Концепция преобразующего лидерства

Данная концепция имеет много общего с концепцией харизматического лидерства. Однако она принципиально отличается от нее тем, что лидер - реформатор – это не спаситель и не кудесник, а творческий преобразователь окружающей действительности. Он ведет за собой людей, повышая уровень их знаний, сознательности и ответственности, предоставляя им возможности для саморазвития, увязки личных и общих целей. Его цель – не просто изменить мир, а измениться вместе с ним через развитие. Такой лидер не стоит над своей группой или организацией, а является ее органической частью, активно поддерживая совместные усилия, направленные на реализацию проводимых реформ. При этом последователи не должны быть соглашателями и слепо следовать за своим лидером. От них требуется критическая оценка существующих возможностей и осознанный подход к своей роли и своему поведению в реформируемой организации. С другой стороны, и лидер не должен идти на поводу у подчиненных, так как в этом случае возникает реальная опасность полного провала проводимых реформ.

Наиболее продвинутой и прогрессивной с позиций сегодняшнего дня является теория эффективного лидерства, которая была разработана в 1995 году в США специальной комиссией, возглавляемой вице-президентом Гором, работавшей в рамках специальной государственной программы. Соответствующая этой теории системная иерархической модель «Основы эффективного лидерства» охватывает стратегический, тактический и оперативный уровни управления. Кроме того, она является ступенчатой и позволяет последовательно развивать и совершенствовать деловые качества персонала. Для каждого уровня руководства существует определенный перечень деловых качеств и уровень компетентности. Чем выше этот уровень, тем большая компетентность требуется от руководителя. С помощью этой модели можно проводить подбор необходимого персонала и оценивать результаты его работы.

На основе модели «Основы эффективного лидерства» была создана ситуационная модель деятельности высших руководителей, которая увязывает требуемые деловые качества и сферы компетенции руководителя с основными направлениями его деятельности. Эту модель назвали «Ядро квалификации руководителей».

Претендент на высокую должность обязан соответствовать каждому из 22 качеств, отраженных в данной модели, или предоставить план повышения своей квалификации. Для подтверждения сделанной им самооценки он должен привести примеры из своей предшествующей профессиональной деятельности. Результаты этой самооценки проверяются специальной комиссией, после чего дается обоснованное заключение о соответствии претендента предъявляемым к нему требованиям.

Основная литература: 1 осн. [ 202-219 ],2 осн. [ 296-302], 5 осн. [184-191], 8осн. [500-514],11 осн. [324-347], 12 осн. [363-384]

Дополнительная литература: 1 доп. [164-250], 14 доп.[73-77]

Контрольные вопросы:

1.Поясните сущность понятия лидерство.

2.В чем состоят основные особенности формального и неформального лидерства?

3. Расскажите о личностной теории лидерства.

4.В чем заключается сущность поведенческой теории лидерства?

5.Расскажите о причинах возникновения и сущности ситуационной теории лидерства.

6.Какие современные концепции лидерства вы знаете?

7. Чем отличаются друг от друга концепции атрибутивного и харизматического лидерства?

8.В чем состоит сущность теории эффективного лидерства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: