Основные черты рынка монополистической конкуренции

Как показывает практика, в реальной жизни условия, прису­щие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко со­блюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, нахо­дящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной кон­куренции. Одна из таких рыночных структур — монополистиче­ская конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершен­ной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополи­стическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элемен­ты, характерные для чистой монополии. Особенности монопо­листической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количе­ство небольших фирм, но численно их меньше, чем при совер­шенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинако­вую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рын­ка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следова­тельно, контроль рыночной иены товара отдельной фир­мой тоже ограничен;

• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации от­расли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рын­ке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производи­мым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

•разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и условия, связанные с продажей про­дукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкури­ровать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассорти­мент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые раз­личия, которые навязываются потребителям.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бы­товая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену про­даваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю от­раслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относитель­но самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегмен­те доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, зна­чит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. По­скольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при мо­нополистической конкуренции могут возникнуть дополнитель­ные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосроч­ном периоде не получают экономических прибылей, функцио­нируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсут­ствия экономической прибыли, функционирование в точке без­убыточности в долгосрочном периоде не может долго удовле­творять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополисти­ческой конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производи­мой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономиче­ские и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует не­сколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необ­ходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность данной формы неценовой конку­ренции состоит в том, что идет приспособление потреби­тельских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения са­мого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Монополистическая конкуренция — достаточно часто встре­чающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной тор­говли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отрас­лей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особен­но учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.

Вопрос 10

Инфляция как многофакторный процесс

Инфляция - это обесценение денег, снижение ихпокупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Тема 28. Инфляция

Инфляция (от лат. inflation — раздувать) — процесс обесценивания денег в результате превышения количества денежных знаков, находящих­ся в обращении, над суммой цен товаров и услуг.

Дефляция — обратный процесс, выражающийся снижением среднего уровня цен.

Условие стабильности цен заключается в выполнении уравнения обмена (формулы Фишера):

Р · Q = М · V,

где Р — уровень цен; Q — объем производства; М — количество денег в обо­роте; V — скорость оборота денег.

Причины роста цен
               
Избыточный ростколиче- ства денег в обороте   Увеличение скоро- стиоборота денег   Сокращение объема производства
Виды инфляции
         
Инфляция спроса   Инфляция издержек (шок предложения)
Совокупный спрос растет быстрее, чем производственный потенциал экономики в условиях: инфляционных ожиданий; повышения социальных гаран­тий государством; резкого увеличения инвестици­онных расходов в период эконо­мических подъемов Увеличение издержек производ­ства и уменьшение совокупного предложения в условиях: повышения номинальной зара­ботной платы; повышение цен на сырье и энер­гоносители
Показатели измерения инфляции
     
Индекс потребительских цен (ИПЦ)   Темп инфляции
Показывает изменение стоимости фиксированной «потребительской корзины», которую покупает рядовой потребитель где Р1 · Q0 — рыночная стоимость фиксированной «корзины» в теку­щем году; Р0· Q0 — рыночная сто­имость фиксированной «корзины» базового года   Прирост общего уровня цен за определенный период времени, выраженный в процентах где ИПЦ1 — индекс потреби­тельских цен в текущем году; ИПЦ0 — индекс потребитель­ских цен в базовом году
Виды инфляции по темпам
               
Умеренная   Галопирующая   Гиперинфляция
Цены растут мед­ленно, до 10 % за год Покупательная способность денег практически сохраняется   Цены растут скачко­образно на 20—200 % за год Деньги быстро теряют свою покупательную способность Сужаются рынки капи­талов, сокращаются внутренние инвестиции   Чрезвычайно высокие темпы роста цен (на 1—2 % ежедневно) Резкое обесценивание денег Возникновение экономического и со­циального хаоса, финансового краха

Ползучая инфляция — вид умеренной инфляции, при которой цены растут до 5 % в год. Характерна для развитых стран.

Стагфляция — состояние экономики, которое характеризуется общим спадом производства (стагнацией) в сочетании с повышением цен (инфля­цией) и высоким уровнем безработицы.

Показатели измерения инфляции используют при расчете дефлято­ра ВВП, прожиточного минимума, минимальной зарплаты, социальных выплат (пенсий и т. д.), всех видов фиксированных доходов и расходов, где необходима индексация, т. е. приведение к реальному уровню стоимости благ.

Последствия инфляции
     
Снижение реальных доходов населения     Обесценивание сбережений и вкладов
   
     
Снижение уровня текущего потребления     Падение производства как результат снижения стимулов к труду
   
     
Усиление диспропорций и несба­лансированности производства, торговли, кредитной и денежной систем     Возникновение необходимости усиления административного регулирования экономики
   
     
Нарушение системы управления экономикой     Обострение социально-политиче­ской напряженности в обществе
   
     
Углубление имущественного неравенства
Возможные средства преодоления инфляции  
         
Нулификация     Индексация доходов населения  
Бумажные денежные знаки изымаются государством из обо­рота и заменяются новыми (Гер­мания, 1923 г., Венгрия,1946 г.)     Номинальные доходы граждан изме­няются пропорционально измене­ниям цен; однако никогда не бывает 100% -ой индексации доходов  
     
         
Государственное регулирование совокупного спроса     Политика дезинфляции  
Для снижения уровня инфляции правительство искусственно орга­низует спад в экономике (США, Великобритания в 1980-е гг.)  
Увеличение ставок налогообложения Снижение государственных рас­ходов  
     
         
Государственный контроль за уровнем заработной платы  

Причины и социально-экономические последствия инфляции

 

Причиной инфляционной волны является деятельность Центрального банка, занимающегося эмиссией денег, чтобы обеспечить нормальное то­варное обращение. Увеличение выпуска денег связано с дефицитом го­сударственного бюджета, когда его расходы превышают доходы, прово­дится милитаризация экономики. Это связано также с подчинением На­ционального банка непосредственно правительству, которое покрывает все его расходы, выдает субсидии, кредиты и списывает долги креди­та. Это является характерным почти для всех стран СНГ.
Одним из главных источников инфляции является монополия. Она, сокращая конкуренцию, ведет к уменьшению предложения, за счет чего устанавливают монопольно- высокие цены. В нашей республике, где действуют дефицитные, уникальные (особенно в добывающих отраслях) предприятия, давление монополий на цены весьма остро ощутимо.
Причиной роста инфляции является также непомерно высокие налоги, процентные ставки за кредит. Эти факторы приводят к:
а) сокращению предложения из-за невыгодности производства, что усиливает давление на рынок спроса;
б) переложение высоких издержек на цены выпускаемой продукции, что приводит к росту цен.
Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировых рынках, что приводит к импортизации инфляции в страну в виде издержек. Для Республики Казахстан одним из факторов инфляции является развал Советского Союза и СЭВ, что привело к разрыву экономических связей и сокращению предложения товаров, а также спроса на наше сырье. Из-за разрыва хозяйственных связей деньги перестали выпол­нять функции средства платежа и обращения товаров. Это привело к бартерному обмену, приводившему к усилению инфляции и сокращению функций нормального товарно-денежного рынка.
Однако, главной причиной инфляционного взрыва в 90‑х годах в Казахстане и других странах СНГ был и остается бюджетный дефицит, распад сельского хозяйства, развал промышленности, ее сырьевой направленности и сокращение нормального эффективного производства.
Многообразные противоречивые последствия инфляции заключаются:
Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохо­да и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами. Прогрессивная система налогообложения, способствующая повыше­нию изъятия сбережений в домохозяйствах, приводит к перераспределе­нию доходов (накопленных) от старых к молодым членам общества.
Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование фирм и домохозяйств, с увеличением неоп­ределенности и риска ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки за кредиты, понижение прибыли, благосостояние нации и занятость.
В‑третьих, изменяется структура общества, снижается политическая стабильность и возрастает социальная напряженность.
В-четвертых, с созданием «открытого» сектора экономики снижа­ется конкурентоспособность национальных товаров, что приводит к увеличению импорта и сокращению экспорта, росту безработицы и разорению товаропроизводителей.
В-пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную ва­люту из-за утечки капитала за границу усиливается спекуляция на валют­ном рынке и происходит ускорение роста цен.
В-шестых, снижается реальная стоимость сбережений, повышается спрос на реальные активы. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохо­зяйствам приходится увеличивать дополнительные затраты на покупку реальных активов.
В-седьмых, с изменением структуры и уменьшением реальных дохо­дов государственного бюджета сужается возможность экстенсивной фискальной и монетарной политик. Запускается механизм их воспроизводства (печатания).
В-восьмых, умеренная инфляция, сокращая незначительно реальные доходы населения, заставляет его работать больше и лучше. Следова­тельно, ползучая инфляция - есть «плата» за экономический рост и является для него стимулом. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузке производственных мощностей.
В-девятых, происходят разнонаправленные движения оптимальных цен и объемов производства различных товаров.
Согласно теории «ускорения инфляции» на долгосрочных временных интервалах, повышение темпов инфляции из года в год помогают под­держивать реальный объем производства выше своего собственного уровня.

Факторы, вызывающие инфляцию, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся:

- рост цен на мировых рынках;

- сокращение поступлений от внешней торговли;

- отрицательное сальдо платежного баланса.

Внутренние причины инфляции – это:

- деформация экономики в сторону отставания отраслей потребительского сектора и гипертрофированного развития отраслей тяжелой индустрии и, особенно, военно-промышленного комплекса;

- злоупотребление монопольным правом денежной эмиссии со стороны пары «правительство – центральный банк»;

- монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний на установление цен, не согласующихся с их собственными издержками;

- монопольное положение профсоюзов в области регулирования ставок заработной платы своих членов путем заключения трудовых соглашений с предпринимателями, включающих обязательство последних повышать ставки в соответствии с ростом инфляции;

- непомерно высокие налоги или процентные ставки за кредит;

- неоправданное расширение масштабов кредитования;

- повышение скорости оборота денег;

- различные кризисы в экономике, а также стихийные бедствия;

- сокращение объемов производства;

- ускорение прироста издержек производства на единицу продукции;

- инфляционные ожидания.

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же, неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

 

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает перенос инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

Велико отрицательное влияние инфляции на производство. Негативно влияет инфляция и на занятость населения.

Таким образом, последствия инфляции включают в себя:

- возникновение несбалансированности экономики;

- разорение мелкого и среднего бизнеса;

- деформацию кредитных вложений банков (рост доли краткосрочных ссуд и уменьшение удельного веса долгосрочных);

- перелив капитала из сферы производства в денежно-кредитную сферу;

- трудности с обновлением основного капитала;

- невыгодность денежных накоплений;

- неопределенность в хозяйственной деятельности, ухудшение управления экономикой и субъектами хозяйствования;

- отставание темпов роста номинальной зарплаты от темпов роста цен;

- ускоренную материализацию денежных средств;

- усугубление имущественного неравенства;

- падение уровня жизни населения;

- эрозию стимулов к труду;

- падение валютного курса национальной денежной единицы.

Вопрос 11

. 3 Воздействие на занятость населения в России

Регулирующее воздействие на занятость населения оказывают в России три основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. К сожалению, в стране роль профсоюзов в решении проблем занятости близка к нулю.

Государство решает стратегические вопросы занятости населения, определяет основные контуры социально-экономической политики занятости и сокращения безработицы. Для их реализации разрабатывает программы обесᴨȇчения занятости населения, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обесᴨȇчивает гарантии для безработных граждан. Государство, не вмешиваясь во внутрипроизводственную деятельность предприятий, воздействует через налоговую систему, денежную и кредитную политику на его деятельность, аккумулирует денежные средства на решение социальных вопросов занятости.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены такие гарантии как: бесплатная профессиональная ориентация; профессиональная подготовка, ᴨȇреподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; комᴨȇнсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; выплата пособия по безработице и т. д.

Работодатели, являющиеся вторым субъектом регулирования занятости, свою функцию в этом плане осуществляют путем сохранения создания и предложения рабочих мест на рынке труда. Но при этом создание рабочих мест и предложение его на рынок труда для работодателя в целях сокращения безработицы носит необязательный характер.

Российским государством для проведения единой политики в стране создана служба по труду и занятости. Эта система имеет три уровня: федеральный уровень, уровень субъектов федерации и уровень муниципальных образований. Система службы занятости должна выполнять такие функции, как анализ современного состояния рынка т руда и прогнозирования его на обозримое будущее, разработка и реализация целевых программ содействия занятости, учет безработных и оказание им помощи в трудоустройстве, организация подготовки и ᴨȇреподготовки работников, профессиональная ориентация, выплата пособий, консультации по вопросам трудоустройства, социальная поддержка безработных в решении различных вопросов, связанных трудоустройством, оказание помощи в подборе кадров для предприятий и учреждений Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Консᴨȇкт лекций. - М.: Юрайт, 2009. - с. 114..

Вместе с тем следует отметить, что службы занятости занимаются сегодня в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т. п. При этом важно отметить, что информация, получаемая данными службами, не всегда полная и всесторонняя, ибо поступает она в эти организации главным образом со стороны государственных предприятий, коммерческие структуры пытаются, как правило, решать вопросы набора рабочей силы, особенно исполнителей интеллектуального труда, посредством своих внутренних каналов. Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры занятости и биржи труда должны заниматься не только ᴨȇречисленными выше проблемами, но также и выработкой стратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в ее профессионально-квалификационном срезе, регулирование процессов подготовки и ᴨȇреподготовки работников и т. д.

В Законе Российской Федерации о занятости предусмотрено, прежде всего, содействие трудоустройству, но в деятельности Государственной Службы занятости населения ᴨȇрекос сделан в настоящий ᴨȇриод, преимущественно в сторону защиты безработных. Это не способствует решению проблем занятости и формирует как и в других странах мира, в России, состоящих на учете, на пассивность в поиске работы. По некоторым данным более половины средств Государственного Фонда занятости населения РФ уходит на пассивную политику занятости населения.

Все три уровня системы службы занятости, естественно, выполняют свои функции, но они всегда должны быть состыкованными и дополнять друг друга. Так, если федеральные органы занимаются разработкой и финансированием государственных программ, разработкой стандартов, процедур и форм контроля за работой служб занятости страны, то региональные службы адаптируют общегосударственные программы к местным условиям, реализовывают их, руководят работой местных служб занятости, которые находятся под их юрисдикцией, включая планирование, финансирование и контроль за их деятельностью. Адмиʜᴎϲтрации субъектов России могут за счет своих средств, средств благотворительных организаций, спонсорских вливаний увеличить финансовые ресурсы содействия занятости.

Обобщение деятельности ряда субъектов Российской Федерации показывает, что этим пользуются, прежде всего, так называемые, «республики и области доноры». Они по сравнению с общероссийскими стандартами устанавливают более длительные сроки выплаты пособий по безработице, устанавливают доплату к ним, увеличивают стиᴨȇндии лицам, проходящим профессиональное ᴨȇреобучение, способствуют созданию новых рабочих мест Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. - М.: Экономика, 2009. - с. 96..

В последние годы проблемам занятости и сокращения масштабов безработицы начали заниматься и негосударственные структуры. Эти структуры решают вопросы трудоустройства, профессиональной подготовки и ᴨȇреподготовки граждан, информированием населения о рабочих местах и потребностях в кадрах с соответствующей профессией и квалификацией. К негосударственным структурам относятся коммерческие биржи труда, рекрутинговые фирмы, некоторые учебные центры, коммерческие агентства по подбору кадров, различные общества занятости и т. п. В г. Москве и Московской области получили широкую известность такого характера учреждения как общество «Триза», корпорация «Исида» и «Инфо-Сервис». В Республике Башкортостан также имеются такие организации. К ним относятся «Клуб ищущих работу», «Новый старт», «Аяк», «Универсум» и др. Предпринятые негосударственными структурами шаги по решению проблем безработицы безусловно заслуживают положительной оценки.

При регулировании занятости и безработицы работодатели как государственных, так и негосударственных предприятий должны строить свою деятельность на основе принципа добровольности труда, который складывается из следующих моментов: свобода выбора гражданином между занятостью и незанятостью в общественном производстве; свобода выбора профессионального приложения труда; право выбора форм собственности при приложении своего труда; выбор работником более благоприятного для него режима труда; добровольный выбор географического места приложения труда. Однако все эти названные формы проявления свободы в реальности в условиях высоких показателей безработицы резко сужаются, тем более в ситуации, когда в стране государственный фонд занятости населения ликвидирован.

Как известно, этот Фонд относится к государственным внебюджетным фондам и был создан прежде всего для защиты населения от безработицы. Его средства направлялись на выплату пособий по безработице, на мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест, на возмещение затрат, связанных с назначением досрочных ᴨȇнсий безработным, на оплату расходов на профессиональную подготовку и ᴨȇреподготовку безработных, на организацию общественных работ, на разработку программ занятости и т. д. Все это, естественно, способствовало в известной мере решать проблемы безработицы в стране.

Вместе с ликвидацией Государственного фонда занятости населения в 2000 г. отменен платеж для страхования от безработицы, введен единый социальный налог, снижен размер платежей в Фонд социального страхования с 5,4 до 4 %. Итак, сегодня социальная поддержка оказывается из средств бюджета. В конце 90-х гг. в ХХ в. сумма в объеме 1,5 % от величины фонда оплаты труда принадлежала Государственному фонду занятости и закон запрещал ее ᴨȇреключать на финансирование каких-либо других мероприятий. На наш взгляд, это значительно ухудшило материальные основы социальной защиты безработных, в связи с этим вопрос о необходимости расширения возможностей решения занятости населения должен быть ᴨȇресмотрен. Если будет снова восстановлен этот фонд, то он должен формироваться не только за счет работодателей, но и в виде страховых взносов для социальной защиты безработных как это делается во всех развитых странах мира.

Что же касается профсоюзов как общественной организации, защищающей интересы трудящихся в регулировании занятости и безработицы, законодательно подтверждена. В 21 статье Закона «О занятости населения в Российской Федерации» права профсоюзов они определены достаточно четко.

Вопрос 12

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: