Специфика психологического консультирования педаго-ов заключается в следующем. Необходимо не просто в по-ятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон и способов компенсации трудностей (например, резкого снижения темпа деятельности или появления поведенческих неадекватных реакций на фоне утомления, усложнения учебного материала). Безусловно, психологу совместно с педагогом необходимо выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуациях (контрольные работы и т.п.). Более того, при разработке стратегии взаимодействия должны быть учтены и личностные особенности ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей сами могут находиться в стрессогенной ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей чаще всего возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Консультирование педагогов психологом в первую очередь должно опираться на то, как педагог воспринимает ребенка.
|
|
Если педагог в целом справляется с ребенком, у него нет проблем взаимодействия с ним, ни познавательных (в освоении программного материала), ни поведенческих (во время Уроков, на перемене, во внеурочное время), следует подумать, Ради чего проводить такое консультирование. В то же время психологическая консультация педагога (а в некоторых случаях и нескольких педагогов, других специалистов образова-Ия) может проходить не только непосредственно по их запро-У> но и по запросу родителей, а также по решению самого СиХолога. Это может происходить в том случае, если психо-г видит или прогнозирует какие-то возможные изменения стояния ребенка. Например, в семье происходят (или гото-Тся произойти) какие-либо негативные события (например, Ребенка в тяжелом состоянии находится мать, родители
готовятся к разводу, который, по мнению психолога, мОм крайне отрицательно повлиять на состояние ребенка и т п Точно так же, если психолог видит, что продолжительное болевание в значительной степени повлияло на ребенка после того как он приступит к занятиям, можно предпол жить проблемы в обучении, быстрое утомление, эмоционал ную лабильность, необходимо предупредить об этом педаг0 га. Ведь подобные закономерные последствия болезни дол.» ны быть осмыслены, в том числе и педагогом, что част происходит лишь после беседы с психологом. Психолог м жет найти дополнительные доводы, обратить внимание на какие-либо положительные стороны ребенка. Точно так же подобный тип консультации рекомендован и в том случае если в дальнейшем, по мнению психолога, вероятны какие-либо изменения и возникновение проблем1. Таким образом подобная консультация будет носить предваряющий харак тер, однако ее не следует путать с профилактическими мероприятиями. Профилактические мероприятия проводятся в той ситуации, когда еще ничего не произошло. В случае, когда мы говорим о предваряющей консультации, уже имеются какие-либо неблагоприятные события, ситуации, которые еще не подействовали на ребенка, но, скорее всего, окажут свое негативное влияние на те или иные стороны его существования, в том числе существования в образовательной среде.
|
|
Однако чаще всего консультация педагогов инициируете; проблемами ребенка, которые уже видны. И тогда главн задача психолога — дать понять педагогу, в чем эти проблемы, как их нивелировать педагогическими и организацион ными мероприятиями и т.п.
3.2. Основные цели консультирования педагога
Наиболее часто встречающийся запрос педагогов касае1 поведенческих проблем. К сожалению, до настоящего време! запрос педагогов к психологу, касающийся проблем познав* тельного плана, не занимает должного места. Педагог не ра
1 Подобную прогностическую оценку дает социометрический монитор К сожалению, этот метод может быть применен только в старших кла коррекционной школы, поскольку в начальном звене вряд ли можно гов о достаточной для этой процедуры сформированности межличностной странства у детей этих категорий.
трцвает психолога как специалиста, способного помочь в
С>1 ении проблем, связанных с познавательным развитием.
Ре более это характерно для системы специального образо-
я в целом, поскольку в идеале педагогический состав ее
' жен в большинстве своем состоять из педагогов-дефекто-
ов либо педагогов, ориентирующихся в проблемах обуче-
я детей с отклонениями в развитии. В то же время психо-
г имеющий, как правило, общепсихологическое, а не спе-
иа'льно психологическое образование, не имеет достаточных
ний в области отклоняющегося развития. Поэтому наиболее частым запросом педагога является просьба к психологу не столько разъяснить поведенческие особенности детей, сколько непосредственно (и желательно за короткое время) исправить поведение ребенка. Педагог дает конкретный запрос («этот дерется, этот плачет, что с этим делать») и ожидает от психолога столь же конкретного ответа1. Первое, что необходимо понять в подобном случае: мы не можем ограничиться конкретным ответом на конкретный запрос педагога. Это было бы непрофессионально, да и эффективность подобного рода действий психолога оказывается в таких случаях крайне низкой. В любом случае необходима достаточно продолжительная разъясняющая работа, которая и является самой консультацией.