Раздел 1. Составление бюджета предприятия

Бюджетирование – это система согласованного управления отдельными его подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повысить конкурентоспособность предприятия.

Бюджетная система предприятия – это совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и организационной структуре предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.

Консолидированный (общий) бюджет представляет собой свод всех бюджетов, используемых предприятием. Он включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.

Традиционная структура системы бюджетов предприятия представлена на рисунке 1. На рисунке указаны взаимосвязи между отдельными бюджетами и логика разработки консолидированного бюджета предприятия.

Операционный бюджет – бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс или направление бизнеса.

Финансовый бюджет описывает в финансовых показателях денежный поток в рамках центра финансовой ответственности. Управление операционной эффективностью отражает бюджетный отчет о прибылях и убытках, платежеспособностью и ликвидностью – отчет о движении денежных средств, стоимостью активов компании – бюджетный баланс.

Базовый бюджет планируется первым, поскольку от него зависит построение других (зависимых) бюджетов.

Зависимый бюджет – это бюджет, показатели которого при планировании в целом вычисляются на основе других бюджетов по заданным формулам.


Рис.1. Традиционная структура системы бюджетов предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: