Стандарт - образец, эталон, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов. Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деят-ти в опред области на пользу и при участии всех заинтер сторон.
Виды:
1. Государственные стандарты содержат требования к продукции, работам и услугам, потребности в которых имеют отраслевой характер. Эти стандарты принимает Госстандарт России.
2. Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли.
3. Стандарты предприятий разрабатываются и применяются самим предприятием.
4. Стандарты общественных объединений
· Основополагающий стандарт
· Терминологический стандарт
· Стандарт на продукцию
· Стандарт на процесс
· Стандарт на совместимость
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соттветствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров.
Виды сертификации: добровольная, обязательная.
Этапы:
1. Подача заявителем заявки
2. Рассмотрение заявки и принятие решения о возможности проведения сертификации, том числе выбор схемы проведения сертификации.
3. Выбор испытательной лаборатории или центра.
4. Составление программы и методики проведения сертификации
5. Отбор образцов
6. Проведение испытаний
7. Анализ состояния (проверка) производства продукции
8. Анализ полученных результатов испытаний и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия
9. Оформление, регистрация сертификaта соответствия.
10. Выдача заявителю сертификата соответствия на продукцию.
11. Проведение инспекционного контроля.
Субъект - изготовители продукции, исполнители услуг.
Объект-продукция, услуги, процессы.
Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Национальный, региональный, международный уровни.
2 этапа сертификации системы менеджмента качества:
Предварительная проверка и оценка СМК
Окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия.
Требования к СМК установлены в ИСО 9001-2000 (РФ-ГОСТ ИСО9001-2001)
Преимущества: доверие потребителя упрощение выбора прод-ии
Объектив инфа Защита в конкур борьбе уменьш импорта анал прод -ускорение НТП
Международная практика:
Ведущее место принадлежит ИСО, которая имеет комитет по сертификации (сертико).
1986-создание организации по аккредитации лабораторий стран северной Европы (иорда).
1990-для реализации правил сертификации, рассмотрения декларации, установления критериев создан специальный орган - Европейская организация по испытаниям и сертификации (еоис).