ребенка в неадекватных для него условиях (подчеркнуть важ­
ность поиска условий, адекватных особенностям развития ре­
бенка);

• непосредственное мотивирование семьи на повторное обраще­
ние на ПМПК.


2.7. Распределение времени и документирование деятельности психолога ПМПК


Общей рекомендацией необходимо считать гибкий вии с

вопросам распределения рабочего времени в соответствии с

гиональными, местными, сезонными особенностями рабсу ПМПК.

В то же время педагог-психолог ПМПК является специ листом в системе образования, а психолого-медико-педагоп ческая комиссия — образовательным учреждением (как пт обособленности комиссии, так и при существовании ПМЩ как структурного подразделения ППМС-центра). Следовател] но, на психолога ПМПК распространяются все имеющиеся к настоящему времени нормативные документы Министерства образования.

Поэтому в распределении времени деятельности психолога в структуре ПМПК следует исходить из 18-часового периода непосредственно приема детей и подростков, их родителе (законных представителей), других лиц, представляющих интересы ребенка, а также проведения коллегиальных засе­даний комиссии (при разделении деятельности ПМПК н; индивидуальное обследование ребенка и последующее колле­гиальное обсуждение его образовательного маршрута). Дру­гие 18 часов рабочего времени (из 36-часовой рабочей недели] следует использовать на подготовку заключений по результа­там углубленного обследования, подготовку (написание) кол­легиальных заключений, заключений непосредственно для родителей и инициаторов обращения на ПМПК, других в дов заключений. В этот же период рабочего времени (как и психологов других видов образовательных учреждений) п водится психопрофилактическая (просветительская), орган зационно-методическая и аналитическая работа.

При ежегодном планировании деятельности (как отмеч ется в руководстве ТАСИСа) психолог ПМПК вправе расе делять 2/з годового рабочего времени, необходимого для посредственного приема лиц, обратившихся в ПМПК в с< ветствии с реальным запросом, в частности с запросе комплектацию специальных (коррекционных) образовав ных учреждений (то есть, например, в марте-апреле i прием детей и подростков чаще).

В ситуации собственно комиссионного обследования, то обследования ребенка всеми специалистами комиссии сраз.


первичный или повторный прием), на прием одного ре-0|Д а или подростка и сопровождающих его родителей (закон-^ представителей), других заинтересованных лиц в среднем **Ь дится два астрономических часа, на повторный прием — 0 час В течение этого времени специалисты проводят ана-

первичной информации, коллегиальное планирование об-дования и непосредственное обследование ребенка или под-стка, консультирование родителей (законных представителей), угих заинтересованных лиц, оформление заключения и реко­мендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ебенка, окончательное оформление коллегиального заключе­ния и рекомендаций и представление этих документов родите­лям (законным представителям).

В том случае, если комиссия работает в двухэтапном ре­жиме (сначала индивидуальные обследования специалиста­ми, затем коллегиальное обсуждение состояния ребенка и при­нятие решения по его дальнейшему обучению и развитию), на индивидуальное психологическое обследование ребенка должно отводиться соответствующее особенностям его раз­вития и возрасту время, в целом не превышающее 1,5-2 ча­сов. Затраты времени на проведение коллегиального обсуж­дения комиссии для различных категорий детей приведены в Приложении 2.

В соответствии с учетом реального запроса на прием насе­ления (по записи детей на обследование в ПМПК) составляет­ся еженедельный график приема. При этом еженедельное планирование деятельности психолога должно включать вы­деление части рабочего времени на проведение общих сессий (коллегиальных обсуждений). Также имеет смысл заплани­ровать время на клинические разборы сложных случаев, ко­торые можно рассматривать как повышение квалификации специалистов ПМПК и школьных консилиумов. Таким обра-'ом, время, отводимое для подобных сессий, является еди-НЬ1м для всех специалистов ПМПК.

Поскольку деятельность психолога является лишь состав-и частью деятельности комиссии, рядоположной деятель-сти других специалистов ПМПК, в собственной рабочей Ументации педагога-психолога ПМПК не предусмотрена т ая-либо конкретизация содержания и организации дея-ьности психолога в составе ПМПК. Различными методи­ст ИМИ РУков°Дствами, инструктивным письмом Министер-°бразования РФ о деятельности психолого-медико-педа-


гогической комиссии за № 27/2967-6 от 14.07.2003 преду матривается отдельная документация (в том числе и для цСй холога), в связи с чем дублировать ее в собственной докуадев тации не имеет смысла1. Соответственно, для ведения раб0 чей документации можно использовать журналы стандартнее образца, в частности «Рабочий журнал психолога образова ния» [105].

Проведение индивидуального обследования ребенка на ПМПК регистрируется в журнале регистрации видов работ на соответствующей строке в разделе «Диагностика» (в гра­фах «Первичное обследование», «Повторное обследова­ние»), а консультирование родителей/законных предста­вителей — соответственно, в разделе «Консультирование» (в графах: «Консультирование родителей», «Консуль­тирование специалистов») — можно на той же строке. Соответственно, в графе «Код причины обращения» мож­но отметить «ОМ» (определение образовательного маршру­та) с расшифровкой «ПМПК» либо другой аналогичный буквенно-цифровой код.

В журнале может быть создана специальная графа «Про­ведение консилиума/комиссии», в которой регистрирует­ся участие психолога в коллегиальном обследовании ребен­ка или же участие в коллегиальном обсуждении данных после проведения индивидуальных обследований каждым специалистом (при двухэтапном, индивидуально-коллеги­альном проведении комиссии). Подобную форму участия психолога в деятельности ПМПК также следует отметить тем или иным образом в журнале регистрации видов работ. При этом если психологу приходится не только доводить до сведения родителей решение комиссии о рекомендуемом образовательном маршруте, необходимых дополнительных консультациях (например, обращении в специализирован

1 В соответствии с разрабатываемыми моделями, в частности с упомин емым проектом ТАСИС, деятельность ПМПК подлежит строгому документ рованию разного уровня. Поскольку в целом комиссия — это командЯ образование, большинство документов является общим для всех специал стов ПМПК. Журнал ПМПК, протоколы, коллегиальные заключения и т-либо ведутся всеми специалистами одновременно, либо ведение этой До1{' ментации доверяется назначенному специалисту, которым может быть и п<

холог. Индивидуальной документацией психолога в первую очередь явл ся заключение по результатам проведенного им обследования, которо* должно принципиально отличаться от стандартного психологического лючения (см. раздел III).


медицинские учреждения для обследования ребенка

** т п-)> если ему приходится еще и доказывать, уговари-

ь их выполнить рекомендации комиссии, то есть исполь-

вать свой психотерапевтический потенциал, то, помимо

еГо прочего, он имеет право отметить эту ситуацию как

тдельную единицу своей деятельности в соответствующей

афе журнала регистрации «Консультация родителей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: