Социальная политика государства - важнейший инструмент в системе регулирование социальных процессов в рыночном хозяйстве

Социальная политика - составная часть внутренней политики государства. Ее целью и содержанием является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Она обращена непосредственно к классам, нациям, социальным группам и слоям, к семье, личности.

В условиях рыночной экономики социальная политика государства имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны своих основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группам, классами и нациями. Она должна формироваться таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить рост доходов граждан в соответствии с их трудовым вкладом и располагаемым ими капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

В составе социальной политики выделяются несколько аспектов:

• политика в сфере доходов и личного потребления семей;

• политика в сфере общественного благосостояния;

• политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости;

• политика по поддержанию "слабых групп";

• политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму:

• во внебюджетном секторе экономики;

• в бюджетной сфере.

Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает разработку и использование прожиточного минимума и механизма социальной защиты населения от инфляции.

Политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости содержит мероприятия в области поддержки семей с детьми, улучшения положения женщин и детей, поддержки молодежи, создания новых рабочих мест, обеспечения функционирования служб и Фонда содействия занятости, организации общественных работ для временно незанятых.

Политика по поддержанию "слабых групп" предусматривает постоянное совершенствование пенсионной системы, развитие системы социального обслуживания детей, престарелых, инвалидов, выплату социальных пособий, стипендий, компенсаций.

Политика в области развития отраслей социальной инфраструктуры охватывает мероприятия по выделению необходимых этим отраслям бюджетных средств, разработке и приоритетному обеспечению реализации национальных проектов и целевых программ развития образования, здравоохранения, жилищного строительства и коммунального хозяйства.

МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА

Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через понятия "условия, уровень и качество жизни". Под условиями жизни понимаются наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения - формы расселения, характер жилища, занятость, имущественная обеспеченность семей, развитие отраслей социальной сферы.

Уровень жизни характеризует достигнутый уровень потребления материальных и духовных благ, степень удовлетворения потребностей населения в них.

Качество жизни, с одной стороны, дает оценку самому человеку (уровень здоровья, образования, культуры), а с другой - комфортности, удобства жизненных условий, состояния среды обитания людей.

Макропланирование уровня жизни в России осуществляется сегодня в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, концепций и стратегий долгосрочного развития, национальных проектов и целевых комплексных программ решения узловых coциальных проблем. При этом используются три группы показателей: синтетические (производство ВВП, ВНП, НД душу населения, общие и конечные доходы домашних хозяйств, рождаемость, смертность, естественный прирост, заболеваемость, уровень образования населения, структура использования свободного времени, состояние окружающей среды); натуральные показатели объема потребления конкретных благ; показатели дифференциации населения по доходам и потреблению.

Поскольку уровень жизни населения зависит в значительной мере от размера доходов, планирование народного благосостояния предусматривает оценку их величины. При этом определяются номинальные, реальные и реально используемые (конечные) доходы.

В состав номинальных включаются денежные, натуральные и косвенные доходы, получаемые населением при использовании бесплатных услуг.

Реальные доходы определяются путем вычитания из номинальных доходов налогов, других обязательных платежей, оплаты услуг и учета уровня инфляции.

В объем реально используемых (конечных) доходов на селения не входят денежные сбережения, взносы в общественные

организации, спонсированные средства и сальдо задолженности населения по кредитам.

В процессе расчетов показателей уровня жизни широко используются балансы денежных доходов и расходов населения. Они отражают все доходы в разрезе источников получения средств, все расходы по направлениям и все сбережения в разрезе различных форм.

Важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума. В России при его расчетах используется принятый в международной практике нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Продовольственный набор разработан специалистами Института питания АМН РФ. Он включает около 40 наименований, объединенных в 11 агрегированных групп. Нормативы расходов на непродовольственные товары и услуги устанавливаются по материалам обследования бюджетов низкодоходных семей. Продовольственная корзина дифференцирована по природно-климатическим зонам и социо – демографическим группам.

МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЗАНЯТОСТИ

Планирование воспроизводства населения осуществляется на основе целевых установок долгосрочной Концепции демографической политики РФ, содержание которой определяется демографической ситуацией в стране. Различают три типа демографической ситуации - экстенсивного, интенсивного и суженного воспроизводства населения. Для первого (экстенсивного) типа характерны высокие уровни рождаемости, смертности и прироста населения, низкая степень миграции. Второй (интенсивный) тип характеризуется низкими уровнями рождаемости, смертности и прироста населения, высокой степенью миграции. Суженный тип выражается в резком снижении рождаемости, высоком уровне смертности, сокращении численности населения и хаотичной миграции.

Ухудшение демографической ситуации обусловливает необходимость разработки активной демографической политики, предусматривающей проведение государством мероприятий по поддержанию благосостояния семей с детьми, улучшению положения женщин, детей и молодежи.

Для оценки демографической ситуации и обоснования демографической политики разрабатываются демографические прогнозы. Процесс их разработки включает 4 этапа.

На первом этапе оценивается возможный уровень численности населения. При этом в основном пользуются методом ретроспективной экстраполяции и методом пере- движки возрастов.

На втором этапе определяется половозрастная и профессионально-специализированная структура населения.

На третьем этапе дается оценка размещения населения по территории страны, распределения его между городом и селом и по субъектам РФ.

На четвертом этапе прогнозируется уровень производительности труда.

Результаты демографических прогнозов используются для оценки трудового потенциала. В процессе его прогнозирования оперируют категориями "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "экономически активное население".

Под рабочей силой понимают совокупность физических и духовных сил человека, определяющих его способность к труду.

Трудовые ресурсы характеризуют массу населения страны, которая может работать. В их число включают трудоспособных жителей в дорабочем, рабочем и послерабочем возрасте.

К экономически активному населению относят занятых в производстве работников и безработных. Эта категория обеспечивает предложение рабочей силы и характеризует с количественной точки зрения трудовой потенциал. В качественном аспекте он представляет собой население, физически и профессионально пригодное к трудовой деятельности.

Для характеристики безработицы исчисляют долю безработных в численности экономически активного населения и продолжительность времени отсутствия работы.

Основными формами планирования занятости населения в РФ являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, целевых программ содействия занятости, создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.

Прогнозы занятости разрабатываются в следующей последовательности. Сначала определяется численность трудовых ресурсов и экономически активного населения (предложение рабочей силы), дается характеристика структуры предложения (по полу, возрасту, уровню образования, профессиям, уровню квалификации). Далее оценивается ожидаемый спрос на рабочую силу. При этом применяется баланс рабочих мест, в котором отражено их наличие к началу прогнозного периода, ввод новых мест, их выбытие в связи с износом оборудования и по экономическим причинам. Разность между предложением рабочей силы и спросом на нее характеризует численность безработных.

В целях повышения качества прогнозов состояния рынка труда разрабатываются балансы трудовых ресурсов. В ресурсной части отражается наличие трудовых ресурсов и источники их формирования, а в распределительной - приводится структура занятости по отраслям, выделяется экономически активное и неактивное население, его структура (учащиеся, военнослужащие, не занятые экономической деятельностью и учебой).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В Российской Федерации к отраслям социальной сферы относят образование, здравоохранение, культуру и искусство, туризм, отдых, физическую культуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Цели и задачи развития этих отраслей, мероприятия по их достижению отражаются в различных плановых документах - федеральном, региональных и местных бюджетах, целевых программах и прогнозах развития социальной инфраструктуры. С 2005 г. начали разрабатываться приоритетные Национальные проекты, направленные на модернизацию и повышение эффективности функционирования отраслей социального комплекса.

Основными показателями стратегического планирования социальной сферы являются показатели, характеризующие сеть учреждений, их материально-техническую базу, численность и состав кадров, объемы предоставляемых услуг и уровень обеспеченности ими населения, бюджетного финансирования, вложений из других источников, эффективность использования ресурсов. В процессе плановых расчетов широко применяются разнообразные социальные стандарты.

Вопросы для самопроверки

1. Объясните, что такое социальная политика государства и по-

чему она занимает особое место в системе внутренней поли-

тики.

2. На достижение каких целей направлена социальная политика государства в условиях рыночной экономики?

3. Охарактеризуйте особенности формирования социальной политики государства в рыночном хозяйстве.

4. Назовите и раскройте основные аспекты социальной политики государства.

5. Через какие понятия раскрывается содержание категории народного благосостояния? Покажите их различия.

6. Укажите основные формы, в которых в РФ осуществляет стратегическое планирование уровня жизни народа.

7. 7. Какие группы показателей используются в процессе разработки прогнозов и программ повышения уровня жизни населения? Приведите примеры показателей по каждой группе.

8. Раскройте содержание категорий номинальных, реальных и конечных доходов населения.

9. Охарактеризуйте баланс денежных доходов и расходов населения.

10. Дайте определение категории прожиточного минимума. Объясните, как устанавливается величина прожиточного минимума в РФ.

11. Что понимают под демографической ситуацией? Какие ее типы существуют и чем они различаются?

12. Изложите кратко содержание демографической политики в России.

13. Назовите и раскройте основные этапы разработки демографических прогнозов.

14. Дайте определения понятий "трудовой потенциал", "трудовые ресурсы", "экономически активное население", "уровень безработицы".

15. Назовите основные формы стратегического планирования занятости населения в РФ.

16. Как прогнозируется объем предложения рабочей силы?

17. Изложите основы прогнозирования размеров спроса на рабочую силу.

18. Охарактеризуйте баланс трудовых ресурсов.

19. Какие отрасли включаются в РФ в состав социальной сферы? Перечислите основные цели и задачи развития этой сферы в современной России.

20. В каких плановых документах отражаются целевые установки в области социальной сферы и мероприятия по их достижению?

21. Приведите примеры федеральных целевых программ развития отраслей социальной инфраструктуры, реализуемых в России.

22. Перечислите основные показатели, используемые в макропланировании и прогнозировании развития социальной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: